Татьяна Васильевна Чередниченко,

кандидат философских наук, доктор искусствоведения,

профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (Заведующий Центром Гуманитарного Знания)

 

Краткая биография. 1

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ Т.ЧЕРЕДНИЧЕНКО.. 2

МОНОГРАФИИ.. 2

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЭСТЕТИКЕ, МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ И МУЗЫКОЗНАНИЮ    3

СТАТЬИ В СБОРНИКАХ, ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ.. 4

Статьи для Музыкально-энциклопедического словаря. 8

РЕЦЕНЗИИ.. 8

Статьи в газете 'Сегодня'. 10

 

Краткая биография

 

После окончания Центральной Средней Специальной Школы при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, училась на теоретико-композиторском факультете Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Затем - в аспирантуре при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского по специальности 'эстетика'.

 

Первая (кандидатская) диссертация посвящена теме: 'Структура художественной оценки. На материале музыкальной критики', которая по номенклатуре гуманитарных специальностей Российской Высшей Аттестационной комиссии относится к комплексу философских наук. Поэтому первая ученая степень - кандидат философских наук (1980).

 

Вторая (докторская) диссертация посвящена музыковедчески-методологической и вместе с тем эстетической теме: 'Тенденции западной музыкальной эстетики. Методологические парадоксы науки о музыки'. Защищенная в 1989 году в Специализированном Совете при Московской консерватории, она была нострифицирована присвоением автору степени доктора искусствоведения по специальности 'музыкальное искусство'.

 

Участвовала в реконструкции классических русских опер по архивным источникам: 'Князь Игорь' А.П.Бородина (поставлена в Вильнюсской опере, 1974, в московском Большом театре, 1994); 'Рождественская драма - Комедия на Рождество Христово' Св. Митрополита Димития Ростовского (поставлена в Московском Камерном Музыкальном Театре, 1976); 'Жизнь за царя' М.И.Глинки (поставлена в московском Большом театре, 1989).

 

Осуществляла эквиритмические переводы немецкой и английской поэзии для изданий вокальных произведений Бетховена и Шуберта (издательство 'Музыка', 1977-1983).

 

Осуществляла в качестве автора и ведущей телевизионный проект (телеканалы 'Российские Университеты', НТВ, 'Культура') 'Лексикон истории культуры' - более 50 программ; 1993-1998 годы.

 

Участвовала в качестве приглашенного эксперта в телепрограммах российских телеканалов: 'Программа А', 'Мы', 'Новые обыватели' и др., выступала в качестве приглашенного эксперта в программах радиостанций 'Голос России', 'Свобода', 'Голос Америки', 'Резонанс', 'Эхо Москвы', 'Маяк' и др. (1989-2001 годы).

 

В 1996 году награждена премией и дипломом за лучшую публикацию в рубрике 'публицистика' в журнале 'Новый мир'. В 1994 году дважды становилась грантополучателем Института 'Открытое общества' (Фонд Джорджа Сороса), благодаря чему увидели свет две книги: 'Музыка в истории культуры' (двухтомник), и 'Типология советской массовой культуры. Между 'Брежневым' и 'Пугачевой' (оба издания вышли в Москве, первое переиздавалось в Бишкеке 1997 году). В 1998 году стала грантополучателем Российского Научного Гуманитарного Фонда, благодаря чему закончена рукопись 'Россия 90-х в слоганах, имиджах, рейтингах/: Актуальный лексикон истории культуры' (книга издана в 1999 году в Москве Издательским домом Новое Литературное Обозрение).

 

Награждена медалью почетного гражданина Москвы (1998 г.), Патриаршей Рождественской Грамотой (2000 г.).

 

Член Союза Композиторов России (с 1989 года), в 1990-94 годах член Творческой комиссии Союза композиторов по критике.

 

Член Специализированного Совета при Институте Мировой Культуры Московского Государственного Университета им. Ломоносова (специальность - история и теория мировой культуры).

 

С 1999 года член редколлегии журнала 'Новый мир'

 

Эксперт Института Открытое Общество (Россия), программы 'Образование' и 'Культура' - с 1997 г. по настоящее время.

 

Эксперт Российского Гуманитарного Научного Фонда (отдел культурологии и искусствознания) - с 1997 г. по настоящее время.

 

Время составления жизнеописания: июнь 2001 года.

 

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ Т.ЧЕРЕДНИЧЕНКО

МОНОГРАФИИ

 

1. Кризис общества - кризис искусства. Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. Монография. Москва, "Музыка", 1985, 191 с. 11 уч.-изд. листов. 2-е изд. - 1987.

2. Современная эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы развития (монография). Москва, "Сов. композитор", 1988, 320 стр. (уч. изд. листов - 19,37)

3. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. Монография. Москва, "Музыка", 1989, 222 стр. ( уч.-изд. листов - 16,14)

4. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, Аллегро-пресс, 1994 (издание фонда "Культурная инициатива"), условных печ. листов: 13,6+11= 24,6  2-е изд.: однотомник (344 с.), Бишкек, Фонд 'Сорос- Кыргызстан', Фирма 'Айбек',1996

5. Типология советской массовой культуры. Между 'Брежневым' и 'Пугачевой'. Москва, РИК Культура, 1994, 16 усл. печ. листов.

6. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах:/Актуальный лексикон истории культуры. Москва, Издательство НЛО, 1999, усл. печ. листов 28, 415 страниц

7. Музыкальный запас. 1970-е. Проблемы. Портреты. Случаи. Москва. Издательство НЛО, 2001, усл. печ. листов 25

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЭСТЕТИКЕ, МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ И МУЗЫКОЗНАНИЮ

 

7. Два аспекта понятия музыкального произведения (по работам К.Дальхауза, Х.Эггебрехта, Т.Кнайфа) Аналит. обзор - Сер. Музыка, Вып. 2. Научный реферативный сборник "Некоторые проблемы современного зарубежного музыкознания" Москва, Информкультура, 1978, с. 5-19 (1 авт. лист)

8. Проблематика "Новой музыкальной эстетики" (по трудам музыковедов ФРГ 60-70-х гг.) (брошюра) - Сер. Общие вопросы искусства. РС. Вып. 1, Москва, Информкультура, 1981, с. 1-32 (2 авт. листа)

9. Проблемы музыкального пространства и времени в музыкознании и музыкальной эстетике 60-70-х годов. - Серия Общие вопросы искусства, РС, Вып. 3, Москва, Информкультура, 1981, с. 1-3 (введение) и 3-23 (1,5 авт. листа)

10. Некоторые проблемы музыкальной эстетики (по материалам, опубликованным в ГДР) (брошюра) - Сер. Музыка, Вып. 4, Москва, Информкультура, 1983, с.1-21 (2 авт. листа)

11. Герменевтика и музыкознание (брошюра с предисловием П.П.Гайденко) -- Сер. Общие проблемы искусства, Вып. 1, Москва, Информкультура, 1984, с. 8-29 (2 авт. листа)

12. Некоторые тенденции экономики музыкальной жизни ФРГ. - Экспресс-информация. Культура и искусство за рубежом. Сер. Музыка. Вып. 3, Москва, Информкультура, 1984, с.1-8 (0,5 авт. листа)

13. Критика зарубежных музыковедческих концепций 70-80-х годов (брошюра) Сер. Музыка, Вып. 1, Москва, Информкультура, 1985, с. 1-44 (2,5 авт. листов)

14. Общая теория искусства и перспективы искусствоведческих исследований. - Сов. музыка, 12/1985, с. 100-106 (1 авт. лист)

15. Новые проблемы музыкальной науки (участие в редакционной беседе) - Сов. музыка, 11/1985, с. 40-43 (0,5 авт. листа)

16.   Исследования по марксистско-ленинской эстетике (Обзор). В соавт. с В.П.Крутоусом. - Вопросы философии, 2/1986, с. 37-56 (1,5 авт. лита)

17. Marxistisch-leninistische Aesthetik - Stand der Forschung (в соавторстве с В.П.Крутоусом). - Kunst und Literatur. 35. Jahrgang. Januar-Februar 1987, Heft 1, S. 3-17 (1,5 авт. листа)

18. Общественные науки. Противоречия, перспективы (в соавт. с Е.Шевцовым) - Сов. музыка, 12/1987, с. 78-81 (0,8 авт. листа)

19. Teoretische und aesthetische Probleme der Musik in der gegenwaertigen sowjetischen Musikwissenschaft - Beitraege zur Musikwissenschaft 4/1987, S. 275-287 (1,5 авт. листа)

СТАТЬИ В СБОРНИКАХ, ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ

 

20. Глупость. Расшифрованный текст телепередачи авторского цикла 'Лексикон истории культуры'. - 'Новый мир', 1997, N 5, 1 авт. лист

21. Достоинство нашего сообщества (об элите в современной российской культуре) - В кн. Я - физтех. М., 1996, с.484-487

22. Критерии эффективности поддержки культурно-образовательных инициатив. - В кн.: На пути к культуре мира и ненасилия. Материалы научно-практической конференции 'От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование'. Москва, 8-9 декабря 1997 года. М., 1998 с. 97-100

23. Терминологическая система Б.В.Асафьева (На примере исследования "Музыкальная форма как процесс") - В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 3. Москва, Музыка, 1978, с. 215-229 (1 авт. лист)

24. Ценностный подход к искусству и музыкальная критика. - В сб.: Эстетическе очерки, вып. 5, Москва, Музыка, 1979, с. 65- 101 (2 авт. листа)

25. Традиционная противоположность: мифы и реальность. - Сов. музыка, 3/1982, с. 87-96 (1 авт. лист)

26. Эстетика музыкальная - Музыкальная энциклопедия т.6, М., Сов. энциклопедия, 1983, 2 авт. листа

27. К проблеме художественной ценности в музыке - в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 5 . М., Сов. композитор, 1983, с. 255-195 (2,5 авт. листа)

28. Эстетические категории в процессе преподавания композиции. - В сб.: Мировоззренческая подготовка в специальном классе. Московская гос. консерватория. Проблемы формирования творческой личности в музыкальном вузе. Сборник научных трудов. Москва, 1983, с. 77-98 (1 авт. лист)

29. Эстетика консерватизма. - Сов. музыка, 2/1984, с. 104-110 (1 авт. лист)

30. Новые проблемы музыкальной науки (участие в редакционной беседе) - Сов. музыка, 11/1985, с. 40-43 (0,5 авт. листа)

31. Карл Дальхауз и его эстетическое исследование музыки. - в сб.: Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 94, Москва, 1987, с. 33- 81 (3 авт. листа)

32. Генезис интонации : новый подход (рец. на кн. Э.Е.Алексеева "Раннефольклорное интонирование") - Сов. музыка, 3/1987, с.96-99 (0,6 авт. листа)

33. Принцип историзма и современная музыка. - Сов. музыка, 9/1987, с. 36-41, (0,7 авт. листа)

34. Композиция и интерпретация: три среза проблемы. - В сб.: Музыкальное исполнительство и современность, вып. 1, М., Музыка, 1988, с. 43-69 (2 авт. листа)

35. Аналогия музыкального и внемузыкального в современной западной эстетике музыки. - В сб.: Эстетические проблемы музыкознания. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 97, Москва, 1988, с. 23-43 (1,5 авт. листа)

36. The Concept of Artistic Value and Musical Art - Aesthetics.Art.Life. Moscow, Raduga Publishers, 1986, p. 260-269 (0,5 авт. листа)

37. Между языком и пониманием. О концепциях смысла музыки в современной зарубежной эстетике. - В сб.: Современные зарубежные музыкально-теоретические системы. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 105, Москва, 1989, с. 19-34 (1,5 авт. листа)

38. Музыкальная современность и историческое сознание музыковеда. - Сов. музыка 9/1989, 0,5 авт. листа

39. Методологический ритуал, профессиональное бессознательное и теоретическая перспектива (на нем. языке) - Beitraege zur Musikwissenschaft, 4/1990 (0,5 авт. листа)

40. Кризис или кризисоверие? - Сов. музыка, 5/1990, с. 49-52, (0,6 авт. листа)

41. Идеи Ю.Н.Холопова к философии музыки. - В сб.: Laudamus. Москва, "Композитор", 1992, с.40-48 (1 авт. лист)

42. Мысль и язык в авангардистской композиции. - В сб.: Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Symposion Leningrad 1990. Kassel, 1994, S. 79-93

43. В сторону герменевтики: современное западное искусствознание в поисках методологическоего синтеза (на материале музыкознания) - В кн. Современное искусствознание: методологические проблемы. М., Наука. 1994, с. 238-253

44. Композиция последнего двадцатилетия: неоканоническая перспектива? - В кн.: Музыка ХХ века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Сборник 25. М., 1999, с. 58-62

45. Песенная поэзия А.П. Сумарокова в русской музыке. - В сб.: Традиции русской музыкальной культуры ХУШ века. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. ХХ1, Москва, 1975, с.113-141 (2 авт. листа)

46. Бородин как поэт. - Сов. музыка, 8/1978, с.94-100 (1 авт. лист)

47. "Стань словом, музыка!" (рец. на две книги Каца) - Сов. музыка, 6/1984, с.107-110 (0,5 авт. листа)

48. Ценностный анализ музыки и поэтический текст - В сб.: Laudamus, Москва, Композитор, 1992, с. 79-86 (1 авт. лист)

49. Песни Тимура Кибирова - Арион, 1995, N 1 , 1 авт. лист 

50-51. Агрикола. Закс. Статьи в Ежегоднике памятных музыкальных дат и событий, 1981. Москва, Музыка, 1980 (общий объем - 0,5 авт. листа)

52. Цыганская музыка - Музыкальная энциклопедия, т.6. М., Сов. энциклопедия, 1983, 0,5 авт. листа

53. Цыганский романс - там же, 0,5 авт. листа

54.  Интерпретация традиции в искусстве И.С.Баха. - В сб.: Проблемы музыкального стиля И.С.Баха и Г.Ф.Генделя (К 300-летию со дня рождения великих немецких композиторов). Москва, 1985, с. 26-45 (1 авт. лист)

55. Новая музыка N 6 - Новый мир, 1993, # 1 , 1,5 авт. листа

56. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и завтра. - Новый мир, 1994, # 6, ок. 1,5 авт. листа

57.  Русская музыка и геополитика. - Новый мир, 1995 N 6, 2 авт. листа

58.  Обнадеживающий анахронизм (музыкальный язык Г.В.Свиридова) - 'Музыкальная академия', 1997, N 1, с. 1-5

59. На фоне сникерса меняется искусство. Неизменное как личная судьба. Лина Мкртчян. - Музыкальная академия, 1997, N 2, 1 авт. лист

60. Некоторые тенденции экономики музыкальной жизни ФРГ. - Экспресс-информация. Культура и искусство за рубежом. Сер. Музыка. Вып. 3, Москва, Информкультура, 1984, с.1-8 (0,5 авт. листа)

61. Театр молодых (о нескольких спектаклях в Московском камерном театре) - В сб.: Музыка России. Ежегодник. Вып. 6. Москва, Сов. композитор, 1986, с.124-155 (2 авт. листа)

62. Провозвестие новых тенденций (о фестивале "Московская осень") - Сов. музыка, 4/1987, с. 43-45 (0,7 авт. листа)

63. Эксцентричность традиционного. О Михаиле Плетневе и его оркестре.- Для буклета оркестра Плетнева. По заказу С.Николаевича. Опубликовано. 0,25 авт. листа

64. Дафна в метро. (о фестивале "Московская осень") - Новое время, 1994 # 5, 6 стр. ( 0,25 авт. листа)

65. Концертное настоящее как Futurum perfectum (о концертах Сорокиной-Бахчиева, Татьяны Сергеевой, Российского консорта) - Новое время, 1994 # 8, 6 стр. ( 0,25 авт. листа)

66. "Землетрясение" классики (о концертах Хворостовского - Аркадьева, Тонхи, Гринденко и "Музыкальной академии") - Новое время, # 11, 6 стр. ( 0,25 авт. листа)

67. Проект Каретникова (о концертах в Малом зале, продюсируемых Георгием Каретниковым) - Новое время, 1994 # 13, 6 стр. ( 0,25 авт. листа)

68. Православие, народность и всемирность (о компакт-дисках серий Коллекция русской хоровой музыки и Коллекция ораториальной музыки) - Новое время, 1994 # 15, 6 стр. ( 0,25 авт. листа)

69. Блистательное отсутствие (об отсутствующих записях русской классической музыки) - Новое время, 1994, # 17, 6 стр. ( 0,25 авт. листа)

70. Новое старое (о российско-голлландской музыкальной ассамблее в М осковской консерватории) - Новое время, 1994, # 20, 6 стр. (0,25 авт. листа)

71. "Ни сна, ни отдыха измученной душе..." (о премьере "Князя Игоря" Бородина в новой редакции в ГАБТе) - Новое время, 1994, #25, 6 стр. (0,25 авт. листа)

72. Татьяна Сергеева, дама с большой изюминкой - Элита, 1994, 0,25 авт. листа.

73.  "Крепкое ума блюдение от зол" (о книгах В.Мартынова и В.Медушевского) - Новое время, 1994, # 30, 0,25 авт. листа

74. Песенка Герцога у кромки поля (о концерте на футбольном чемпионате трех великих теноров) - Новое время, 1994, # 32, 0,25 авт. листа

75. Последний музыкальный утопист. (о Шнитке-фестивале) - Нов. время, 1994, ? 44, 0,25 авт. листа

76. Прогулки по аду (об исполнении М. Аркадьевым 'Картинок с выставки') - Нов. время, 1994, ? 49, 0, 25 авт. листа

77. Декабрьские чтения Библии (о фестивале 'Декабрьские вечера'). - Нов. время, 1995, ? 2-3, 0, 25 авт. листа

78. 'Под музыку Вивальди' (о компакт-диске Кейлиной-Икова и авторском концерте Сергеевой) - Нов. время, 1995, ? 11, 0,25 авт. листа

79. Путешествие в безвоздушном пространстве (о концертах Лины Мктрчян). - Нов. время, 1995, N 22 . 0, 25 авт. листа

80. Парадокс Алексеева (о книгах Эдуарда Алексеева и его деятельности, в связи с выдвижением на Госпремию). - Нов. время, 1995, N 23, 0, 25 авт. листа

81. Татьяна Чередниченко-Михаил Аркадьев. Диалоги о постсовременности. - Музыкальная Академия, 1998 ? 1, с.1-12

82. Прощание с Атлантидой. - Итоги, 1998, ? 25

83. Музыкальная статистика - lamento. - Неприкосновенный запас, 1998, ? 2, с.62-65

84. До соцiологii кiтчу. - Всесвiт, 3/1978, с. 193-197 (1 авт. лист)

85. Религия и религиозность в современной культуре. - В сб.: Духовная жизнь общества и структура общественного сознания. Московская консерватория. Труды. Москва, 1988, с. 56-71 (1,5 авт. листа)

86. Непреднамеренный реализм трафарета. - Сов. музыка, 2/1988, 1,5 авт. листа

87. Сегодня орлята, а завтра - бюрократы? - Альманах "Молодежная эстрада". 2/1988, "Мол. гвардия", 1988, (1,8 авт. листа)

88. Сегодня орлята - а завтра... "металлисты"? - В сб.: Комплексная программа эстетического воспитания населения: Пути разработки и реализации. Сб. научн. трудов НИИ культуры. Москва, 1988, с. 98-129 (2 авт. листа)

89. Выступление на круглом столе "Вопросов философии" по проблемам молодежной культуры (о рок-музыке и "протесте") - Вопросы философии, 5/1990, 0,5 авт. листа

90. Мы с тобой - два берега? - Сов. музыка, 9/1990, 2 авт. листа

91. Грустит песня по-над реченькой. - Социс, 6/1990, 0,7 авт. листа

92. Мы можем петь и смеяться... - Сов. музыка, 10/1991, 1,2 авт. листа

93. Громкое и тихое в авторской песне. - Сов. музыка, 11/1991, 1,2 авт. листа

94. Под сенью девушки с веслом. - Ты, Эрот... Тематический выпуск журнала "Искусство Ленинграда" 4/1991, с. 87-91 (0,8 авт. листа)

95. Алла Пугачева тогда и теперь. - Эстрада и цирк, 11/1991, с.4 -6 (0,5 авт. листа)

96. Политграмота легкого жанра. - В кн.: Эстрада без парада. Москва, "Искусство", 1991, с.360-367 (0,25 авт. листа)

97. Учебник и антиучебник. - Сб. института искусствознания, 1992, 1 авт. лист.

98. Наш миф. - В кн.: Arbor Mundi/Мировое древо. Международный журнал по теории и истории мировой культуры, 1/1992, с.110-132 (2 авт. листа)

99. Клип и шлягер. - Телерадиоэфир 7/1992, с.41-45 (0,6 авт. листа)

100. Стили гласности или О судьбах старосоветских газетных клише. - Столица, 40/1992, с.12-13 (0,5 авт. листа)

101. Эра пустяков, или Как мы наконец пришли к легкой музыке и куда, возможно, пойдем дальше. - Новый мир, 10/1992, с. 222-231 (1,5 авт. листа)

102. Наш миф. Размышления об идеологии и массовом искусстве. - В сб.: Искусство и идеология. Российский институт искусствознания. Труды. Москва, 1992, с. 122-151 (1,5 авт. листа)

103. Советская песня в 1960-80-х годах (в сборнике консерватории) 1993, 1,5 авт. листа

104. Роль имиджа в истории - Социс, 1993, # 9, ок. 0,8 авт. листа

105. Вышли (?) мы все из барака - Новый мир, 1993, # 12, 0,4 авт. листа

106. Лениниана с нами - Искусство Кино, 1993 # 12, 0,25 авт. листа

107. Толстый журнал и живой эфир. - Телерадиоэфир, 1993, # 1, 0,6 авт. листа

108. "Mellom Brezjnev og Pugatsjova" - Ballade. Tidsskrift for ny musikk, Nr. 1. 93 Kr. 50,. Musikken i det totalitaere samfunn, s. 24-29 (0,5 авт. листа)

109. Политические имиджи и смеховая культура - Искусство кино, 1994, # 6, 0,5 авт. листа

110. Рок: без общего знаменателя/ Дискуссия в Московской  консерватории. Организация и ведение. - В кн.: О.Феофанов, А.Налоев. Бунтари и конформисты. Ставропольское книжное издательство, 1989, с.397-410

111. 'Утомленные солнцем' в 'России' - Искусство кино, 1995, N 3, 0, 5 авт. листа

112. Подобно живому шуту (о 'Куклах' на НТВ) - Искусство кино, 1996, N 1, 0, 5 авт. листа

113. Выступление на симпозиуме 'Постсоветское искусство в поисках новой идеологии' ('Сколько 'пост' в постсоветской культуре?') - 'Искусство кино', 1996 N 9,0, 5 авт/ листа

114. Из мифа в миф перелетая . Рахат-лукум и сникерс в духовном окормлении масс до и после 1991 года. - Итоги 11 февраля 1997 года с. 72-74

115. Конец эпохи Пугачевой. - Итоги, 6 мая 1997 года, с. 66-67

116. 'Время-деньги' как культурный принцип. - Новый мир, 1997, N 7, с. 182-190

117. Постсоветская эстрада как коллективный Ельцин. - Итоги, 9 июля 1996 г.

118. Токование с раздеваниями. - Искусство кино, 1998, ? 5, с.120-123

119. 'Зайка моя' как 'наше всё'. - Искусство кино, 1997, ? 4, с. 60-64

120. 'Санта-Барбара' - как универсальный хронотоп. - Искусство кино, 1997, ? 2, с. 42-48 Радость (?) выбора (?) - Новый мир, 1999 год, ? 1.

121.Игры в историю: от нового средневековья к новому классицизму. - Неприкосновенный запас. 1999, ? 1, с.58-63

122.Брэнд-эстетика. - Неприкосновенный запас. 1999, ? 5

Статьи для Музыкально-энциклопедического словаря

124-141. Статьи для Музыкально-энциклопедического словаря (общий объем - 4 авт. листа): Opus (без подписи), 2. Произведение музыкальное, 3. Цыганская музыка, 4. Цыганский романс, 5. Герменевтика музыкальная, 6. Эстетика музыкальная, 7. Жанр музыкальный, 8. Импровизация, 9. Шлягер, 10. Поп-музыка, 11. Музыка, 12. Музыка фильма, 13. Критика музыкальная, 14. Модернизм (без подписи), 15. Реализм, 16. Стиль музыкальный, 17. Социология музыки, 18. Художественный образ, 19. Хэппенинг музыкальный, 20. Прикладная музыка (без подписи), 21. Салонная музыка

РЕЦЕНЗИИ

142. Рецензия на кн.: Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Вопросы философии, 3/1985, с.165-167 (0,25 авт. листа)  .

143. Рецензия на кн.: Шевцов Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие А.В.Луначарского и современность. - Вопросы философии 3/1986, с. 162-163 (0, 25 авт. листа)

144. Рецензия на кн.: Руднев Н.А. Художественная культура и коммунистическое воспитание. - Вопросы философии, 2/1987, с. 165-166 (0,25 авт. листа)

145. Рецензия на кн.: "Основы эстетического воспитания" под ред. Н.А.Кушаева. - Музыка в школе 2/1988 с. 71 (0,1 авт. листа)

146.  Единство мысли и мастерства (об авторском концерте А.Лемана) - Сов. музыкант, 8 января 1986 г., 8 стр. (0,3 авт. листа)

147. Сегодня - "Орлята". А завтра? - Сов. культура, 21 ноября 1987 г., 4 стр. (0,6 авт. листа)

148. Встреча с забытым. На концертах фестиваля "Дни старинной музыки в Москве" - Сов. культура, 12 января 1988 г., 3 стр. (0,15 авт. листа)

149. Рок: без общего знаменателя (материалы дискуссии в Московской консерватории) - Сов. культура 16 августа 1988 г., 15 стр. (0,7 авт. листа)

150. Политграмота легкого жанра - Сов. культура, 6 мая 1989 г. 6- 7 стр. (0,3 авт. листа)

151. Прощаясь с гипсовым горнистом (в соавт. с Борисом Глейзиным) - "Российская газета", 22 июля 1992 г. (3 стр. - 0,2 авт. листа)

152. Сталин против Шостаковича. (в соавтор. с Владимиром Усановым и Николаем Михайловым). - Веч. клуб, 1 февр. 1992 г., 15-18 стр. (0,8 авт. листа)

153. Лауреаты конкурса имени Асафьева. О книгах Э.Алексеева и С.Грицы. - Муз. Обозрение, 4 февраля 1992 г., 3 стр. (0,2 авт. листа)

154. Какая музыка звучала? (обзор ушедшего сезона) - Нов. ежедн. газета, 25 июня 1993 г., 3-4 стр. (0,2 авт. листа)

155. Вышли мы все из народа. И куда попали? (о компакт-диске ансамбля "Российский консорт") - там же, 7 июля 1993 г., 3 стр. (0,2 авт. листа)

156. Шедеврам нужны каникулы (о концертах Летней школы музыки в Московской консерватории) - там же, 21 авг. 1993, 3 стр. (0,2 авт. листа)

157. Нил Иммельман совершил невозможное, а Павел Нерсесян рискнул сыграть то, что играют все. Последние летние концерты в Московской консерватории. - там же, 8 сент, 1993, 3 стр. (0,2 авт. листа)

158. Чайковский в Большом (за 400 долларов). И другие сюрпризы в классическом стиле - там же, 24 сент. 1993, 3 стр. (0,2 авт. листа)

159. Хорошего музыканта и хороший инструмент сближает не только цена (предварительный обзор исполнительского сезона) - там же, 29 окт. 1993 г., 3 стр. (0,2 авт. листа)

160. О концерте Басьеро - там же, ноябрь, 3 стр. (0,2 авт. листа)

161. О фестивале памяти Чайковского и концерте Хворостовского и Аркадьева - там же, декабрь 30, 1993, 3 стр. (0,2 авт. листа)

162. Виртуозная простота (о концерте Сергеевой 23 января 1993 - РМГ, 1993 # 3, 2 стр. (0,1 авт. листа)

163. Размышления об одном необычном концерте ( о концерте Нила Иммельмана в Рахманиновском зале) - РМГ, 7-9/1993 - 4 стр. (0,3 авт. листа)

164. Музыкальный гений русской реконструкции (к 90-летию М.И.Глинки) - Коммерсант- DAILY, пятница, 20 мая, 1994 г, 3-4 стр. ( 0,2 авт. листа)

165.  Владимир Мартынов следом за Гайдном преодолел сомнения в возможности "прочного" (о сезоне 1993/94) - Коммерсант- DAILY, 23 июля 1994 г. (0,3 авт. листа)

166- 300 Еженедельные статьи и ежемесячные обзоры в газ. 'Неделя', с 1996 г.

Статьи в газете 'Сегодня'

301- 315. Статьи в газ. 'Сегодня' за 1995 год: Гобсеки и генсеки (о рекламе банка 'Империал'); Санта-Барбара вчера, сегодня, завтра; О модификациях русской речи

 

316. Карл Дальхауз: философско-методологическая рефлексия истории музыки (вводная статья). Карл Дальхауз о ценностях и истории в исследованиях искусства (перевод с немецкого). Комментарии к переводу. - Вопросы философии, 1999, ? 9, с. 121-138

317. Музыкальный запас: Татьяна Сергеева. - 'Неприкосновенный запас', 2000, ? 2. 0,8 авт. листа

318. Музыкальный запас: Владимир Мартынов. - 'Неприкосновенный запас', 2000, ? 4. 0,8 авт. листа

319. Традиция без слов. Медленное в русской музыке. - 'Новый мир', 2000, ?7, 1,4 авт. листа

320. Попса. - 'Искусство кино', 2000, ? 10, 0, 3 авт. листа

321. Гимнопедия. - 'Неприкосновенный запас', 2001, ? 1, 0,5 авт. листа

322. Музыкальный запас: Александр Бакши. - 'Неприкосновенный запас', 2001, ? 2. 0,8 авт. Листа