Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03
МИРЧА ЭЛИАДЕ
АСПЕКТЫ МИФА
MIRCEA ELIADE
ASPECTS du MYTHE
GALLIMARD
ИНВЕСТ-ППП 1995
Перевод с французского В.Большакова. Статья, комментарии Е.Строгановой.
Издательская программа "Academia"
Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства Иностранных Дел Французской Республики и при содействии
Отдела культуры, науки и техники Посольства Франции в Москве.
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Акционерного Коммерческого Банка "БИЗНЕС"
© ТОО "Инвест-ППП".
Издание на русском языке: © В.Большаков, перевод 1994г. © Е.Строганова, статья, комментарии 1994 г. © Издательский центр "ACADEMIA"
Название серии 1994 г.
ISBN 5-87538-006-3
ПОЧЕМУ НАМ ИНТЕРЕСНЫ 'ПРИМИТИВНЫЕ МИФОЛОГИИ'
ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ 'МИФ'
'СКАЗАНИЕ ИСТИННОЕ' - 'СКАЗАНИЕ ВЫМЫШЛЕННОЕ'
ГЛАВА II. МАГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МИФОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА
МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И МИФЫ КОСМОГОНИЧЕСКИЕ
ГЛАВА III. МИФЫ И РИТУАЛЫ ОБНОВЛЕНИЯ
ВОЗВЕДЕНИЕ НА ТРОН И КОСМОГОНИЯ
НОВЫЙ ГОД И КОСМОГОНИЯ НА ДРЕВНЕМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ.
ГЛАВА IV. ЭСХАТОЛОГИЯ И КОСМОГОНИЯ
КОНЕЦ МИРА - В ПРОШЛОМ И В БУДУЩЕМ
КОНЕЦ СВЕТА В ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЯХ
ИУДЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИЕ АПОКАЛИПСИСЫ
МИЛЛЕНАРИЗМ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ
'КОНЕЦ МИРА' В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
ГЛАВА V. ВРЕМЯ МОЖЕТ БЫТЬ УКРОЩЕНО
ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА 'ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ'
ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ВРЕМЕНИ...
ГЛАВА VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
СУЩНОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ
ГЛАВА VII. МИФЫ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ
КОГДА ЙОГ ВЛЮБЛЯЕТСЯ В КОРОЛЕВУ
ИНДИЙСКИЙ СИМВОЛИЗМ ЗАБВЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ
'ЗАБВЕНИЕ' И 'ПАМЯТЬ' В АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
ПАМЯТЬ 'ПЕРВИЧНАЯ' И ПАМЯТЬ 'ИСТОРИЧЕСКАЯ'
ГНОСТИЦИЗМ И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ГЛАВА VIII. ВЕЛИЧИЕ И УПАДОК МИФОВ
ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ПИСЬМЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И УСТНЫЕ ТРАДИЦИИ
ГЛАВА IX. ПЕРЕЖИТКИ И СКРЫТЫЕ ФОРМЫ МИФА
ИСТОРИЯ И 'ЗАГАДКИ' В ЕВАНГЕЛИИ
ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПЕРЕЖИТКИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА
МИФЫ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ I. МИФЫ И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ1
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Цель этого небольшого введения, не претендующего на какую-либо систематичность и последователь-ность изложения взглядов известного англо- и фран-коязычного философа и историка Мирчи Элиаде (1907-1986), прежде всего, попытка заинтересовать его идеями и образами широкого читателя.
Творчество Мирчи Элиаде может дать толчок для размышлений по поводу очень многих тем и вопросов. Есть среди них и сугубо научные, представляющие интерес только для узких специалистов. Но есть и такие, что будут волновать всех, и не только фило-логов, историков и философов, и больше того, даже не только людей, получивших гуманитарное образова-ние.
В предлагаемой читателю книге есть такие слова: 'Какова будет реакция современного западного мира, если он узнает, например, что, хотя Индия была за-воевана и оккупирована Александром Македонским и хотя это завоевание имело влияние на последующую историю, она даже не сохранила имени Великого за-воевателя. Как и другие традиционные культуры, Индия испытывает интерес только к моделям для подражания и парадигматическим событиям, а не к частному и индивидуальному'.
И в самом деле, никаких Александрии в Индии не было, хотя эта страна была так же завоевана, как и Египет. Этот факт Элиаде приводит как пример культуры, обладающей невероятной творческой ак-
5
тивностью и 'саботирующей' историю, которой, по мнению Элиаде, у религии быть не может. Элиаде - сторонник освобождения мифа от истории, которая, как он считает, более поверхностно, чем миф объяс-няет суть человеческой жизни.
Сам миф Элиаде понимает не как 'сказку', 'вы-мысел', 'фантазию', а так, как его понимали в пер-вобытных и примитивных обществах, где миф обо-значал, как раз наоборот, 'подлинное, реальное собы-тие' и, что еще важнее, событие сакральное, значи-тельное, первородное откровение, служащее примером для подражания.
Уже вошло в довольно широкий обиход слово 'двое-мирие': наш мир, 'земной'; и мир 'потусторонний', трансцендентальный. Но были когда-то, а может быть, есть где-то и сейчас культуры, где земной мир 'открыт' миру сверхприродному, сверхъестественно-му, сверхисторическому, миру трансцендентальных (вечных) аксиологических ценностей. Эти ценности и открываются в мифе, открываются мифическим предкам, сверхъестественным существам и представ-ляют парадигму всех видов человеческой деятельно-сти.
В еще более широком обиходе в настоящее время слова: магия, культ, посвящение, ритуал, космос ,и так далее. Удивительным образом в литературе и искусстве появляются темы и мотивы, оставленные где-то в XVI-XVII веках. Вряд ли за весь XIX век наберется с десяток произведений, где фигурируют мифологические герои, где разрабатываются 'общие темы'. Но вот как из рога изобилия с середины XX столетия начинают являться из глубин столетий бесконечные Эвридики, Электры, Клитемнестры, Эдипы, Ифигении, Андромахи. Апдайк, Ж. Жироду,
6
Т. Уайльдер, Дж. Джойс, Артур Миллер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй - далеко не полный перечень крупнейших современных художников, неоднократно обращавшихся в своем творчестве к так называемым 'общим сюжетам'.
Исследователи европейского театра XVI-XVII веков отмечают, что в это время театральное представ-ление теряет характер сакрального приобщения, како-вое оно сохраняло в Средние века и в древней Греции, где хор выполнял сразу роль и актера и зрителя. Примечателен еще один факт - чрезвычайно широ-кое распространение явления так называемого 'теат-ра в театре'.
И вот в середине XX века также появляется мно-жество пьес, представляющих 'театр в театре'.
Примеров сходства, 'встречи' явлений рубежа средневеково-возрожденческого периода и Нового време-ни, с одной стороны, и середины XX столетия, с другой стороны, можно было бы привести еще боль-ше. Очевидно, не было бы слишком смело сделать за-ключение, что в XVI-XVII веках происходило 'рас-ставание' с целостным, космологическим мировос-приятием (окончательно оно завершилось в XVIII веке, когда появляются такие 'шедевры' механисти-ческого мировоззрения, как, например, труд Ламет-три 'Человек-машина', где человеческий организм сравнивается с паровой или иной какой-либо машиной: его, как и машину, можно разобрать и собрать). Это 'расставание' находит свое выражение и в извест-ных словах Гамлета: 'Мир раскололся'. А в XX веке мы оказываемся свидетелями постепенного возвраще-ния к тому же космологическому мировоззрению.
Но как раз такое заключение в значительной мере шло бы вразрез с одной из главных идей и настоящей
7
работы, и многих других работ Элиаде, по мнению которого, 'некоторые аспекты и функции мифологи-ческого мышления образуют важную составную часть самого человеческого существа'. Мифологиче-ское мышление существовало всегда, существует и в наше время. 'Мифологическое мышление, - пишет Элиаде, - может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам. Но оно не может исчезнуть окончательно'.
Элиаде полагает, что эсхатологический миф явился существенной составной частью роли и миссии осно-вателей и руководителей современных тоталитарных движений, прежде всего, коммунизма и национал-со-циализма. Маркс воспользовался одним из самых из-вестных эсхатологических мифов средиземноморско-азиатского мира - мифом о справедливом герое-иску-пителе (речь здесь идет о пролетариате).
Таким образом, всем современным теоретическим построениям, в основе имеющим идеи 'возрождения' мифа, придется так или иначе иметь дело со сложно-стями, которые для них будут представлять взгля-ды Элиаде. Правда, судя по некоторым высказывани-ям автора, он допускает все же большую или мень-шую 'мифологичность' той или иной эпохи, и приме-ры, которыми он сопровождает, например, характери-стику 'модернистской' литературы и искусства, мо-гут привести к выводу, что эпоха, когда начинают преобладать модернистские настроения, оказывается временем более 'мифологически' осмысляющим мир. Ведь, по мнению Элиаде, деструкция художественного языка, осуществленная кубизмом, дадаизмом, додека-фонизмом и 'конкретной музыкой', Джойсом, Бекке-том и др., есть не что иное, как сведение, редукция 'художественной вселенной' к первоначальному со-
8
стоянию materia prima (первоначальной материи). При знакомстве с этими произведениями, утвержда-ет Элиаде, создается впечатление, что всю историю искусства авторы хотели свести к tabula rasa, погру-зить в полный хаос, за чем должно непременно после-довать сотворение новой Вселенной.
В.Большаков
Уже более полувека западноевропейские ученые иссле-дуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не в обычном значении слова как 'сказку', 'вымысел', 'фантазию', а так, как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, 'подлинное, реальное событие' и, что еще важнее, событие сакральное, значи-тельное и служащее примером для подражания. Но это новое значение слова 'миф' делает его употребление в современном языке довольно двойственным. И в самом деле, это слово употребляется в наши дни, обозначая как 'вымысел', 'иллюзию', так и 'священную тради-цию, первородное откровение, пример для подражания', что близко и понятно, прежде всего, этнологам, социоло-гам и историкам религии.
Позднее мы остановимся подробнее на истории тех различных значений, которые слово 'миф' приобретает в античном и христианском обществах (см. главы 8-9). Всем известно, что, начиная с Ксенофана (приблизи-тельно 565-470 до н.э.), первым отвергнувшего 'мифо-логичность' богов Гомера и Гесиода, понятие mythos ут-ратило у греков всяческую религиозную и метафизиче-скую значимость. Противопоставленный как логосу, так, позднее, и истории, mythos в конце концов стал обозна-чать 'то, чего не существует в действительности'. В свою очередь, иудаизм и христианство отбросили в сфе-
11
ру 'иллюзии' и 'обмана' все то, что не было узаконено и канонизировано одним из двух Заветов.
Мы же истолковываем слово 'миф' совсем не в этом смысле (хотя он и самый распространенный). Нас инте-ресует, если говорить точнее, не та ментальная стадия, не тот исторический момент, где миф стал вымыслом. В первую очередь мы будем исследовать те общества, где миф является (или был до самого последнего времени) 'живым', в том смысле, что он предлагает людям при-меры для подражания и этим самым сообщает значи-мость человеческой жизни. Понять структуру и функцию мифов в таких традиционных обществах значит не толь-ко прояснить некий этап в истории человеческой мысли, но и лучше понять одну из важнейших категорий совре-менной жизни.
Если в качестве примера взять 'карго культы' на островах Океании, то было бы очень трудно интерпре-тировать целый ряд самых неожиданных и странных действий, не объясняя их и не оправдывая с позиций мифологии. В этом пророческом и милленаристском культе провозглашается неизбежное пришествие сказоч-ной эры изобилия и блаженства. Местные племена ста-нут вновь хозяевами своих островов и не будут вынуж-дены работать, ибо их умершие предки вернутся на ве-ликолепных кораблях, переполненных товарами, на подо-бие тех гигантских грузовых судов, которые белые встречают в своих портах. Поэтому большинство этих культов, связанных с кораблями, требуют, с одной сто-роны, уничтожения домашних животных и инвентаря, с другой - сооружения обширных складов, где будут размещены привезенные умершими товары. Один культ предвосхищает пришествие Христа на кораблях с това-рами, другой предполагает пришествие европейцев. Нач-нется новая эра земного рая и все приверженцы этого культа станут бессмертными. Некоторые культы предпо-лагают также оргиастические действа, так как запреты и санкционированные традицией обычаи теряют свою силу и уступают место абсолютной свободе. Таким образом,
12
все эти действия и верования объясняются мифом о све-топреставлении, за которым последует новое сотво-рение мира и наступит золотой век, миф, к которому мы обратимся ниже.
Подобные культовые действия мы могли наблюдать в Конго (1960 год) по случаю провозглашения независи-мости страны. В одной из деревень местные жители снимали крыши со своих хижин, чтобы дать возмож-ность пролиться ниспосланному предками дождю золо-тых монет. При всеобщем запустении, только дороги, ведущие к кладбищу, поддерживаются в порядке, для того, чтобы предки без труда могли добраться до дерев-ни. И даже оргиастические излишества имеют в данном случае свой смысл, так как, согласно мифу, в день Но-вой Эры все женщины будут принадлежать всем мужчи-нам.
Очень вероятно, что факты подобного рода в будущем станут все более и более редкими. Можно предполо-жить, что такое поведение, заданное мифическим сюже-том, исчезнет вслед за установлением политической не-зависимости бывших колоний. Но то, что произойдет в будущем, более или менее отдаленном, не поможет нам объяснить того, что произошло в недавнем прошлом. Нам представляется важным постичь основной смысл этого странного поведения, понять причину и оправдание этих излишеств. Ведь понимание подобных действий равносильно их признанию в качестве фактов, свойствен-ных людям, фактов культуры и духовного творчества, но ни в коей мере не как патологическое высвобождение звериных инстинктов или инфантилизма. Нет никакой другой альтернативы: или настаивать на отрицании, ума-лении подобных излишеств, постараться их забыть, рас-сматривая их как отдельные факты 'варварства', кото-рые совершенно исчезнут, когда племена будут 'цивили-зованы'; или же надо дать себе труд понять предысто-рию мифа, которая как раз и объясняет и оправдывает явления подобного рода и придает им религиозное значе-ние. Это последнее отношение к рассматриваемому пред-
13
мету есть, по нашему мнению, единственно приемлемое. Только в историко-религиозной перспективе подобные факты способны раскрываться в качестве фактов культу-ры, и тогда они теряют свои чудовищный, ненормаль-ный характер ребяческой игры или акта чисто инстинк-тивного.
Все основные средиземноморские и азиатские религии располагают своей мифологией. Но мы считаем более це-лесообразным не начинать изучение мифа с рассмотре-ния греческой, египетской или индийской мифологий. Большинство греческих мифов были воссозданы и, сле-довательно, изменены, систематизированы Гесиодом и Гомером, рапсодами и мифорафами. Мифологические традиции Ближнего Востока и Индии были тщательно переработаны и интерпретированы теологами и историка-ми. Нельзя сказать, что эти основные мифологии поте-ряли свою 'мифическую субстанцию' и теперь являются 'ничем иным как литературой', но также нельзя ска-зать, что мифологическая традиция архаических обществ не была переработана священниками и сказителями. Как и основные мифологии, которые дошли до нас в пись-менных текстах, так и мифологии 'примитивные', вос-принятые первыми путешественниками, миссионерами и этнографами на стадии звуковой, не фиксированной ре-чи, - имеют свою историю. Иначе говоря, на протяже-нии веков они были трансформированы и обогащены под влиянием превосходящих культур или благодаря творче-скому гению исключительно одаренных индивидов.
Предпочтительнее начинать, однако, с изучения мифа в обществах архаических и традиционных, хотя позднее мы и будем рассматривать также и мифологии народов, игравших важную роль в истории. И предпочтительнее это прежде всего потому, что мифы народов, находя-щихся на примитивной стадии развития, несмотря на из-
14
менения, которые они претерпели в ходе времени, еще отражают их первоначальное состояние. Речь идет, пре-жде всего, об обществах, где мифы еще живы и где они обосновывают и определяют всю деятельность и все по-ведение человека. Роль и функция мифов могут быть (или могли быть до последнего времени) тщательнейшим образом прослежены и описаны этнологами. В отноше-нии каждого мифа, так же как и в отношении каждого ритуального действия архаических обществ, возможно было опросить туземцев и узнать у них, по крайней ме-ре, отчасти, значение, которое они этим мифам и обря-дам придают. Разумеется, эти 'живые документы', за-фиксированные в ходе исследовании, проведенных среди примитивных народов, не решают всех наших трудно-стей. Но они имеют то значительное преимущество, что помогают нам правильно сформулировать проблему, а значит, и определить миф в контексте его социально-ре-лигиозного происхождения.
Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить все мифы и все функции мифов во всех архаических и традиционных обществах? Миф есть одна из чрезвычай-но сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимо-дополняющих аспектах.
Мне кажется, что более приемлемым будет следующее определение, так как оно шире охватывает интересую-щий нас вопрос: миф излагает сакральную историю, по-вествует о событии, произошедшем в достопамятные времена 'начала всех начал'. Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестест-венных существ, достигла своего воплощения и осущест-вления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или
15
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА 5
I. СТРУКТУРА МИФОВ
Значение 'живого' мифа..................................................11
Почему нам интересны 'примитивные мифологии'.......14
Опыт определения понятия 'миф'.................................15
'Сказание истинное' - 'сказание вымышленное'......18
Что открывают нам мифы...............................................20
Что такое 'Знать мифы'................................................24
Структура и функции мифов...........................................28
II. МАГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МИФОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА
Мифы о происхождении мира и мифы космогонические 31
Роль мифов в исцелении..................................................34
Повторение космогонии....................................................38
235
'Возвращение к истокам'...............................................43
Роль и значение 'начал'.................................................45
III. МИФЫ И РИТУАЛЫ ОБНОВЛЕНИЯ
Возведения на трон и космогония...................................48
Обновление мира..............................................................50
Различия и сходства.........................................................54
Новый год и космогония на древнем Ближнем Востоке56
IV. ЭСХАТОЛОГИЯ И КОСМОГОНИЯ
Конец мира - в прошлом и в будущем........................62
Конец света в восточных религиях.................................68
Иудейско-христианские апокалипсисы............................72
Христианский милленаризм.............................................74
Милленаризм у первобытных народов.............................76
'Конец мира' в современном искусстве.........................79
V. ВРЕМЯ МОЖЕТ БЫТЬ УКРОЩЕНО
Уверенность в новом начале............................................81
236
Фрейд и познание 'сотворения'.....................................82
Традиционная техника 'возвращения к истокам'.........84
Чтобы освободиться от времени....................................90
Восстановить прошлое......................................................94
VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
Сущность предшествует существованию........................98
Бог отдыхающий...............................................................99
Убиенное божество.........................................................104
Гайнувеле и дема............................................................108
Не 'онтология', а 'история'.........................................ИЗ
Начало 'демистификации'.............................................116
VII. МИФЫ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ
Когда йог влюбляется в королеву..................................118
Индийский символизм забвения и воспоминания........120
'Забвение' и 'память' в античной Греции.................122
Память 'первичная' и память 'историческая'...........126
237
Сон и смерть.................................................................. 129
Гностицизм и индийская философия.............................135
Anamnesis и историография...........................................137
VIII. ВЕЛИЧИЕ И УПАДОК МИФОВ
Сделать мир открытым..................................................142
Человек и мир................................................................145
Воображение и творческие способности.......................148
Гомер...............................................................................150
Теогония и генеалогия....................................................152
Рационалисты и мифология...........................................154
Аллегоризм и эвгемеризм..............................................156
Письменные документы и устные традиции................159
IX. ПЕРЕЖИТКИ И СКРЫТЫЕ ФОРМЫ МИФА
Христианство и мифология.................:..........................163
История и 'загадки' в Евангелии................................165
Историческое и литургическое время............................168
238
Космическое христианство..............................................171
Эсхатологическая мифология средневековья.................174
Пережитки эсхатологического мифа..............................178
Мифы нового времени....................................................181
Мифы и средства массовой информации......................183
ПРИЛОЖЕНИЕ I. МИФЫ И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ 191
ПРИЛОЖЕНИЕ II. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 200
Е. Строганова. МИРЧА ЭЛИАДЕ 202
ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 226
ПРИМЕЧАНИЯ 227
СОДЕРЖАНИЕ 235
Мирча Элиаде. Аспекты мифа. Пер. с фр. В.Большакова М.: 'Инвест - ППП', СТ 'ППП', 1996 - 240 стр. Научно-художественное издание. Мирча Элиаде. Аспекты мифа Литературный редактор Дукорская Т.А. Научный редактор Строганова Е.А. Редактор издательства Подколзин E.H. Художественно-технический редактор Хрычева Т.Ю. Корректор Дубовицкая Г.В.
ЛР N 060912 от 23 марта 1992 г. Подписано к печати 25.12.95r.
Формат 75x90/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Заказ 2100 Тираж 25 000 экз. (1-ый завод - 5 000 экз.)
Типография издательства "Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03