Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча

Издание третье

2002

 

 

Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча

Издание третье

Ростов-на-Дону

'Феникс'

2002

ББК P 733

К 90

Научный редактор: д.ф.н., проф. Г. В. Драч

Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Ю. С. Борцов, к.ф.н., доц. В. К. Королев

Компьютерный курс сопровождения: д.ф.н., проф. Ю. С. Борцов, к.ф.н., доц. О. М. Штомпель

К 90

Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов н/Д: 'Феникс', 2002. - 608 с.

Учебное пособие 'Культурология' содержит три раздела: теория культуры, история мировой культуры, история отече-ственной культуры. В пособии в соответствии с требования-ми государственного образовательного стандарта по культу-рологии представлена авторская концепция содержания культурологии как учебной дисциплины. В приложение включены тексты по истории и теории культуры.

Пособие предназначено для лекционной и семинарской работы преподавателей, аспирантов и студентов вузов, всех интересующихся проблемами теории и истории мировой и отечественной культуры.

ISBN 5-222-02761-9

ББК P 733

© Коллектив авторов, 2002

© Оформление, изд-во 'Феникс', 2002

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И КУЛЬТУРЫ... 6

1.1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ.. 6

1. Теоретический. 10

2. Исторический: 10

1.2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ. 11

1.2.1. Античные представления о культуре. 12

1.2.2. Понимание культуры в эпоху средневековья. 13

1.2.3. Осмысление культуры в Новое время. 15

Литература. 16

1.3. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.. 17

История современной зарубежной антропологии. 17

Литература: 19

1.4. СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.. 20

Литература. 32

1.5. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 32

Литература. 42

1.6. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ... 43

1.6.1. Культура как тип социальной памяти. 43

1.6.2. Культура как форма трансляции социального опыта. 44

1.6.3. Культура как способ социализации личности. 46

1.6.4. О понятии 'цивилизация'. 48

Литература. 49

1.7. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 49

1.7.1. Философия и проблема типологии культуры.. 50

1.7.2. Исторические типы культуры.. 54

1. Доосевой (именной) тип. 54

2. Восток. 55

Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. 57

4. Россия. 57

Литература. 58

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ... 59

2.1. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. 59

2.1.1. Историческое значение и культурный смысл позднего палеолита. 59

2.1.2. Классификация и краткая характеристика культур верхнего палеолита. 60

I. Перигорд (35-20 тыс. лет). 61

II. Ориньяк (30-19 тыс. лет). 61

III. Солютре (18-15 тыс. лет). 61

IV. Мадлен (15-10 тыс. лет). 61

2.1.3. Тип цивилизации и первоэлементы культуры.. 62

Схема соответствия стадий развития культуры морфологического типа и умственно-речевой деятельности гоминид  64

Литература. 66

2.2. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 67

2.2.1. Древний Восток в историк мировой культуры.. 67

2.2.2. Доосевые культуры Древнего Востока. 68

2.2.5. Послеосевые культуры Древнего Востока. 69

Культура Индии. 69

2.2.4. Культура Древней Греции. 72

2.2.5. Микены и Гомер. 72

2.2.6. Культура архаического общества. 76

2.2.7. Грани культуры: полис; лирика; Солон. 77

Литература. 79

2.3. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 80

Литература. 88

2.4. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ.. 88

2.4.1. Культура итальянского Возрождения. 88

2.4.2. Северное Возрождение. 94

2.4.3. Культура эпохи Реформации. Контрреформация. 96

Литература. 106

2.5. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 107

2.5.1. Культура ХVII века. 107

XVII век. 107

2.5.2. Искусство XVII века. 112

2.5.3. Культура XVIII века. 114

2.5.4. Искусство XVIII века. 119

2.5.5. Европейская культура XIX века. 121

Наука и техника. 123

Политическая культура. 125

2.5.6. Искусство в XIX веке. 127

Литература. 132

2.6. КУЛЬТУРА XX БЕКА.. 132

2.6.1. Основные тенденции развития культуры XX века. 133

2.6.2. Общечеловеческое и национальное в культуре. 139

2.6.3. От культуры индустриального общества - к постиндустриальной культуре. 143

Литература. 146

2.7. ПОСТМОДЕРН.. 147

2.7.1. Постмодернистский прорыв в культуре XIX в. и отношение к нему общества. 147

2.7.2. Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в культуре XX века. 147

2.7.3. Постмодернистские претензии к разуму. 149

2.7.4. Новые правила интеллектуальной деятельности. 150

2.7.5. Специфика постмодернистского дискурса. 151

2.7.6. Постмодерн и неоязычество. 152

2.7.7. Постмодерн в России. 153

Литература. 156

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ... 156

3.1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Б РОССИИ.. 156

3.1.1. Культурологические идеи западников и славянофилов. 157

3.1.2. Культурология в эпоху расцвета русской философской и общественной мысли. 160

3.1.3. Русская культурологическая мысль в XX в. 164

Литература. 166

3.2. КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 167

Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа: 168

Литература. 176

3.3. РУССКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП.. 177

5.3.1. Концепция культурных архетипов. 177

Символ и знак. 178

3.3.2. Православие и культурный архетип. 179

3.3.3. Географическая среда и культурный архетип. 181

3.3.4. Социальные связи и культурный архетип. 182

3.3.5. Российская государственность и русский культурный архетип. 185

3.3.6. Ключевые ценности в русском культурном архетипе. 187

Литература. 191

3.4. СОЦИОДИНАМИКА РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 191

3.4.1. Культура периода Древней Руси. 192

3.4.2. Культура периода золотоордынского ига. 193

3.4.3. Культура периода Московского царства. 194

3.4.4. Культура периода Петербургской империи. 196

3.4.5. Культура советского периода. 198

3.4.6. Проблемы современной российской культуры.. 200

Литература. 203

3.5. ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 204

3.5.1. Скандинавское 'присутствие' в древнерусской культуре. 204

3.5.2. Русь верхневолжская: природные условия, община и их роль в формировании соборных архетипов культуры.. 206

Литература. 210

3.5.5. Западные влияния в судьбе русской культуры.. 210

Литература. 213

3.5.4. Характер восточных влияний на русскую культуру. 213

Литература. 218

5.5.5. Своеобразие российской культуры советской эпохи. 218

Шестидесятые, 222

В восьмидесятые, 224

Литература. 224

РАЗДЕЛ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 225

4.1. ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР. Закат Европы. Т. 1. М., 1993 (пер, К. А. Свасьяна) 225

Из раздела 'Введение' I 225

2. Средство для познания мертвых форм - математический закон. Средство для понимания живых форм - аналогия. Таким образом различаются полярность и периодичность мира. 226

3. 227

4. 228

4.2. ЙОХАН ХЕЙЗИНГА. Homo ludens. 229

Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992 Из раздела 'Игра и состязание как функция формирования культуры' (пер. Б. Б. Ошиса) 229

4.3. КАРП-ГУСТАВ ЮНГ. Психология бессознательного. М., 1994 Из раздела 'Архетипы коллективного бессознательного' (пер. А. Б. Кричевского) 231

4.4. МИШЕЛЬ ФУКО. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы* (пер. и реферирование Б. А. Шкуратова) 234

4.5. РОБЕРТ БЁРТОН Анатомия меланхолии* (пер. и реферирование В. А. Шкуратова) 243

А. Происхождение, природа, определение меланхолии. 243

Б. Медицинская демонология Р. Бёртона. 245

Б. Царство тела и души: картина человека на пороге нового времени. 246

В. Царство тела и души: картина человека на пороге нового времени. 247

Г. Характерология в 'Анатомии меланхолии'. 248

Д. Меланхолия и вера. 249

4.6. УМБЕРТО ЭКО. От интернета к Гутгенбергу * (пер. и реферировование М. С. Атчиковой) 250

4.7. ЖАН-ФРАНСУА ЛИОТАР. Постсовременное состояние* (пер. и реферирование H. H. Ефремова) 252

4.8. РОМАНО ГВАРДИНИ. Конец нового времени Из раздела 'Возникновение картины мира нового времени' (пер. Т. Ю. Бородай, под ред. Ю. Н. Попова) 256

II 258

III 260

4.9. ЭНРИКО БЕРТИ. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова* (пер. Ф. X. Кессиди) 261

1. Свобода слова и философия в (условиях) афинской демократии. 262

2. Рождение диалектики: Зенон Элейскнй, Протагор и Сократ. 264

4.10. ФЕОХАРИЙ КЕССИДИ К проблеме 'греческого чуда'. 266

СОДЕРЖАНИЕ. 271

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первое издание данного учебного пособия, реко-мендованного студентам высших учебных заве-дений, вышло в 1995 году. Тогда это было од-ним из первых опытов создания полновесного учебника по культурологии, включающего в себя теорию и исто-рию культуры и адресованного студентам как социаль-но-гуманитарных, так и естественнонаучных специаль-ностей. Его особенностью было также включение в него обширного приложения, содержащего хрестоматию - тексты из наиболее значительных произведений миро-вой культурологической мысли. Как показали последо-вавшие читательские отзывы, рецензии в специальных журналах и ссылки в специальной литературе, опыт ока-зался удачным.

Настоящее, второе, издание представляет собой резуль-тат значительной доработки целого ряда глав и парагра-фов, а порой и существенной их переработки. Это каса-ется как теоретического содержания пособия, так и хрес-томатии. Здесь авторы пособия ориентировались на но-вейшую литературу по теме, которая была заново пере-ведена и отреферирована.

Коллектив авторов почти не изменился, работа подго-товлена коллективом ростовских авторов под научной ре-дакцией проф. Г. В. Драча и представляет собой после-довательное изложение учебного курса по культуроло-гии для студентов высших учебных заведений, соответ-ствующее требованиям Государственного образователь-ного стандарта РФ.

Особенностью данного издания является широкий охват освещаемых вопросов, их теоретическое обоснова-ние и последовательность проводимой во всех разделах пособия авторской позиции. Уже в Разделе 1, посвящен-ном проблемам теории культуры, культурологических школ и концепций, разворачивается широкая панорама культурологических подходов и методов, высвечивается целая плеяда культурологических имен. В данном учеб-ном пособии читатель получит возможность ознакомиться

с самыми различными направлениями теоретического осмысления культуры, включающего и историю культу-ры. Европейские культурологические концепции, осве-щаемые в пособии, выступают, по мнению авторов, не только ядром культурологии как научной дисциплины, но и формой самосознания европейской культуры. Та-кая позиция позволяет авторам построить также широ-кую панораму мирового культурно-исторического про-цесса, включая историю отечественной культуры (Раз-делы 2 и 3). В каждом случае рассмотрение теории куль-туры, западной или же российской, предшествует обра-щению к истории культуры, здание которой выстраива-ется авторами на фундаменте ее теоретического самосоз-нания (анализируемых культурологических концепций). Раздел 4 содержит уже ставшие классикой тексты Ос-вальда Шпенглера и Йохана Хейзинги или же менее из-вестные - Роберта Бёртона и Энрико Берти, по сравне-нию с предыдущим изданием читатель увидит и новые реферированные переводы.

В учебном пособии учтены современные теоретичес-кие подходы к осмыслению культуры, авторы в большей степени склоняются к рассмотрению культуры как фор-мы трансляции социального опыта и углубляют это по-нимание при рассмотрении исторических типов культу-ры, доходящего до поиска их культурных архетипов.

Необходимо также отметить, что оправдали себя и со-хранились прежние ориентации пособия на удовлетворе-ние образовательных потребностей личности и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодого человека, овладения им достижени-ями мировой и отечественной культуры, выбора духов-ных ценностей и развития собственных творческих спо-собностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире.

В этом контексте совершенно не утратили значения наши прежние представления о цели и задачах культу-рологического образования. Культурологическое образо-вание призвано готовить молодежь к личностной ориен-тации в современном мире, к осмыслению его как сово-купности культурных достижений человеческого сооб-

щества, оно должно способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных куль-тур. В итоге изучения курса культурологии студенты должны получить представления о многообразии и само-ценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способ-ными участвовать в диалоге культур.

В целом, изучение культурологических дисциплин призвано показать культурно-исторические предпосыл-ки современной цивилизации, помочь целенаправленно-му самостоятельному формированию гуманистических культурных ориентаций, способностей личности, успеш-ной адаптации молодого человека в сложной социаль-ной среде.

Доктор философских наук, профессор Г. В. Драч

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Драч Г. В. (Предисловие, 1.1, 1.2, 1.6, 2.2),

Борцов Ю. С. (2.6.2),

Давидович В. Е. (1.5),

Ерыгин А. Н. (1.7, 3.1),

Ефремов Н. H. (1.4),

Кондрашов В. А. (2.4.3),

Королев В. К. (1.1, 2.3),

Корсикова Л. И. (2.4.2),

Лубский А. В, (1.6, 3.2, 3.3),

Матяш Т. П. (2.7),

Менджерицкий Г. А. (1.3),

Новиков А. Ю. (1.4),

Павкин Л. М. (3.4),

Паниотова Т. С. (2.5),

Стопченко Н. И. (3.5.1, 3.5.5),

Хмелевская Г. Б. (3.5.2, 3.5.3, 3.5.4),

Чекалов Д. А. (2.6.3),

Чичина Ё. А. (2.4.1),

Шкуратов В. А. (2.1),

Штомпель О. М. (2.6.1),

Яковлев В. П. (1.2.3).

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И КУЛЬТУРЫ

1.1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия куль-туры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего - археологии, этнографии, психо-логии, истории, социологии. Однако только в XX веке появ-ляются попытки реализации все более осознаваемой потребнос-ти и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной науч-ной дисциплины, предмет изучения которой - культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лес-ли Уайта. Попытки обнаружить за этим номинальным единст-вом, фиксируемым понятием 'культура', реальное, адекватно выразить его научными средствами - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой зада-чи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот по-иск свидетельствует о том, что культурология представляет со-бой вид знания, уже переросшего 'родительскую' опеку фило-софии, хотя и взаимосвязанного с ней.

Трудности становления культурологии прежде всего вызва-ны сложностью, многоплановостью, 'газообразностью' поня-тия культуры как 'онтологического' феномена.

В настоящее время существует достаточно много представ-лений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дис-циплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историчес-ком развитии и социальном функционировании, а ре-зультатом - система знаний о культуре.

9

Второй - представляет культурологию как состоящую из разде-лов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. На-пример, культурология как философия культуры претен-дует на ее понимание в целом, в общем. Существует и об-ратная позиция, согласно которой культурология есть раз-дел философии культуры, изучающий проблему многооб-разия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологии, социологии культуры, а также вы-деление философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к опре-деленному региону или отрезку времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать куль-турологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода иссле-дования, места культурологии в системе социально-гу-манитарного знания.

Следует отметить и наличие нескольких моделей современ-ных культурологических исследований:

На наш взгляд, в качестве исходного для становления куль-турологии как самостоятельной научной дисциплины можно ис-пользовать представления о культурологии как системе зна-ний. Для решения главного вопроса в такой трактовке - обос-нования системообразующего принципа, играющего концепту-альную роль для формирования культурологии как относитель-но самостоятельной отрасли общественно-гуманитарного знания, - представляется исключительно важным выяснить причины и потребности ее формирования. Появление в XX веке особого знания о культуре, претендующего на относительную самостоя-тельность и названного 'культурологией', обусловлено: 10

а) осознанием спекулятивности классической 'философии куль-

туры', ее неспособности в полной мере осмыслить бога-тый эмпирический (этнографический) материал, потреб-ностью выработки такого понимания культуры, которое может надежно связать теоретические представления о ней и практическое ее воплощение во всех сферах чело-веческой жизнедеятельности;

б) необходимостью разработки такой методологии, которая обес-печит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство, вытекающее из субстанционального понимания культуры;

в) стремлением к выработке 'общего знаменателя' в понима-нии культуры в условиях резкого роста контактов раз-ных культур (в связи с развитием средств коммуника-ции), необходимостью поиска их единой природы, про-являющейся в локальном культурном многообразии;

г) важностью вопроса сравнения, субординации разных куль-тур, в частности европейской и неевропейской, в усло-виях распада колониальной системы и роста националь-ного самосознания в странах 'третьего мира';

д) целесообразностью целостного, системного анализа культу-ры как сферы государственной политики, принятия в ней всесторонне обоснованных управленческих решений;

е) необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворения в потребительском общес-тве, обоснования успешной экономической деятельнос-ти в сфере массовой культуры;

ж) тревожным ростом технократизма, рационализма, вызван-

ным новым витком НТП, осознанием важности гумани-тарного 'противовеса' для сохранения стабильности су-ществования человека, а также стремлением компенси-ровать культурологией все еще наличествующее состоя-ние преждевременной и узкой профессионализации.

Кроме влияния этих факторов важнейшее значение для ста-новления культурологии имеет понимание сущности культуры. Категория 'культура' привлекала и привлекает многих исследо-вателей глубиной своего содержания и эвристической значи-мостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вы-зывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой от-печаток на понимание и употребление термина 'культура' раз-личными дисциплинами и в различные исторические эпохи. И все же анализ показывает, что объединяющее, движущее начало в становлении культурологии надо искать в богатых традициях

11

европейской истории философии. Это позволяет рассматривать в качестве элемента культурологии как системы знания истори-ческое развитие представлений о культуре - от античных до современных культурологических теорий, концепций, которые можно представить и как относительно самостоятельные направ-ления философской мысли.

Современная культурология формируется, выходя из-под 'родительской' опеки философии, обретает собственный пред-мет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результата-ми культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества - например, музыка, произведения живописи), но его задача - идти глубже, к усвоению духа культуры (мента-литета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции он придерживается. В данном случае об-наруживается второй - коммуникативный - слой культуры, это уровень общения, институтов образования и воспита-ния. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип - структура культуротворческой деятельности. Разные исследо-ватели идентифицируют ее по-разному: с языком, психологи-ческим складом нации и способом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случаях неизменным остается пафос культурологического поиска - целостность, ин-теграционная основа общества, рассмотрение истории как пере-сечения творческого самовыражения 'эго' и развития культур-ной традиции в духовном пространстве этноса.

Культурология, если она претендует на роль научной дис-циплины и собственный предмет исследования, с неизбеж-ностью обращается к 'археологии культуры', выявляет ее ге-незис, функционирование и развитие, раскрывает способы куль-турного наследования и устойчивости, 'код' культурного раз-вития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, филосо-фия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют

12

выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (эли-тарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологии как научной дис-циплины. Ее предметом выступает генезис, функциониро-вание и развитие культуры как специфически-человеческо-го способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой при-роды. Задача культурологии - построить 'генетику' куль-туры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

Поставленная задача предполагает решение следующих фун-даментальных проблем:

 Изучение суммарных последствий такого разви-тия как реальной истории 'очеловечивания' мира.

Разумеется, такое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в науч-ный оборот обширного, разностороннего материала из всех об-ластей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности 'рядовых' субъ-ектов истории. Палеопсихологическая реконструкция - наряду с дешифровкой знакомых систем, т. е. семиотическим анализом, - поэтому есть и метод, и содержание культурологии как теоре-тической дисциплины, не сводимой к иллюстративности и опи-сательству и предполагающей строго концептуальный тип фор-мулирования, постановки и решения своих проблем.

Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие эле-ментов культурологии как системы знания. Прежде всего нуж-но отметить, что культурология, выделяясь из философии,

13

выступает как стиль философствования и связь с ней вопло-щает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относи-тельно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности раз-личной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как це-лого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный мате-риал. То есть в культурологии как научной дисциплине по срав-нению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого средне-го уровня, основанных на исторической фактологии. А филосо-фия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Такой подход характерен и для истории культуры. Ее фак-ты и ценности дают материал для описания и объяснения кон-кретных исторических особенностей развития культуры, при-чем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление ар-хетипов современной культуры и понимание ее как итога ис-торического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоя-щее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяс-нить современную культуру.

Важнейшим элементом культурологии как системы зна-ний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культур-ной деятельности в их динамике, механизмы трансляции куль-турных навыков от человека к человеку. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами культу-ры, какие потребности выражают ее конкретные историчес-кие, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не 'подводит' к куль-турологии, это делает культурантропология.

Можно выделить и другие элементы культурологического знания. Для их понимания важно уже при первом знакомстве с культурологией дать основные подходы к самому понятию - культура. (Подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе 1.5.)

В отечественной культурологии доминируют два исследова-тельских направления. С середины 60-х годов культура рас-сматривалась как совокупность материальных и духовных

14

ценностей, созданных человеком. Именно такая трактовка на-шла отражение во втором издании БСЭ, в Философской энцик-лопедии и других довольно многочисленных публикациях. Об-ладая большой широтой, этот подход отличается неопределен-ностью, так как отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия челове-ка, которую можно назвать миром ценностей. Именно к нему, к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Оно предстает как величествен-ный итог предшествующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значимых для конкретного общест-венного организма духовных и материальных образований.

Сторонники деятельностной концепции усматривают в та-кой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает куль-турные явления в относительно узкой сфере, тогда как 'куль-тура... диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и резуль-татов'. Деятельностный подход к культуре конкретизирует-ся по двум направлениям:

одно рассматривает культуру в контексте личностного станов-ления (Баллер, Злобин, Коган, Межуев и др.),

другое - характеризует ее как универсальное свойство общест-венной жизни (Давидович, Жданов, Каган, Файнбург, Маркарян и др.).

Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно - к человеческой деятельности как подлин-ной субстанции человеческой истории. Реализующееся в дея-тельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как 'систему внебиологически вырабо-танных механизмов, благодаря которым стимулирует-ся, программируется и реализуется активность людей в обществе' (Э. Маркарян). Другими словами, культура высту-пает как 'способ деятельности' (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), 'технологический контекст деятельности' (3. Файнбург), придающей человеческой активности внутрен-нюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и разви-тия всей общественной жизни.

15

Следует отметить, что деятельностный и аксиологический подходы не исчерпывают собою всего многообразия взглядов на понятие культуры в современной философской литературе. В работах значительного числа авторов нашли отражение ос-новные концепции западной культурологии: структурно-фун-кциональная, семиотическая, концепция культурной антро-пологии и др.

Попытку, прослеживаемую и в работах Л. Уайта, создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как дописьменные, так и письменные культуры, предпринял М. К. Петров. (Одна из его работ, написанная еще в 1974 г., 'Язык, знак, культура', вышла в 1991 г.)

Сложившаяся ситуация позволяет нам при помощи термина 'культура' фиксировать общее отличие человеческой жизне-деятельности от биологических форм жизни, качественное свое-образие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах общественного развития в рамках определен-ных эпох, общественно-экономических формаций, этнических общностей (первобытная культура, европейская, античная (гре-ческая и римская), русская культура), особенности сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, куль-тура класса) и отдельного индивида (личная культура).

Семиатический подход рассматривает культуру как знако-вую систему, анализирует их смысл, значения, особенности, роль в жизни человека и общества.

В последнее время значительное распространение получает 'диалоговый' подход, в рамках которого культура рассмат-ривается как 'встреча' культур (Библер).

Как же лучше изучить такое сложное и многоплановое яв-ление, как культура?

Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении куль-турологии как учебной дисциплины.

Исходя из государственных стандартов культурологической подготовки студентов и конкретизирующих их квалификацион-ных характеристик и профессиограмм, обучение необходимо на-целивать на изучение основных понятий теории культуры, озна-комление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культурологии, знание основных эта-пов и закономерностей развития мировой и отечественной циви-лизации и культуры, включая современные проблемы сохранения и наиболее эффективного использования культурного наследия.

16

Специалисту естественнонаучного и инженерно-техни-ческого профиля в соответствии с этими стандартами следует знать исходные понятия и термины культурологии, важней-шие школы и концепции мировой и отечественной культуро-логии, характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. Он также должен уметь ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравствен-ной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требо-ваниями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Специалисту социально-гуманитарного профиля в допол-нение к изложенным требованиям необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и понимать логику ос-новных концепций культуры, характеристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века, знать основные зако-номерности становления и развития европейской цивилизации и ее выдающейся роли в мировом процессе, владеть навыками эсте-тического и этического анализа художественных произведений и жизненных ситуаций, основами профессиональной этики.

Принципы культурологической подготовки должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственно-го образовательного стандарта по культурологии. Обобщение этих материалов делает целесообразным выделение следующих бло-ков культурологии как учебной дисциплины:

1. Теоретический.

В ходе его освоения студенты должны получить представления об основах теории культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культурологии), а также главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантрополо-гию, философию культуры, символическую, игровую, пси-хологические концепции культуры, теорию архетипов куль-туры, структурализм, концепцию 'локальных цивилиза-ций', социологию культуры, постмодернизм.

2. Исторический:

генезис и исторические этапы развития культуры. Он включает два раздела - историю мировой куль-туры и культуры России.

В изучении первого главное внимание целесообразно уделить европейской культуре. Вместе с тем важно увидеть многообра-зие, 'полифонизм' мировых культур. Научный (европейский)

17

тип культуры проявляет свое унифицирующее воздействие лишь на современном этапе исторического развития, вовлекая в науч-ную орбиту традиционные культуры и воздействуя на них, фор-мирует многообразную палитру современных культур (Европы, Латинской Америки, Японии и др.).

Главная проблема тут состоит в том, чтобы избежать европоцентризма, монолинейного понимания культурно-истори-ческого развития, в котором европейская культура понимается универсалистски не по своему выходу (вкладу) в культуру совре-менности, а по предполагаемой обязательности (универсальнос-ти) путей ее исторического развития. Отсюда возникает необхо-димость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов древних культур (Китай, Индия, Египет, Вавилон). На этом фоне становится возможным выявле-ние своеобразия и уникальности европейской (античной) культу-ры. Поскольку полное историческое рассмотрение всех типов культуры не представляется возможным, целесообразно сосредо-точиться на истории европейской культуры, доведя ее до совре-менности, а затем, возвратившись к многообразию традицион-ных культур, проследить, как реализовался в них европейский импульс, как он трансформировался в условиях диалога культур и усвоения европейской 'культурной научности'.

В преподавании истории отечественной культуры возмож-ны два варианта.

Первый - параллельное ее рассмотрение наряду с европей-ской, путем включения тем на хронологической или ти-пологической основе. Такой вариант отличается ес-тественностью сравнения российской культуры с за-падноевропейской.

Второй подход предполагает изучение отдельного курса исто-рии отечественной культуры. Его достоинством явля-ется выявление собственной логики развития россий-ской культуры, ее самобытности, разумеется, в срав-нении с западной.

Существенно, по нашему мнению, и то обстоятельство, что не все теоретические представления о сущности "культуры в необходимой мере могут быть адекватно реализованы в кон-кретном материале, характеризующем историю ее развития, и успешно введены в практику преподавания. В частности, на наш взгляд, это относится к доминирующему в современной отечественной литературе 'деятельностному' подходу. Без его обширной конкретизации в системе материальных и духов-

18

ных ценностей исторический анализ логики деятельности не вызывает интереса у студентов первого-второго курсов в силу своей неизбежной абстрактности. Поэтому преподаватель, по возможности используя 'ценностный' подход к культуре, до-лжен дать студентам богатый конкретный материал, характе-ризующий важнейшие достижения человечества в его истори-ческом развитии во всех сферах деятельности.

С другой стороны, 'фактологический' взгляд на культуру как совокупность событий, памятников при всей своей доступ-ности для студентов умаляет гуманистическое содержание куль-туры, ее нравственное значение. Аналогичная ситуация склады-вается и при попытке рассматривать культуру как 'филиацию' идей, что приводит к рационалистическому уклону в ущерб ее нравственной и эмоционально-эстетической составляющим. От-сюда следует предположение, что в преподавании культурологии можно и нужно использовать разные представления о культуре. Европейская классическая гуманитарная образованность ос-нована на принципиально личностном производстве культу-ры. В этом плане преподавание культурологии должно иметь своей тактической целью воссоздание своего рода 'образов' культуры (архетипов) каждой исторической эпохи как едино-го целого, в котором концентрируется, вызревает и реализует-ся новый, более высокий этап развития творческих сил чело-века, его обогащение как личности. В связи с этим необходи-мо давать материал, наиболее полно характеризующий твор-ческую ценность человека, уделять главное внимание явлени-ям, ценностям, достижениям во всех сферах жизнедеятель-ности, воплощающим те шаги в развитии человечества, кото-рые сделаны усилиями наиболее одаренных и откликнувших-ся на запросы своего времени его представителей.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Это обусловлено тем, что в данной сфере наиболее полно, 'чис-то' и ярко проявляются творческие силы человека. Важно и то, что искусство отражает культурно-историческую ситуацию в целом (обладает полнотой содержания) и реализует, помимо познавательной, еще и гедонистическую функцию. Такая ори-ентация изучения культурологии не требует специальной фи-лософской подготовки и опирается на элементарные знания, фрагментарно сформированные средствами массовой информа-ции, а также на образно-поэтический опыт детских впечатле-ний. Использование этих опорных знаний вызывает эмоцио-нальный интерес и потребность более глубокого постижения проблемы.

19

К необходимости широкой опоры на художественную куль-туру побуждает и то, что она открывает широкие возможности формирования нравственности студентов через выделение и яр-кое воплощение универсальных проблем, имеющих непосред-ственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастье, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство, совесть, вина и ответственность, и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Нужна и максимальная актуализация изучаемого материала, его связь с острыми проблемами отечественного культурного развития. Важно показывать исторические, куль-турные корни происходящих в различных сферах процессов, проводить аналогии, облегчающие их понимание, анализиро-вать, как общекультурные тенденции конкретизируются в со-циальной практике нашей страны. Центральной в этой связи может стать проблема взаимоотношений западных и восточ-ных корней культурного развития России, историко-культур-ное обоснование характера проводимых преобразований и т. п. В соответствии с представлениями о культурологии как учеб-ной дисциплине, предметом которой является генезис, разви-тие и функционирование культуры как специфически-челове-ческого способа жизнедеятельности, в качестве базового кур-са, образующего 'становой хребет' культурологической под-готовки, выступает курс культурологии как теории и истории. Именно в рамках преподавания этого курса возможна реали-зация заложенных в государственных стандартах и квалифи-цированных характеристиках требований.

1.2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

Слово 'культура' является одним из наиболее упо-требляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множествен-ностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена Культуры. Мы привыкли гово-рить о духовной и материальной культуре и прекрасно понима-ем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом - о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспе-чении производства. Но классифицируя, в соответствии со сло-жившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культу-ра - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмысле-но и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о куль-туре, а также, будучи переосмысленными в научных исследо-ваниях, и содержание научных теорий.

Очевидно, что культурология как наука XX в. не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические эта-пы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.

21

1.2.1. Античные представления о культуре

В понятии 'культура', восходящем к римской антич-ности, обычно подчеркивается фиксируемое им от-личие 'человеческой жизнедеятельности от биоло-гических форм жизни'1. И действительно, первое значение дан-ного термина - это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь - земли, поэтому культура - это и возде-лывание поля, обработка сада и уход за растениями и животны-ми, т. е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее же привы-чное для нас значение 'культуры' как воспитания и образова-ния в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противо-стоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и вос-питанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как фор-му коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Между тем в этом случае контекст (а значит, и базовые значения) понятия 'культура' невольно искажается. Не при-нимается в расчет еще одно важное обстоятельство: 'культу-ра' - это поклонение, почитание, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно на-ходился в окружении богов: он встречался с ними в поле и в роще, в зелени деревьев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан2. Не случайно из-вестный эллинист Макс Поленц вообще отождествляет благо-честие и полисный патриотизм3.

Коснувшись темы античного полиса, мы приступили к ре-конструкции историко-культурного контекста самого поня-тия 'культура'. Полис - это город со сравнительно неболь-шим числом жителей, которые, составляя ядро полиса, яв-лялись его гражданами. Они подчинялись законам своего го-рода, защищали его от неприятеля и выполняли все необхо-димые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания, и т. д.), т. е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно 'воспитанием', 'возделыванием' и 'культом'. Этим и характеризуется про-цесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и отмечали гре-ки при помощи понятия 'пайдейя' (pais - ребенок).

Греческий термин 'пайдейя' обозначает как непосредствен-но воспитание, обучение, так и в более широком смысле:

22

Анонс книги

Книга по запросу

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................5

Раздел 1. Теория культуры.....................................................7

1.1. Культурология как система знания.............................9

1.2. Историческое развитие представлений о культуре......21

1.3. Современная социальная и культурная антропология ... 33

1.4. Современные культурологические теории..................40

1.5. Онтология культуры................................................65

1.6. Основные функции культуры....................................90

1.7. Историческая типология культуры ......................... 106

Раздел 2. История мировой культуры..............................125

2.1. Культурогенез....................................................... 127

2.2. Культура древних цивилизаций.............................. 145

2.3. Культура западноевропейского средневековья.......... 176

2.4. Культура эпохи Возрождения и Реформации............194

2.5. Европейская культура Нового времени....................235

2.6. Культура XX века.................................................292

2.7. Постмодерн...........................................................324

Раздел 3. Теория и история отечественной культуры.... 345

3.1. Культурологические теории в России ......................347

3.2. Культура российской цивилизации.........................368

3.3. Русский культурный архетип.................................390

3.4. Социодинамика российской культуры .....................422

3.5. Из истории российской культуры............................450

Раздел 4. Приложение.........................................................497

4.1. Освальд Шпенглер Закат Европы.

Из раздела 'Введение' (пер. К.А. Свасьяна)................... 499

4.2. Йохан Хейзинга. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. Из раздела: 'Игра и состязание как функция

формирования культуры' (пер. В. В. Ошиса)..................507

4.3. Карл-Густав Юнг Психология бессознательного. Из раздела 'Архетипы коллективного бессознательного'

604

(пер. A.B. Кричевского)................................................ 513

4.4. Мишель Фуко

Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

(пер. и реферирование В. А. Шкуратова)........................ 520

4.5. Роберт Бёртон Анатомия меланхолии

(пер. и реферирование В. А. Шкуратова)........................ 540

4.6. Умберто Эко. От интернета к Гуттенбергу (пер. и реферирование М. С. Атчиковой)........................ 556

4.7. Жан-Франсуа Лиотар Постсовременное состояние (пер. и реферирование H. H. Ефремова) ......................... 562

4.8. Романо Гвардини Конец нового времени. Из раздела 'Возникновение картины мира нового времени' (пер. Т. Ю. Бородай, под. ред. Ю. М. Попова).................571

4.9. Энрико Берти. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова (пер.Ф. X. Кессиди)................................ 583

4.10. Феохарий Кессиди. К проблеме 'греческого чуда'....................................... 593

 

 

Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча

Ответственный редактор И. Жиляков

Обложка А. Малахов Корректоры: Н. Пустовойтова, Н. Никанорова

Лицензия Л P ? 065194 от 2 июня 1997 г.

Сдано в набор 14.06.02. Подписано в печать 12.09.02

Формат 84x108 1/32. Бумага тип. ? 2.

Гарнитура Школьная. Печать высокая.

Усл. п. л. 31,92. Тираж 10000 экз.

Заказ ? 269.

Издательство 'Феникс' 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО 'Книга'. 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57.

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03

 

 

Торговая фирма Феникс

Оптовая и розничная торговля книжной продукцией Быстрообновляемый разнообразный ассортимент

Своевременная доставка книг контейнерами и автотранспортом в любую точку России

Разумные цены и гибкая система скидок

Наш адрес:

344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17 Тел.: (8632) 62-44-72, 44-19-03, 44-19-04, 62-45-94;

факс: 62-45-94, 62-57-97.

Более подробную информацию о книгах

нашего издательства Вы можете узнать

на нашем интернет-сайте:

E-mail: phaenix@ic.ru Web: http://www.phoenix.ic.ru

Издательство 'Феникс' Приглашаем к сотрудничеству авторов

научно-популярной и научной литературы в области:

- социальных и естественных наук

- юриспруденции

- медицины

- программирования и вычислительной техники,

а также переводчиков хороших книг любой тематики

Все финансовые затраты берем на СЕБЯ, высокие гонорары выплачиваем согласно договорам

Рукописи не рецензируются и не возвращаются

Наш адрес:

344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17 Тел.: (8632) 62-58-34, 62-58-44; факс: 62-57-97.

E-mail: publish@ic.ru Web: http://www.phoenix.ic.ru

Торговая фирма Феникс

предлагает широкий ассортимент

бумажно-беловых товаров: ежедневники деловые блокноты записные книжки

отрывные календари разнообразной тематики, составленные известными авторами перекидные настольные и настенные календари тетради, альбомы

папки для черчения, цветную бумагу, цветной картон и другие виды товаров.

Обращаться по адресу:

344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17

Тел.: (8632) 62-58-44, 62-29-78;,

факс: (8632) 62-58-44, 62-57-97

E-mail: phoenix@ic.ru

Ждем Ваших предложений и надеемся на взаимовыгодное сотрудничество

Торгово-издательская фирма 'Феникс' имеет представительство в г. Москве на территории

Издательского Торгового Дома КноРус Вы можете приобрести наши книги и получить информацию

о них по адресу:

г. Москва, Б. Переяславская, 46,

м. 'Рижская', 'Проспект Мира',

тел./факс: (095) 280-02-07, 280-72-54, 280-91-06, 280-92-13..

E-mail: office@knorus.ru

Мелкооптовый магазин 'Литэк'

г. Москва, ул. Николоямская, 45, под. 2

(м. 'Таганская'), тел.: (095) 911-98-63, 911-97-42

Сервер в сети Интернет! http://www.book.ru

Торговая фирма Феникc

предлагает широкий ассортимент

бумажно-беловых товаров:

ежедневники

деловые блокноты

записные книжки

отрывные календари разнообразной тематики, составленные известными авторами

перекидные настольные и настенные календари тетради, альбомы

папки для черчения, цветную бумагу, цветной картон и другие виды товаров.

Обращаться по адресу:

344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17

Тел.: (8632) 62-58-44, 62-29-78;

факс: (8632) 62-58-44, 62-57-97

E-mail: phoemx@ic.ru

Ждем Ваших предложений и надеемся на взаимовыгодное сотрудничество

Торгово-издательская фирма 'Феникс' имеет представительство в г. Москве на территории

Издательского Торгового Дома КноРус Вы можете приобрести наши книги и получить информацию

о них по адресу:

г. Москва, Б. Переяславская, 46,

м. 'Рижская', 'Проспект Мира',

тел./факс: (095) 280-02-07, 280-72-54, 280-91-06, 280-92-13..

E-mail: office@knorus.ru

Мелкооптовый магазин 'Литэк'

г. Москва, ул. Hиколоямская, 45, под. 2

(м. 'Таганская'), тел.: (095) 911-98-63, 911-97-42

Сервер в сети Интернет! http://www.book.ru

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03