Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03

МИРЧА ЭЛИАДЕ

АСПЕКТЫ МИФА

MIRCEA ELIADE

ASPECTS du MYTHE

GALLIMARD

ИНВЕСТ-ППП 1995

Перевод с французского В.Большакова. Статья, комментарии Е.Строгановой.

Издательская программа "Academia"

Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства Иностранных Дел Французской Республики и при содействии

Отдела культуры, науки и техники Посольства Франции в Москве.

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Акционерного Коммерческого Банка "БИЗНЕС"

© ТОО "Инвест-ППП".

Издание на русском языке: © В.Большаков, перевод 1994г. © Е.Строганова, статья, комментарии 1994 г. © Издательский центр "ACADEMIA"

Название серии 1994 г.

ISBN 5-87538-006-3

 

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА.. 3

ГЛАВА I. СТРУКТУРА МИФОВ.. 4

ЗНАЧЕНИЕ 'ЖИВОЮ' МИФА.. 4

ПОЧЕМУ НАМ ИНТЕРЕСНЫ 'ПРИМИТИВНЫЕ МИФОЛОГИИ'. 6

ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ 'МИФ'. 6

'СКАЗАНИЕ ИСТИННОЕ' - 'СКАЗАНИЕ ВЫМЫШЛЕННОЕ'. 7

ЧТО ОТКРЫВАЮТ НАМ МИФЫ... 9

ЧТО ТАКОЕ 'ЗНАТЬ МИФЫ'. 10

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИФОВ.. 12

ГЛАВА II. МАГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МИФОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА.. 13

МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И МИФЫ КОСМОГОНИЧЕСКИЕ. 13

РОЛЬ МИФОВ В ИСЦЕЛЕНИИ.. 14

ПОВТОРЕНИЕ КОСМОГОНИИ.. 16

'ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ'. 18

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ 'НАЧАЛ'. 19

ГЛАВА III. МИФЫ И РИТУАЛЫ ОБНОВЛЕНИЯ.. 20

ВОЗВЕДЕНИЕ НА ТРОН И КОСМОГОНИЯ.. 20

ОБНОВЛЕНИЕ МИРА.. 21

РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА.. 22

НОВЫЙ ГОД И КОСМОГОНИЯ НА ДРЕВНЕМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. 23

ГЛАВА IV. ЭСХАТОЛОГИЯ И КОСМОГОНИЯ.. 25

КОНЕЦ МИРА - В ПРОШЛОМ И В БУДУЩЕМ... 25

КОНЕЦ СВЕТА В ВОСТОЧНЫХ РЕЛИГИЯХ.. 28

ИУДЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИЕ АПОКАЛИПСИСЫ... 30

ХРИСТИАНСКИЙ МИЛЛЕНАРИЗМ... 31

МИЛЛЕНАРИЗМ У ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДОВ.. 32

'КОНЕЦ МИРА' В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ. 33

ГЛАВА V. ВРЕМЯ МОЖЕТ БЫТЬ УКРОЩЕНО.. 34

УВЕРЕННОСТЬ В НОВОМ НАЧАЛЕ. 34

ФРЕЙД И ПОЗНАНИЕ 'СОТВОРЕНИЯ'. 34

ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА 'ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ'. 35

ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ВРЕМЕНИ... 38

ВОССТАНОВИТЬ ПРОШЛОЕ. 39

ГЛАВА VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.. 40

СУЩНОСТЬ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ... 40

БОГ ОТДЫХАЮЩИЙ.. 41

УБИЕННОЕ БОЖЕСТВО.. 43

ГАЙНУВЕЛЕ И ДЕМА.. 45

НЕ 'ОНТОЛОГИЯ', А 'ИСТОРИЯ'. 47

НАЧАЛО 'ДЕМИСТИФИКАЦИИ'. 48

ГЛАВА VII. МИФЫ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ.. 49

КОГДА ЙОГ ВЛЮБЛЯЕТСЯ В КОРОЛЕВУ.. 49

ИНДИЙСКИЙ СИМВОЛИЗМ ЗАБВЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ.. 50

'ЗАБВЕНИЕ' И 'ПАМЯТЬ' В АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ.. 51

ПАМЯТЬ 'ПЕРВИЧНАЯ' И ПАМЯТЬ 'ИСТОРИЧЕСКАЯ'. 52

СОН И СМЕРТЬ. 53

ГНОСТИЦИЗМ И ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 56

ANAMNESIS И ИСТОРИОГРАФИЯ.. 57

ГЛАВА VIII. ВЕЛИЧИЕ И УПАДОК МИФОВ.. 59

СДЕЛАТЬ МИР ОТКРЫТЫМ... 59

ЧЕЛОВЕК И МИР. 60

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.. 61

ГОМЕР. 62

ТЕОГОНИЯ И ГЕНЕАЛОГИЯ.. 63

РАЦИОНАЛИСТЫ И МИФОЛОГИЯ.. 64

АЛЛЕГОРИЗМ И ЭВГЕМЕРИЗМ... 65

ПИСЬМЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И УСТНЫЕ ТРАДИЦИИ.. 66

ГЛАВА IX. ПЕРЕЖИТКИ И СКРЫТЫЕ ФОРМЫ МИФА.. 67

ХРИСТИАНСТВО И МИФОЛОГИЯ.. 67

ИСТОРИЯ И 'ЗАГАДКИ' В ЕВАНГЕЛИИ.. 68

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.. 70

КОСМИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО.. 71

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.. 72

ПЕРЕЖИТКИ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОГО МИФА.. 74

МИФЫ НОВОЮ ВРЕМЕНИ.. 75

МИФЫ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 76

ПРИЛОЖЕНИЕ I. МИФЫ И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ1 79

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ.. 83

МИРЧА ЭЛИАДЕ.. 83

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 93

ПРИМЕЧАНИЯ.. 94

СОДЕРЖАНИЕ. 98

 

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Цель этого небольшого введения, не претендующего на какую-либо систематичность и последователь-ность изложения взглядов известного англо- и фран-коязычного философа и историка Мирчи Элиаде (1907-1986), прежде всего, попытка заинтересовать его идеями и образами широкого читателя.

Творчество Мирчи Элиаде может дать толчок для размышлений по поводу очень многих тем и вопросов. Есть среди них и сугубо научные, представляющие интерес только для узких специалистов. Но есть и такие, что будут волновать всех, и не только фило-логов, историков и философов, и больше того, даже не только людей, получивших гуманитарное образова-ние.

В предлагаемой читателю книге есть такие слова: 'Какова будет реакция современного западного мира, если он узнает, например, что, хотя Индия была за-воевана и оккупирована Александром Македонским и хотя это завоевание имело влияние на последующую историю, она даже не сохранила имени Великого за-воевателя. Как и другие традиционные культуры, Индия испытывает интерес только к моделям для подражания и парадигматическим событиям, а не к частному и индивидуальному'.

И в самом деле, никаких Александрии в Индии не было, хотя эта страна была так же завоевана, как и Египет. Этот факт Элиаде приводит как пример культуры, обладающей невероятной творческой ак-

5

тивностью и 'саботирующей' историю, которой, по мнению Элиаде, у религии быть не может. Элиаде - сторонник освобождения мифа от истории, которая, как он считает, более поверхностно, чем миф объяс-няет суть человеческой жизни.

Сам миф Элиаде понимает не как 'сказку', 'вы-мысел', 'фантазию', а так, как его понимали в пер-вобытных и примитивных обществах, где миф обо-значал, как раз наоборот, 'подлинное, реальное собы-тие' и, что еще важнее, событие сакральное, значи-тельное, первородное откровение, служащее примером для подражания.

Уже вошло в довольно широкий обиход слово 'двое-мирие': наш мир, 'земной'; и мир 'потусторонний', трансцендентальный. Но были когда-то, а может быть, есть где-то и сейчас культуры, где земной мир 'открыт' миру сверхприродному, сверхъестественно-му, сверхисторическому, миру трансцендентальных (вечных) аксиологических ценностей. Эти ценности и открываются в мифе, открываются мифическим предкам, сверхъестественным существам и представ-ляют парадигму всех видов человеческой деятельно-сти.

В еще более широком обиходе в настоящее время слова: магия, культ, посвящение, ритуал, космос ,и так далее. Удивительным образом в литературе и искусстве появляются темы и мотивы, оставленные где-то в XVI-XVII веках. Вряд ли за весь XIX век наберется с десяток произведений, где фигурируют мифологические герои, где разрабатываются 'общие темы'. Но вот как из рога изобилия с середины XX столетия начинают являться из глубин столетий бесконечные Эвридики, Электры, Клитемнестры, Эдипы, Ифигении, Андромахи. Апдайк, Ж. Жироду,

6

Т. Уайльдер, Дж. Джойс, Артур Миллер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй - далеко не полный перечень крупнейших современных художников, неоднократно обращавшихся в своем творчестве к так называемым 'общим сюжетам'.

Исследователи европейского театра XVI-XVII веков отмечают, что в это время театральное представ-ление теряет характер сакрального приобщения, како-вое оно сохраняло в Средние века и в древней Греции, где хор выполнял сразу роль и актера и зрителя. Примечателен еще один факт - чрезвычайно широ-кое распространение явления так называемого 'теат-ра в театре'.

И вот в середине XX века также появляется мно-жество пьес, представляющих 'театр в театре'.

Примеров сходства, 'встречи' явлений рубежа средневеково-возрожденческого периода и Нового време-ни, с одной стороны, и середины XX столетия, с другой стороны, можно было бы привести еще боль-ше. Очевидно, не было бы слишком смело сделать за-ключение, что в XVI-XVII веках происходило 'рас-ставание' с целостным, космологическим мировос-приятием (окончательно оно завершилось в XVIII веке, когда появляются такие 'шедевры' механисти-ческого мировоззрения, как, например, труд Ламет-три 'Человек-машина', где человеческий организм сравнивается с паровой или иной какой-либо машиной: его, как и машину, можно разобрать и собрать). Это 'расставание' находит свое выражение и в извест-ных словах Гамлета: 'Мир раскололся'. А в XX веке мы оказываемся свидетелями постепенного возвраще-ния к тому же космологическому мировоззрению.

Но как раз такое заключение в значительной мере шло бы вразрез с одной из главных идей и настоящей

7

работы, и многих других работ Элиаде, по мнению которого, 'некоторые аспекты и функции мифологи-ческого мышления образуют важную составную часть самого человеческого существа'. Мифологиче-ское мышление существовало всегда, существует и в наше время. 'Мифологическое мышление, - пишет Элиаде, - может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам. Но оно не может исчезнуть окончательно'.

Элиаде полагает, что эсхатологический миф явился существенной составной частью роли и миссии осно-вателей и руководителей современных тоталитарных движений, прежде всего, коммунизма и национал-со-циализма. Маркс воспользовался одним из самых из-вестных эсхатологических мифов средиземноморско-азиатского мира - мифом о справедливом герое-иску-пителе (речь здесь идет о пролетариате).

Таким образом, всем современным теоретическим построениям, в основе имеющим идеи 'возрождения' мифа, придется так или иначе иметь дело со сложно-стями, которые для них будут представлять взгля-ды Элиаде. Правда, судя по некоторым высказывани-ям автора, он допускает все же большую или мень-шую 'мифологичность' той или иной эпохи, и приме-ры, которыми он сопровождает, например, характери-стику 'модернистской' литературы и искусства, мо-гут привести к выводу, что эпоха, когда начинают преобладать модернистские настроения, оказывается временем более 'мифологически' осмысляющим мир. Ведь, по мнению Элиаде, деструкция художественного языка, осуществленная кубизмом, дадаизмом, додека-фонизмом и 'конкретной музыкой', Джойсом, Бекке-том и др., есть не что иное, как сведение, редукция 'художественной вселенной' к первоначальному со-

8

стоянию materia prima (первоначальной материи). При знакомстве с этими произведениями, утвержда-ет Элиаде, создается впечатление, что всю историю искусства авторы хотели свести к tabula rasa, погру-зить в полный хаос, за чем должно непременно после-довать сотворение новой Вселенной.

В.Большаков

ГЛАВА I. СТРУКТУРА МИФОВ

ЗНАЧЕНИЕ 'ЖИВОЮ' МИФА

Уже более полувека западноевропейские ученые иссле-дуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не в обычном значении слова как 'сказку', 'вымысел', 'фантазию', а так, как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, 'подлинное, реальное событие' и, что еще важнее, событие сакральное, значи-тельное и служащее примером для подражания. Но это новое значение слова 'миф' делает его употребление в современном языке довольно двойственным. И в самом деле, это слово употребляется в наши дни, обозначая как 'вымысел', 'иллюзию', так и 'священную тради-цию, первородное откровение, пример для подражания', что близко и понятно, прежде всего, этнологам, социоло-гам и историкам религии.

Позднее мы остановимся подробнее на истории тех различных значений, которые слово 'миф' приобретает в античном и христианском обществах (см. главы 8-9). Всем известно, что, начиная с Ксенофана (приблизи-тельно 565-470 до н.э.), первым отвергнувшего 'мифо-логичность' богов Гомера и Гесиода, понятие mythos ут-ратило у греков всяческую религиозную и метафизиче-скую значимость. Противопоставленный как логосу, так, позднее, и истории, mythos в конце концов стал обозна-чать 'то, чего не существует в действительности'. В свою очередь, иудаизм и христианство отбросили в сфе-

11

ру 'иллюзии' и 'обмана' все то, что не было узаконено и канонизировано одним из двух Заветов.

Мы же истолковываем слово 'миф' совсем не в этом смысле (хотя он и самый распространенный). Нас инте-ресует, если говорить точнее, не та ментальная стадия, не тот исторический момент, где миф стал вымыслом. В первую очередь мы будем исследовать те общества, где миф является (или был до самого последнего времени) 'живым', в том смысле, что он предлагает людям при-меры для подражания и этим самым сообщает значи-мость человеческой жизни. Понять структуру и функцию мифов в таких традиционных обществах значит не толь-ко прояснить некий этап в истории человеческой мысли, но и лучше понять одну из важнейших категорий совре-менной жизни.

Если в качестве примера взять 'карго культы' на островах Океании, то было бы очень трудно интерпре-тировать целый ряд самых неожиданных и странных действий, не объясняя их и не оправдывая с позиций мифологии. В этом пророческом и милленаристском культе провозглашается неизбежное пришествие сказоч-ной эры изобилия и блаженства. Местные племена ста-нут вновь хозяевами своих островов и не будут вынуж-дены работать, ибо их умершие предки вернутся на ве-ликолепных кораблях, переполненных товарами, на подо-бие тех гигантских грузовых судов, которые белые встречают в своих портах. Поэтому большинство этих культов, связанных с кораблями, требуют, с одной сто-роны, уничтожения домашних животных и инвентаря, с другой - сооружения обширных складов, где будут размещены привезенные умершими товары. Один культ предвосхищает пришествие Христа на кораблях с това-рами, другой предполагает пришествие европейцев. Нач-нется новая эра земного рая и все приверженцы этого культа станут бессмертными. Некоторые культы предпо-лагают также оргиастические действа, так как запреты и санкционированные традицией обычаи теряют свою силу и уступают место абсолютной свободе. Таким образом,

12

все эти действия и верования объясняются мифом о све-топреставлении, за которым последует новое сотво-рение мира и наступит золотой век, миф, к которому мы обратимся ниже.

Подобные культовые действия мы могли наблюдать в Конго (1960 год) по случаю провозглашения независи-мости страны. В одной из деревень местные жители снимали крыши со своих хижин, чтобы дать возмож-ность пролиться ниспосланному предками дождю золо-тых монет. При всеобщем запустении, только дороги, ведущие к кладбищу, поддерживаются в порядке, для того, чтобы предки без труда могли добраться до дерев-ни. И даже оргиастические излишества имеют в данном случае свой смысл, так как, согласно мифу, в день Но-вой Эры все женщины будут принадлежать всем мужчи-нам.

Очень вероятно, что факты подобного рода в будущем станут все более и более редкими. Можно предполо-жить, что такое поведение, заданное мифическим сюже-том, исчезнет вслед за установлением политической не-зависимости бывших колоний. Но то, что произойдет в будущем, более или менее отдаленном, не поможет нам объяснить того, что произошло в недавнем прошлом. Нам представляется важным постичь основной смысл этого странного поведения, понять причину и оправдание этих излишеств. Ведь понимание подобных действий равносильно их признанию в качестве фактов, свойствен-ных людям, фактов культуры и духовного творчества, но ни в коей мере не как патологическое высвобождение звериных инстинктов или инфантилизма. Нет никакой другой альтернативы: или настаивать на отрицании, ума-лении подобных излишеств, постараться их забыть, рас-сматривая их как отдельные факты 'варварства', кото-рые совершенно исчезнут, когда племена будут 'цивили-зованы'; или же надо дать себе труд понять предысто-рию мифа, которая как раз и объясняет и оправдывает явления подобного рода и придает им религиозное значе-ние. Это последнее отношение к рассматриваемому пред-

13

мету есть, по нашему мнению, единственно приемлемое. Только в историко-религиозной перспективе подобные факты способны раскрываться в качестве фактов культу-ры, и тогда они теряют свои чудовищный, ненормаль-ный характер ребяческой игры или акта чисто инстинк-тивного.

ПОЧЕМУ НАМ ИНТЕРЕСНЫ 'ПРИМИТИВНЫЕ МИФОЛОГИИ'

Все основные средиземноморские и азиатские религии располагают своей мифологией. Но мы считаем более це-лесообразным не начинать изучение мифа с рассмотре-ния греческой, египетской или индийской мифологий. Большинство греческих мифов были воссозданы и, сле-довательно, изменены, систематизированы Гесиодом и Гомером, рапсодами и мифорафами. Мифологические традиции Ближнего Востока и Индии были тщательно переработаны и интерпретированы теологами и историка-ми. Нельзя сказать, что эти основные мифологии поте-ряли свою 'мифическую субстанцию' и теперь являются 'ничем иным как литературой', но также нельзя ска-зать, что мифологическая традиция архаических обществ не была переработана священниками и сказителями. Как и основные мифологии, которые дошли до нас в пись-менных текстах, так и мифологии 'примитивные', вос-принятые первыми путешественниками, миссионерами и этнографами на стадии звуковой, не фиксированной ре-чи, - имеют свою историю. Иначе говоря, на протяже-нии веков они были трансформированы и обогащены под влиянием превосходящих культур или благодаря творче-скому гению исключительно одаренных индивидов.

Предпочтительнее начинать, однако, с изучения мифа в обществах архаических и традиционных, хотя позднее мы и будем рассматривать также и мифологии народов, игравших важную роль в истории. И предпочтительнее это прежде всего потому, что мифы народов, находя-щихся на примитивной стадии развития, несмотря на из-

14

менения, которые они претерпели в ходе времени, еще отражают их первоначальное состояние. Речь идет, пре-жде всего, об обществах, где мифы еще живы и где они обосновывают и определяют всю деятельность и все по-ведение человека. Роль и функция мифов могут быть (или могли быть до последнего времени) тщательнейшим образом прослежены и описаны этнологами. В отноше-нии каждого мифа, так же как и в отношении каждого ритуального действия архаических обществ, возможно было опросить туземцев и узнать у них, по крайней ме-ре, отчасти, значение, которое они этим мифам и обря-дам придают. Разумеется, эти 'живые документы', за-фиксированные в ходе исследовании, проведенных среди примитивных народов, не решают всех наших трудно-стей. Но они имеют то значительное преимущество, что помогают нам правильно сформулировать проблему, а значит, и определить миф в контексте его социально-ре-лигиозного происхождения.

ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ 'МИФ'

Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить все мифы и все функции мифов во всех архаических и традиционных обществах? Миф есть одна из чрезвычай-но сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимо-дополняющих аспектах.

Мне кажется, что более приемлемым будет следующее определение, так как оно шире охватывает интересую-щий нас вопрос: миф излагает сакральную историю, по-вествует о событии, произошедшем в достопамятные времена 'начала всех начал'. Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестест-венных существ, достигла своего воплощения и осущест-вления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или

15

Анонс книги

Целая книга по запросу

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА 5

I. СТРУКТУРА МИФОВ

Значение 'живого' мифа..................................................11

Почему нам интересны 'примитивные мифологии'.......14

Опыт определения понятия 'миф'.................................15

'Сказание истинное' - 'сказание вымышленное'......18

Что открывают нам мифы...............................................20

Что такое 'Знать мифы'................................................24

Структура и функции мифов...........................................28

II. МАГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МИФОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА

Мифы о происхождении мира и мифы космогонические 31

Роль мифов в исцелении..................................................34

Повторение космогонии....................................................38

235

'Возвращение к истокам'...............................................43

Роль и значение 'начал'.................................................45

III. МИФЫ И РИТУАЛЫ ОБНОВЛЕНИЯ

Возведения на трон и космогония...................................48

Обновление мира..............................................................50

Различия и сходства.........................................................54

Новый год и космогония на древнем Ближнем Востоке56

IV. ЭСХАТОЛОГИЯ И КОСМОГОНИЯ

Конец мира - в прошлом и в будущем........................62

Конец света в восточных религиях.................................68

Иудейско-христианские апокалипсисы............................72

Христианский милленаризм.............................................74

Милленаризм у первобытных народов.............................76

'Конец мира' в современном искусстве.........................79

V. ВРЕМЯ МОЖЕТ БЫТЬ УКРОЩЕНО

Уверенность в новом начале............................................81

236

Фрейд и познание 'сотворения'.....................................82

Традиционная техника 'возвращения к истокам'.........84

Чтобы освободиться от времени....................................90

Восстановить прошлое......................................................94

VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ

Сущность предшествует существованию........................98

Бог отдыхающий...............................................................99

Убиенное божество.........................................................104

Гайнувеле и дема............................................................108

Не 'онтология', а 'история'.........................................ИЗ

Начало 'демистификации'.............................................116

VII. МИФЫ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ

Когда йог влюбляется в королеву..................................118

Индийский символизм забвения и воспоминания........120

'Забвение' и 'память' в античной Греции.................122

Память 'первичная' и память 'историческая'...........126

237

Сон и смерть.................................................................. 129

Гностицизм и индийская философия.............................135

Anamnesis и историография...........................................137

VIII. ВЕЛИЧИЕ И УПАДОК МИФОВ

Сделать мир открытым..................................................142

Человек и мир................................................................145

Воображение и творческие способности.......................148

Гомер...............................................................................150

Теогония и генеалогия....................................................152

Рационалисты и мифология...........................................154

Аллегоризм и эвгемеризм..............................................156

Письменные документы и устные традиции................159

IX. ПЕРЕЖИТКИ И СКРЫТЫЕ ФОРМЫ МИФА

Христианство и мифология.................:..........................163

История и 'загадки' в Евангелии................................165

Историческое и литургическое время............................168

238

Космическое христианство..............................................171

Эсхатологическая мифология средневековья.................174

Пережитки эсхатологического мифа..............................178

Мифы нового времени....................................................181

Мифы и средства массовой информации......................183

ПРИЛОЖЕНИЕ I. МИФЫ И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ 191

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 200

Е. Строганова. МИРЧА ЭЛИАДЕ 202

ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 226

ПРИМЕЧАНИЯ 227

СОДЕРЖАНИЕ 235

Мирча Элиаде. Аспекты мифа. Пер. с фр. В.Большакова М.: 'Инвест - ППП', СТ 'ППП', 1996 - 240 стр. Научно-художественное издание. Мирча Элиаде. Аспекты мифа Литературный редактор Дукорская Т.А. Научный редактор Строганова Е.А. Редактор издательства Подколзин E.H. Художественно-технический редактор Хрычева Т.Ю. Корректор Дубовицкая Г.В.

ЛР N 060912 от 23 марта 1992 г. Подписано к печати 25.12.95r.

Формат 75x90/32. Бумага офсетная. Печать офсетная. Заказ 2100 Тираж 25 000 экз. (1-ый завод - 5 000 экз.)

Типография издательства "Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03