Позвольте преставить Вашему вниманию диалог. Его участники - я и некий Роман из Тарту, 29 лет. Этот диалог помещен на Форуме, посвященном Марине Цветаевой. Текст можно найти по адресу http://talk.mail.ru/forum/talk.ru.marina.tsvetaeva или в Яндексе, набрав ' 'Мир Марины Цветаевой'. Главная страница'. Как всегда на Форуме, война самолюбий и очень мало - о самой Марине Цветаевой.
Сообщение
первого участника дискуссии:
1. Имя: Элина , E-Mail: elvlad@newmail.ru,
Город: Самара ,
Комментарии: Фантазм
Цветаевой, который привел её к гибели(проверяйте сами
по текстам). В год смерти матери она посвящает стихотворение Екатерине Павловне
Пешковой, жене Горького, который едет в Америку с другой,
"гражданской" женой. Смысл: умирает дочь Е.К.Пешковой, тоже Катя.
Дочь "равна" матери (по имени).Остаться без
матери - кушать не сладенькое, а "горькое". Шахматы - игра, где
"съесть" означает убить. Далее: цикл стихов, просвященный "Ш"Ахматовой, ровно через десять лет после смерти матери:
"тебя даря, удалаяюсь нищей". Анна Ахматова тоже равна в
рассматриваемом фантазме матери Цветаевой, так как "горбоносая" и
представлена на иконах"как Мария".Далее.
Цветаева-Рильке, "Твоя смерть". "В моем сознании ты (Райнер
МАРИЯ) предстал Неведомому между А и В, в сознании другог.. между C и D."
Налицо шахматная нумерация позиций и ходов. причем королева, которая раньше
могла быть пешкой (см.посвящение Е.П.Пешковой)
обозначается графически сходно с русской буквой Ш. Рильке умер
"между" Иоанной (вся Франция) и Иваном (вся Россия.И
наконец: Елабуга. Рокировка ( Рок - Ира (дочь) Ров (могила)- Елабуга заменяется
на Ела губа. Ход ладьей - смерть
Ивана (отца Цветаевой 30.080 Смерть Марины - 31.08. Выгоды фантазма -Идентификация с матерью, которая имела одного ребенка -
Марину. Ори одна, Ариадна.
- Saturday, March 22, 2003 at 10:14:28 (MSK)
Ответ второго участника дискуссии: (далее между нами вся беседа разворачивается):
2.Роман:
22 03 2003 12:59
Прикольно. Особенно про Анну (Ш)ахматову и дочь Ори-одну. :))
Жаль, что я ничего не понимаю в шахматах,
- наверное, было бы еще
прикольнее. А нет в шахматной терминологии какого-нибудь "Блока"?
Он пришелся бы
кстати со своим Шахматовым.
Кроме ГОРЬКОГО (ср. Ленин в ГОРКАХ) есть
Андрей БЕЛЫЙ и Саша ЧЕРНЫЙ!
А ход "красным конем"?!! Есть над чем подумать!
С уважением, Роман
3. Роману-Элина.
Конечно, все сводится в
результате к оппозицииям типа
черное/белое и жизнь/смерть.
"Голод и любовь правят миром", -
писал Фрейд. У Цветаевой даже эта
оппозиция теряется, так как
любовь к матери и ревность к
Анастасии, которую мать сама
кормила ( а
не цыганка), объединяют любовь и кормление.
- В множестве
цветаевских оппозиций семитомного текста можно
найти подтверждение любым
собственным идеям?
- Да, но "фигура" фантазма,
отличается от постороннего "фона" -
отличается богатством деталями.
В первом письме Горькому Цветаева упоминает
про "Мальву".
Может быть - это мама Льва (Ма -
Льва)? (Т.Е. Анна). В втором
письме Горькому Цветаева откровенно
пишет про гибель Федры.
Ипполит - вероятно, сын Георгий.
"Максим" -в обратном
направлении звукового потока, которое в
онирическом дискурсе
цветаевских текстов задано
правилом слова Анна, звучит
как "мискам". Отказали
в должности судомойки. Жила на Собачьей
площадке.
Егорушка - ребршыко от ребрышка - Георгий.
В "Твоей смерти"
упоминатся имя Жанны Робер
(рёбер).
Правило шахмат: "тронул - ходи".
Правило дискурса Отца -
правило музея: "руками не
трогать". "Много проворные ручки
шалили". Хотел познакомить с
Горьким Цветаеву ХОДАсевич. Смысл -
ещё не познанная форма, согласны?
Как Вам работы
Г.П.Мельникова? Жака Лакана? В
Тарту перешли на английский - ?
4. Роман
22 03 2003 21:45
>
Как Вам работы Г.П.Мельникова? Жака Лакана? В Тарту перешли на
>
английский - ?
Работ первого не имею счастья знать, про
второго слышал, но как-то не
доводилось читать. Он,
кажется, не писал про Марину Цветаеву? :))
В Тарту перешли в
основном на эстонский, но некоторые и английским
пользуются.
...
>
Конечно, все сводится в результате к оппозицииям типа
> черное/белое и жизнь/смерть.
Если сводить, то сводится. Зависит от
языка описания. У других: 1/0 :))
...
>
"Голод и любовь правят миром", - писал Фрейд.
ЛЮБОВЬ И ГОЛОД ПРАВЯТ МИРОМ -
заключительная строка стихотворения
Ф.Шиллера "Мировая мудрость"
(1795 г.)
http://lovemagic.fromru.com/frasi2.htm
Нашел под заголовком "Мудрецы":
"И чтобы мир был молод / Царят любовь и
голод" Пер. Л.Гинзбурга (Соб.соч: В 7 т. М.,1955. Т.1. С.205)
...
> У
Цветаевой даже эта оппозиция теряется, так как любовь к матери и
>
ревность к Анастасии, которую мать сама кормила (а не цыганка),
Ø
объединяют любовь и кормление.
Так это не оппозиция, кажется... Только
иногда любовь отбивает
аппетит. :)) И потом,
Цветаева ведь не все время видела в сестре
предмет зависти. Почитайте ее стихи к
Анастасии: то об одном, то о
другом пишет. :))
...
>
"фигура" фантазма, отличается от постороннего "фона"
богатством
>
деталями.
Вы так серьезно занимаетесь риторикой,
что беретесь изобретать
новые "фигуры"? А по чему
специализируетесь, по языку или по литературе?
...
> В втором письме Горькому Цветаева откровенно пишет про
гибель Федры.
> Ипполит
- вероятно, сын Георгий.
Вообще-то, пьеса была задумана в 1923
году. До рождения сына оставалось
еще два года... :)))
...
> Хотел
познакомить с Горьким Цветаеву ХОДАсевич. Смысл -
> ещё не
познанная форма, согласны?
Да. Например, Вы из Самары - "сама
ори", а я из Тарту - "та рту",
(а не та, соответственно, - мимо рта... :))
5. Элина
22 03 2003 22:21
Поток защиты.
Фрейд цитировал своих авторов.
Думаю, что Цветаева знала про
историю Федры ещё в детстве.
Интересно, какая же нулевая
оппозиция к "жизни"?
6. Роман
22 03 2003 23:09
Элина пишет:
> Поток
защиты.
Вы лучше не защищайтесь, а раскажите про
себя! Извините, я убегаю:
детей надо из ванны доставать. Вот уложу, посмотрю, что Вы пишете... :))
Ваш Роман
7. Элина
23 03 2002
02:20
Спасибо за критику.
Действительно, и за Марину обидно - не до
старости же детские слёзы вспоминать.
Но это не
все.Далее.
Те, кто пережили революцию,
привыкли пересчитывать со старого
стиля на новый
и наоборот. Получается: 22 июня, дата начала
войны(если
"по старому") - это что-то
около 5-го июля - даты
смерти матери (если по
"новому" стилю). Старый/новый стили
разграничивают здесь не реальное
исчисление дат, а счастливую
дореволюционную и несчастную
послереволюционную жизнь. Кстати,
про Райнера Марию она допускала
несколько дней вариации даты
смерти. См. текст "Твоя
смерть". Мир/война. Молодой(новый)
рождается/ старый
умирает. Марина жертвует своей жизнью, чтобы
возродилась Родина-мать ("Тебя даря, удаляюсь нищей"). По
законам снолекта вполне логично.
Не менее логично, чем обрывать
свою жизнь самоубийством. Отец
умер 30.08.1913. Марина -
31.08.1941. Через стили
"переворот" мира и войны. Получается
дата
смерти (по "новому" стилю, который здесь свидетельствует
мир) - 13.09. набор цифр как год смерти отца, но вместо 1 - 0.
Мужской знак - единица (стрела),
женский - ноль. Смысл: Рай не
ЕР, а МАРИЯ. Шахматы
как правило кодирования остаются. Папин
суровый закон и мамино любовное попустительство. ("Но
при всей
игре нечестной насмерть заиграюсь
я").
Лакан про Цветаеву не писал . Он писал про общие, единичные и
особенные закономерности
образования фантазмов и
функционирование дискурса
бессознательного. Фрейд указывал, что
в
бессознательном не только низменное обретает смысл (скажем,
связанное с полом или жесточайшей
ревностью маленьких детей),
но и наиболее возвышенное
- патриотизм, жертвенность.
Можно много найти в текстах
уточняющего ещё. Например, кличка
собаки "Челкаш". (
Письмо Горькому). Имющая челку. Только "Ш"
здесь в конце слова. Параллель с
ранним стихотворением
про "рвутся на
лобик пряди" (у Катеньки Пешковой). И гребешок.
который более не давит головки. Гребень
(он же корона) средствами букв можно изобразить как ШШШ - "Расчесочка
моя".
Желтый пес Челкаш - выплыл по
ходу образования текста
из "Мальвы" и "рыжего
львенка". Реально происходит множество
событий;и
означающих в мире куда больше означающих из текста,
этот мир описывающего.
Что "всплыло" в тексте, то и значимо.
Вы, Роман, вежливы, и далее не
грубите - я вас значительно
старше.Кроме
текстов Цветаевой есть ещё её жизнь; и она, в
конце концов, человек, мысли о самоубийстве которой были же чем-
то вызваны.
Или вы, как некоторые психиатры, считаете, что в
генах порочных дело? Шизофрения
неизлечимая? Я так не считаю. и
полагаю, что у любого
потенциального самоубийцы
можно "развязать" клубок фантазий.
8. Роман
Доброе утро!
> Те, кто
пережили революцию, привыкли пересчитывать со старого
> стиля
на новый и наоборот.
Для Цветаевой это было актуально, но
очень недолго. Довольно скоро, она
перестала пересчитывать.
...
>
Старый/новый стили разграничивают здесь не реальное исчисление дат,
> а
счастливую дореволюционную и несчастную послереволюционную
> жизнь.
Кстати, про Райнера Марию она допускала несколько дней
Ø
вариации даты смерти.
Но при этом, не пересчитывала по стилям.
И само число было не так
важно, важен был рубеж; ее очень
расстраивала нечеткость - то, что умер
не под самый новый год. Так же точно она
приурочила смерть своего
Казановы к концу 18 века (он умер раньше
на пару лет).
...
> По
законам снолекта вполне логично.
"Языка сновидений"? Это такой
термин в психоанализе? Простите, я полный
профан в этой области.
...
> Не
менее логично, чем обрывать свою жизнь самоубийством. Отец умер
>
30.08.1913. Марина - 31.08.1941. Через стили "переворот" мира и
> войны.
Получается дата смерти по "новому" стилю, который здесь
>
свидетельствует мир) - 13.09. набор цифр как год смерти отца, но
> вместо
1 - 0. Мужской знак - единица (стрела), женский - ноль."
Исходя из этой логики, Цветаева должна
была покончить с собой на
следующий день после отца, или через год,
или через два года, или через
три и т.д. Наверное, дело не в стрелочках
и дырочках и не в числах дня
и месяца, отсылающих
к году смерти отца.
...
Ø > "Но при всей игре нечестной насмерть заиграюсь я".
> Лакан про Цветаеву не писал. Он писал про общие,
единичные и
>
особенные закономерности образования фантазмов и функционирование
>
дискурса бессознательного.
Ясно. А я все, знаете, сознательным
занимаюсь: как Цветаева себя
сознавала, да что она о себе думала, да о
стихах своих, да о разных
других вещах.
...
> Фрейд
указывал, что в бессознательном не только низменное
обретает
> смысл (скажем, связанное с полом или жесточайшей ревностью
маленьких
> детей),
но и наиболее возвышенное - патриотизм, жертвенность.
Но вещи-то все элементарные, как ни
крути: любовь - нелюбовь. Только
мне всегда казалось, что СМЫСЛ это все в
сознании обретает, а в
бессознательном это бессмысленные побуждения.
...
> Можно
много найти в текстах уточняющего ещё. Например, кличка
> собаки
"Челкаш". (Письмо Горькому). Имющая челку.
То есть Горький выдумал Челкаша, чтобы МЦ
могла ассоциировать его имя с
прядями на лбу его дочери? Насколько я
помню, у Цветаевой это имя
возникает по конкретному поводу - читала
она соответствующее
Ø произведение данного автора.
...
> Реально
происходит множество событий; и означающих в мире куда больше
>
означающих из текста, этот мир описывающего. Что "всплыло" в тексте,
> то и
значимо.
Ну, допустим. Но
следуя Вашему методу мы создадим такое огромное поле
пересечений сем и мотивов, что
задохнемся, не прояснив даже те, что
есть в тексте.
...
> Вы,
Роман, вежливы, и далее не грубите - я вас значительно старше.
Это уже что-то. А чем Вы занимаетесь по
преимуществу?
...
> Кроме
текстов Цветаевой есть ещё её жизнь; и она, в конце концов,
>
человек, мысли о самоубийстве которой были же чем-то
вызваны. Или вы,
> как
некоторые психиатры, считаете, что в генах порочных дело?
Нет, я НЕ психиатр (а Вы?). И мысли о
самоубийстве Цветаеву
преследовали постоянно. Этим уже многие
занимались до Вас. Вот, кстати,
кое-какая информация: "МАРИНА
ЦВЕТАЕВА: "ГОД ПРИМЕРЯЮ СМЕРТЬ...""
Ø http://pravda.ru/culture/2002/08/29/46383.html
Элина: Мне на Форум писать больше не хочется.
Но вот что
не дописано:
Ассоциации
наводят на Новый год. Цветаева, 'Новогоднее'. Тоже про смерть Рильке.
В 'Твоей
смерти' она пишет : 'Вот и все. Райнер. Что же о твоей
смерти? : Если ты мертвый - я тоже мертвая, если я живая - ты тоже живой, - и
не все ли равно, как это называется!'
То есть ряд
кодовых правил, использованный Цветаевой,
приведенный выше, имеет целью разрушить оппозицию жизнь/смерть.
И вторая разрушенная оппозиция, умершая мать/ живая дочь, была задана Мариной ещё в детстве. в стихотворении 'У гробика', посвященном Екатерине Павловне Пешковой по поводу смерти её дочери Катеньки. Все остальное - 'вода', а эти две оппозиции - 'ребеночек'. Главное - 'не выплеснуть ребенка' из расуждений.