Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03
Культурология
альфа-м
Под редакцией профессора Г.В. Драча
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине 'Культурология' для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям подготовки
Москва 2003
УДК 088(075:8) ББК 71.0 К90
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор В.Е. Золотухин, доктор философских наук, профессор С.В. Резванов
Авторы:
Г.В. Драч (редактор), В.Е. Давидович, А.Н. Ерыгин, Н.Н. Ефремов,
MB. Заковоротная, Е.В. Золотухина, В.К. Королев, Т.П. Матяш, Л.М. Павкин,
В.И. Сороковикова, О.С. Туманова, Е.А. Чичина, В.А. Шкуратов,
Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель
К90
Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с. ISBN 5-98281-003-7 (в пер.)
Пособие подготовлено на кафедрах теории культуры, этики и эстетики и исторической культурологии Ростовского государствен-ного университета. Представляя авторскую концепцию содержания культурологии как научной и учебной дисциплины, отвечает требо-ваниям государственного образовательного стандарта. Содержит типо-логии культуры, материалы по теории культуры, проблемам совре-менного культурологического знания, взаимоотношениям культуры с обществом, природой, личностью.
Для студентов высших учебных заведений, а также всех, инте-ресующихся теорией мировой и отечественной культуры.
УДК 088(075.8) ББК 71.0
ISBN 5-98281-003-7
© Альфа-М, 2003 © Авторы, указанные на обороте титульного листа, 2003
Глава 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
1. Культурология как научная дисциплина
Культурология и гуманитарное образование
Предмет и задачи культурологии
Культурология, философия культуры, история культуры, культурантропология
Принципы культурологической подготовки
2. Историческое развитие представлений о культуре
Античные представления о культуре
Понимание культуры в эпоху Средневековья
Осмысление культуры в Новое время
3. От философии культуры к культурологии
Философия культуры конца XIX в.
Классический позитивизм и культурология.
Теория культуры и культурантропология
Конституирование культурологии как науки
1. Современные культурологические теории и методы
Структурализм, постструктурализм, семиотика
2. Сущность и основные функции культуры
Основные подходы к пониманию культуры
Аксиологический (ценностный) подход
3. Основные понятия культурологии
Обыденные и теоретические представления о культуре.
Культура личности, того или иного сообщества (группы), культура человечества
Специфика культурных форм в различных сферах жизни
Понятия 'культура' и 'культ'. Содержательная связь между ними
Общение и диалог в функционировании культуры
Характеристика языков культуры
Корневая и высокая, элитарная и демократическая культуры. Масскульт
Универсальность культуры и ее конкретно-региональные и исторические проявления
Пути распространения и восприятия культуры.
В физической культуре принято выделять четыре сферы.
5. Статика и динамика культуры
Стабильность и нестабильность в культуре
6. Основные подходы и принципы типологии культуры..
Историческая типология культуры (линейный подход)
Культурно-типологические исследования (локалистский подход)
Современные подходы в типологии культуры
Взаимодействие культуры и природы
Соотношение культуры и общества
Срединная (традиционная) культура
Патологические формы взаимодействия личности и культуры
Инкультурация и социализация в истории
Понятие культурной картины мира
5. Способы культурной идентификации
Культурная идентичность и культурная идентификация
Культурная идентификация как процесс
Основные проблемы межкультурных коммуникаций
Национально-культурная специфика общения
Факторы, отражающие культурную традицию,
Факторы, обусловленные социальной ситуацией
Факторы, связанные с этнопсихологией
Факторы, определяемые спецификой языка,
1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека.
Формирование человека разумного
Соотношение примитивного и современного человека
2. Культуры верхнего палеолита
Перигорд (35-20 тыс. лет назад)
Ориньяк (30-19 тыс. лет назад).
Солютре (18-15 тыс. лет назад).
Мадлен (15-10 тыс. лет назад).
Цивилизационное единство верхнего палеолита
Первоосновой духовной культуры верхнего палеолита является магия.
3. Культура мезолита и неолита
Магия и мифология неолитических земледельцев
Глава 5. ВОСТОК КАК ТИП КУЛЬТУРЫ
1. Типологическая целостность Востока
Социально-политическая структура
Религиозно-мифологические представления
Социально-политическая структура
Религиозно-мифологические представления
Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.),
Социально-политическая структура
Религиозно-мифологические представления
Глава 6. ЗАПАД КАК ТИП КУЛЬТУРЫ
1. Типологическая целостность Запада
2. Историческое единство античной культуры
Основные черты античной культуры
Периодизация античной культуры
Гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.)
Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.)
Эпоха эллинизма (IV в. до н.э.)
Античный полис как феномен культуры
3. Культура итальянского Возрождения
4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры
Гуманизм Возрождения и его оборотная сторона
Обновленный идеал человека (классицизм и Просвещение)
Глава 7. РОССИЯ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ
1. Российская культура в понятийной парадигме 'Восток - Запад'
Исходные историко-кулътурологические понятия
Проблема Восток - Запад - Россия в истории мысли
2. Специфика России в мировой культуре
Место России в мировой культуре
3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры
Российская культура XIII-XVII ев.
Глава 8. КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
1. Постмодерн в культуре XX в.
Причины возникновения глобальных проблем
Как решить глобальные проблемы?
Культурологическое образование стало одним из важнейших направлений в гуманитарной подготовке студентов высших учебных заведений. Культурология содержит значительный материал как понятийно-категориального, так и художествен-но-эстетического характера. Она знакомит студента с культур-ными достижениями человечества и в то же время дает широкий фон исторических изменений в мировом культурном процессе. При этом переход от художественно-эстетической и антропо-логической конкретики к понятиям и от понятий к культурно-антропологическим описаниям не только не является чем-то излишним, но и представляется наиболее продуктивным и обо-снованным.
Современная культурология опирается на авторитет таких видных западных исследователей культуры, как Г. Зиммель, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, К. Юнг и др. Различные на-правления современной культурологической мысли породили соответствующие школы и в целом создали обширное про-блемное поле, внутри которого происходят неослабевающие дискуссии. Поэтому цель настоящего учебного пособия - дать широкое обозрение современных культурологических подхо-дов и теорий.
В отечественной культурологии трудно провести грань между философией и теорией культуры. Наиболее активные исследования по теории культуры можно отнести уже к сере-дине 1960-х гг., однако как самостоятельная научная дисцип-лина культурология стала оформляться к середине 1990-х гг. Появились серьезные публикации по культурологическим кон-цепциям - хрестоматии, антологии и авторские учебники, принад-лежащие перу Г.Д. Гачева, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Т.Ф. Кузнецо-вой, Э.А. Орловой, Э.В. Соколова, А.Я. Флиера. На развитие культурологии в России огромное творческое воздействие оказали научные исследования В.И. Библера, Э.С. Маркаряна, Ю.М. Лот-
6
мана. Работы М.К. Петрова, Ю.А. Жданова, В.Е. Давидовича легли в основу ростовской культурологической школы. С начала 1990-х гг. в Ростовском государственном университете стала раз-рабатываться тема 'Культурология как система знания' в рамках федеральной программы 'Университеты России', а затем - 'Выс-шая школа России'.
На основе этих научных разработок коллективом ростов-ских авторов было создано несколько типов учебной литера-туры по культурологии, среди которых наибольшую извест-ность и востребованность приобрел учебник 'Культурология', изданный в 1995 г. В настоящем учебном пособии учитывается не только приобретенный коллективом авторов опыт. За это время и сама культурология обрела новые формы самоосозна-ния, а государственный образовательный стандарт второго по-коления как бы подытожил позитивный опыт развития куль-турологии как научной дисциплины и преподавания ее как дисциплины учебной. Если говорить коротко, то речь идет о необходимости конкретизировать проблемы и методы, стоя-щие перед культурологией как самостоятельной дисциплиной. Поскольку культурология преподается как дисциплина теоре-тическая, в ее состав должны входить характеристика предме-та, методы и основные культурологические понятия.
Внимание к проблемам самоопределения культурологии, ее внутренних самоограничений и междисциплинарных разграни-чений не исключает того, что сам объект культурологического знания - культура - интегративен по своему онтологическому статусу. Культура - это открытый человеческий мир как в инди-видуально-психологическом, так и социально-парадигматичес-ком плане. Но дело в том, что за последнее время накопились специальные методы, подходы и приемы исследования культу-ры, которые во многом исходят из культурантропологии и в то же время не могут не отреагировать на те подвижки в философ-ском самоосмыслении культуры, которые характеризуют совре-менное философствование как 'культурологизирование'.
Отныне тема судеб культуры становится средоточием совре-менного мышления, поэтому культурология тем увереннее обре-тает проблемное поле исследований, чем более определенно и убедительно она обосновывает его границы, простирающиеся,
7
скажем, от Б. Малиновского до Ж. Деррида. В центре этого про-блемного поля оказывается рассмотрение культуры и прежде всего мировых культурных ценностей с позиций антропологи-ческого подхода: обращение к человеку как к рядовому и родо-вому субъекту истории, носителю и творцу культуры.
Отсюда ясно, что учебное пособие должно не только вклю-чать такие понятия, как 'культурогенез', 'динамика культу-ры', 'язык', 'символы', 'коды', 'типология культуры' и т.п., но и наполнять эти понятия культурным содержанием, харак-теризовать культурные явления массовой и элитарной, науч-ной и повседневной культур и давать характеристику культу-рам различных типов. Последнее обстоятельство в особеннос-ти учитывается в данной книге, где представлены развернутые характеристики восточной, западной и российской культур.
Перед студентом предстает многоплановое полотно куль-турных деяний человечества, его достижений, сомнений и кри-зисов, что позволяет выработать представление о многообра-зии современных типов культур и помочь целенаправленному самостоятельному формированию гуманистических культур-ных ориентаций. Такого рода культурологическое знание при-звано формировать личность студента.
Учебное пособие подготовили ученые и преподаватели Рос-товского государственного университета: д-р филос. наук Г.В. Драч (предисловие; гл. 1; 1, 2 гл. 2; 2 гл. 3; 1,2 гл. 6), д-р филос. наук В.Е; Давидович ( 3 гл. 2; 1, 2 гл. 3), д-р филос. наук А.Н. Ерыгин ( 6 гл. 2; 1, 2 гл. 7), канд. филос. наук Н.Н. Еф-ремов ( 1 гл. 2), д-р филос. наук М.В. Заковоротная ( 3, 5 гл. 3), д-р филос. наук Е.В. Золотухина ( 1 гл. 2), д-р филос. наук В.К. Королев ( 2, 4, 6 гл. 2; 1,2 гл. 3), д-р филос. наук Т.П. Матяш ( 1 гл. 8), канд. филос. наук Л.М. Павкин ( 3 гл. 7), канд. филос. наук В.И. Сороковикова (гл. 5), канд. филос. наук О.С. Туманова ( 1 гл. 2; 6 гл. 3), канд. филос. наук Е.А. Чи-чина ( 3 гл. 6), д-р филос. наук В.А. Шкуратов (гл. 4), д-р филос. наук Л.А. Штемпель ( 4 гл. 3), д-р филос. наук О.М. Штемпель ( 5 гл. 2; 4 гл. 6; 2 гл. 8).
Культурология - наука о культуре. Базовый термин 'культу-ра' - латинского происхождения, восходит к латинскому cul-tura и находится в оппозиции к термину natura - природа.
Термин 'культура' уже в римской античности приобрел переносное значение в отличие от прямого - возделывание, об-работка, уход и cultor - возделыватель, землепашец и проч., т.е. земледелец. Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) со-держанием, общий контекст этой трансформации - человечес-кая ученость, образованность, для обозначения которых ис-пользовалось как базовое понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого со-стояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе рационального настроя (ratio) и специального вос-питания (disciplina).
Поиск новых, отвечающих духу времени подходов в изучении общественных процессов выдвигает на первый план дисцип-лины культурологического цикла. Это обусловлено следую-щими причинами.
1. История мировой культуры, рисуя образ единого челове-чества, возрождает интерес к гуманитарным ценностям. Череда верований, художественных шедевров, философских идей, на-учных открытий, обычаев свободно компонуется вдоль хроно-логической оси без противопоставления архаичного и совре-менного, передового и реакционного, развитого и отсталого, демонстрируя поразительное многообразие типов культур как средств и способов человеческой самореализации.
9
2. Современная культурология вынуждена восполнять от-сутствующее пока у нас классическое образование, без кото-рого представить себе мировую, и в первую очередь европей-скую, культурную традицию невозможно. Едва ли какой-либо другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль куль-турологии как энциклопедии начальных сведений по мифоло-гии, религии, истории искусства сохранится до построения нормальной образовательной вертикали.
3. Изучение культурологии, теории и истории культуры яв-ляется фундаментом всего гуманитарного образования. Гума-нитаризация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитари-зации - в ограничении технократизма и сциентизма гуманис-тическим мировоззрением, ориентация на человека как само-значащую ценность и основание нового типа культуры.
Опыт показывает, что объединяющее начало мировой куль-туры нужно искать в богатых традициях гуманизма. Дух гума-нитарного единства человечества скорее всего раскрывается именно через историю культуры. Это обстоятельство еще раз подчеркивает единство процессов культурологической подго-товки и гуманитаризации образования.
Гуманитарная ученость распространяет идеологию единого человечества, поэтому культура является для нее своего рода аб-солютом. Культура - не среди биологических, территориальных, производственных, социальных факторов, не в их совокупности, не над и не под ними. Она - ценность, смыслообраз, из которого вырастают все модусы человеческого существования.
Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества; всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, стран-ности образов, символов и костюмов. Культурное состояние тре-бует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в он-тологическое пространство, отличное от природного и социаль-ного пространства. Массивный пласт гуманитарной аксиологии содержится в самом категориальном ядре науки о культуре, под-
10
тверждая мысль о том, что каждая культура несет в себе оттенок тайного образного мировидения, которое в явном виде никогда не включается в ход рассуждения. Очевидно, что культурология не просто сводит воедино и классифицирует бесчисленные де-финиции своего главного понятия - 'культура', но объединяет разнообразные подходы в гуманизации научного поиска. Гума-нистическое знание есть культивирование человека. Пожалуй, ни одна другая категория современной науки не охватывает столь широкое разнообразие человеческих проявлений. С помощью этого понятия самые далекие от нас человеческие сообщества легко вводятся в пределы планетарного 'мы'. Культурологию ин-тересуют все многообразные проявления культуры: в художест-венно-эстетическом, научном, производственно-техническом, этико-политическом и других аспектах.
Исследование культуры имеет глубокие философские тра-диции (философия истории, философия культуры) и привлека-ет внимание представителей других наук, прежде всего архе-ологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX в. все более осознается потребность в специаль-ном межпредметном исследовании культуры. Основы культу-рологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой (культура) несводим к объектам философ-ского и других подходов к этому феномену, прослеживаются в работах американского ученого Л. Уайта. Попытки обнару-жить за номинальным единством, фиксируемым понятием 'культура', реальное, адекватно выразить его научными сред-ствами - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел тео-ретической зрелости. Но уже ясно, что культурология пред-ставляет собой область знания, переросшую 'родительскую опеку' философии, хотя и взаимосвязанную с ней.
Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры как 'онтологического' феномена. Существует множество пред-ставлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.
11
Первый подход рассматривает культурологию как ком-плекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом раз-витии и социальном функционировании, в результате чего со-здается система знаний о культуре.
Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему много-образия культур (типологизация, систематизация знания о куль-туре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культуран-тропологии, социологии культуры, а также выделение философ-ской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Культуролог, какой бы теоретической позиции он ни при-держивался, должен представить историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым он введет своего слушателя или читателя в проблематику гуманизма, будет способствовать воссозданию необходимого компонента цивилизованного общежития. Два фактора имеют здесь ре-шающее значение - интенсивный мировой духовный обмен и представление об общем культурном наследии, единых исто-ках. Очевидно, что именно содержание образования, и в пер-вую очередь изучение истории культуры, способно 'интерио-ризировать' эти факторы.
Поскольку основными источниками духовного единства ев-ропейской культуры, наиболее важной для понимания совре-менной культуры, являются античность и христианство, воз-никает необходимость возрождения с учетом современных реалий той модели образования, которая выполняла бы интег-ративную функцию и основывалась на изучении греко-рим-ской культурной традиции и христианского учения.
12
Для такой модели образования исключительно важно учиты-вать особенность названной традиции - личностный характер воспроизводства культурных ценностей. Личностно-образую-щий фактор стимулирует изучение жизни и деятельности кон-кретных выдающихся творцов культуры, в первую очередь - ху-дожественной, определяет базисную роль первоисточников для культурологической подготовки в духе европейского гуманизма. Для осознания приоритета общечеловеческих ценностей антич-ность, многие века олицетворяющая эти ценности, должна 'воз-вратиться' в нашу культуру, прежде всего по каналам образо-вания.
В советской философской литературе до начала 1960-х гг. культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Такой подход нашел отражение во втором издании БСЭ, в Философской эн-циклопедии, в довольно многочисленных публикациях. Обла-дая большой широтой, этот подход страдает неопределеннос-тью, так как отсутствуют точные критерии того, что считать ценностями. С середины 1960-х гг. появляются работы, авторы которых проводят деятельностный анализ явления культуры. Эти работы группируются по двум направлениям. Одно рас-сматривает культуру в основном в контексте личностного ста-новления (Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межу-ев и др.), другое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, З.И. Файнбург, Э.С. Маркарян и др.). Философское осмысление явлений культуры, находящееся за пределами де-ятельностного подхода, присутствует в работах М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, B.C. Библера.
Попытку, аналогичную попытке Уайта, создать теорию куль-туры, способную в одном ключе рассматривать как до-письмен-ные, так и письменные культуры, предпринял М.К. Петров. Одна из его работ, написанная еще в 1974 г., 'Язык, знак, культура' вышла в 1991 г. В культурологическом ключе работает и Э.С. Мар-карян (Теория культуры и современная наука. М., 1983).
13
Это позволяет нам при помощи термина 'культура' фиксиро-вать общее отличие человеческой жизнедеятельности от биоло-гических форм жизни, качественное своеобразие исторически 'конкретных форм этой деятельности на различных этапах обще-ственно-экономических формаций, этнических общностей (на-пример, первобытная культура, древневосточная культура, гре-ческая культура, русская культура и т.д.), особенности сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, куль-тура класса), отдельного индивида (личная культура).
Культурология, если она выходит из-под 'родительской опеки' философии и обретает собственный предмет исследо-вания, обращается к археологии культуры (К. Юнг), выделяет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования социального опыта.
На наш взгляд, в концептуальном плане предметом научно-го (культурологического) исследования культуры, ее истории прежде всего является генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс куль-турного наследования, внешне сходного, но существенно от-личного от наследования в мире живой природы.
Задача культурологии - построить 'генетику' культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный про-цесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы про-гнозировать этот процесс, в перспективе - управлять им.
Поставленная задача предполагает решение по меньшей мере следующих фундаментальных проблем:
1. Открытие 'гена' и 'генетического кода' культурных фе-номенов, т.е. тех базисных структур, которые ответственны за сохранение и передачу социального, человеческого опыта.
Предисловие редактора............................................5
Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания...........................................................8
1. Культурология как научная дисциплина.......................8
2. Историческое развитие представлений о культуре.............18
3. От философии культуры к культурологии....................33
Глава 2. Онтология культуры..................................51
1. Современные культурологические теории и методы...........51
2. Сущность и основные функции культуры....................95
3. Основные понятия культурологии..........................108
4. Морфология культуры....................................121
5. Статика и динамика культуры.............................132
6. Основные подходы и принципы типологии культуры.........159
Г л а в а 3. Культура и мир......................................177
1. Культура и природа......................................177
2. Культура и общество.....................................182
3. Культура и личность.....................................196
4. Культурная картина мира.................................209
5. Способы культурной идентификации.......................233
6. Межкультурные коммуникации............................244
Г л а в а 4. Культурогенез.......................................264
1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека...........264
2. Культуры верхнего палеолита.............................270
3. Культура мезолита и неолита..............................283
Г л а в а 5. Восток как тип культуры..............................292
1. Типологическая целостность Востока.......................292
2. Индия..................................................296
3. Китай..................................................315
4. Япония.................................................331
Глава 6. Запад как тип культуры...............................344
1. Типологическая целостность Запада........................344
2. Историческое единство античной культуры..................349
3. Культура итальянского Возрождения.......................365
4. Возрожденческая культурная парадигма и становление
современной культуры....................................375
Глава 7. Россия как тип культуры.............................391
1. Российская культура в понятийной парадигме
'Восток - Запад'........................................391
2. Специфика России в мировой культуре.....................397
3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры.. 402
Глава 8. Культура и глобальные проблемы современности........420
1. Постмодерн в культуре XX в..............................420
2. Глобальные проблемы XX в..............................425
Учебное издание
ДРАЧ Геннадий Владимирович, ДАВИДОВИЧ Всеволод Евгеньевич, ЕРЫГИН Александр Николаевич и др.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебное пособие
Редактор Л.Б. Родкина, Разработка оформления художника И. Пронина.
Художественный редактор А.В. Антипов. Компьютерная верстка
М.М. Егоровой. Корректор Г.Н. Грошева
Сдано в набор 27.03.03. Подписано в печать 14.07.03. Формат 60x90 1/16.
Бумага типографская ? 2. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл. печ. л. 27,0. Уч.-изд. л. 23,14. Тираж 6000 экз. Заказ ? 4304059.
Издательский дом 'Альфа-М'
Адрес: 101831, Москва, Колпачный пер., д. 9а
Тел./факс: (095)925-4197, 925-4237
E-mail: alfa-m@inbox.ra Отпечатано с готовых диапозитивов
на ФГУИПП 'Нижполиграф'. 603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.
ISBN 5-98281-003-7
91785982 81 0038
Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03