Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03

 

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НА УК

В.И.Гуляев

В СТРАНЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

МОСКВА

1999

THE INSTITUTE OF ARCHAEOLOGY OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Valeri I Guliaev

IN THE LAND OF FIRST CIVILIZATIONS

MOSCOW

1999

В.И.Гуляев

В стране первых цивилизаций. - М, 1999. - 202 с. с илл.

Эта книга - о далеком прошлом Ирака - древней Месопотамии, где, по всеобщему признанию, находилась колыбель первых цивилизаций на-шей планеты. По своему содержанию работа состоит из двух частей: пер-вая посвящена итогам исследований археологической экспедиции Акаде-мии Наук СССР на северо-западе Ирака, в Синджарской долине, в 1969 -1980 гг. (автор - сотрудник этой экспедиции в 1970 - 1980 гг.) вторая часть - рассказ о наиболее известных памятниках месопотамской культу-ры - Уре, Вавилоне. Ниневии. Нимруде, Хатре.

Книга рассчитана на массового читателя.

©В.И. Гуляев, текст, илл.

 

ВВЕДЕНИЕ. ДОРОГИ СТРАНСТВИЙ, ИЛИ ТЕРНИСТАЯ ТРОПА АРХЕОЛОГА.. 3

ЧАСТЬ I. РОССИЙСКИЕ АРХЕОЛОГИ В ИРАКЕ.. 7

ГЛАВА 1. ТАК НАЧИНАЮТСЯ ЭКСПЕДИЦИИ.. 7

АРХИВ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.. 7

ДЛЯ ЧЕГО МЫ КОПАЕМ В ИРАКЕ?. 8

РОЖДЕНИЕ НАУКИ.. 9

ТЕЛЛИ СИНДЖАРСКОЙ ДОЛИНЫ.. 10

ЗНАКОМСТВО С 'ТРОПИКАМИ'. 11

ПЕРВЫЕ ШАГИ.. 12

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ.. 15

ГЛАВА 2. АРХЕОЛОГИ ЗА РАБОТОЙ.. 17

СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА.. 18

КАК КОПАЮТ В МЕСОПОТАМИИ.. 18

МОИ ЯРЫМСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ.. 20

СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ.. 21

СИНДЖАРСКИЕ ВСТРЕЧИ.. 22

В ГОСТЯХ У БЕДУИНОВ.. 23

ПОКЛОННИКИ САТАНЫ.. 26

ГЛАВА 3. ЯРЫМ-ТЕПЕ-2: ПОИСКИ И ОТКРЫТИЯ.. 28

ДВА ШЕДЕВРА.. 28

'ЗДЕСЬ ВСЕ БЫЛУЮ ЖИЗНЬ ХРАНИЛО...'. 30

ПЕЧИ ДРЕВНИХ ГОНЧАРОВ.. 31

ЗАГАДКИ ТОЛОСОВ.. 31

ВО ВЛАСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЦИКЛОВ.. 32

КОНЕЦ - ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ.. 34

ХАССУНА И ХАЛАФ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ.. 34

ГЛАВА 4. У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 38

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.. 38

ДЖАРМО.. 40

КУЛЬТУРА ХАССУНА.. 43

ЗАГАДКИ УБЕЙДА.. 45

ЧАСТЬ II. ПО ГОРОДАМ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ.. 50

ГЛАВА 5. ЭКОЛОГИЯ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 50

ВОДА, ЗЕМЛЯ И ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ДВУРЕЧЬЕ. 50

КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ МЕСОПОТАМИИ.. 52

ТИГР И ЕВФРАТ.. 55

ЗАГАДКА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА.. 56

ГЛАВА 6. УР - ПОТЕРЯНЫЙ ГОРОД ШУМЕРОВ.. 57

ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ ЗЕМЛИ.. 57

СЛОВО О ШУМЕРЕ. 59

УР ХАЛДЕЕВ.. 60

ЗИККУРАТ УР-НАММУ.. 61

ТЕМЕНОС УРА.. 62

ШЕСТВИЕ МЕРТВЕЦОВ.. 63

В ГОСТЯХ У ЭА-НАСИРА.. 65

ПО СЛЕДАМ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА.. 66

ГЛАВА 7. ВАВИЛОН - 'ВОРОТА БОГОВ'. 67

'СЕДЬМОЕ ЧУДО СВЕТА'. 67

РОБЕРТ КОЛДЕВЕЙ ОТКРЫВАЕТ ВАВИЛОН.. 70

СМУТНЫЕ ВРЕМЕНА.. 71

ХАММУРАПИ.. 71

АССИРИЯ И ВАВИЛОН.. 72

ПОСЛЕДНИЙ ВЗЛЕТ ВАВИЛОНА.. 74

ЗАКАТ ВАВИЛОНА.. 77

ГЛАВА 8. "АССИРИЙСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК": АШШУР, НИМРУД, НИНЕВИЯ.. 78

ПРИРОДА И ЛЮДИ АССИРИИ.. 78

АШШУР - ПЕРВАЯ СТОЛИЦА АССИРИИ.. 79

НИМРУД- ГОРОД КРЫЛАТЫХ БЫКОВ.. 81

НИНЕВИЯ: ЗАКАТ ВЕЛИКОЙ ИМПЕРИИ.. 83

ГЛАВА 9. ХАТРА - СФИНКС ПУСТЫНИ.. 87

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.. 87

'ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЕН...'. 88

АРХЕОЛОГИ В ХАТРЕ. 90

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.. 91

БАГДАД: В ПОИСКАХ ГОРОДА ХАЛИФОВ.. 91

Иллюстрации. 98

Археологическая карта Месопотамии. 98

Хозяйственный 'толос' с прямоугольными помещениями-пристройками. Халафская культура. 5 тыс. до н.э. Ярым-тепе 2  99

Группа российских и иракских археологов в Нимруде. Слева направо: Ясин (инспектор Иракского директората древностей), Хазим (директор археологического музея в г. Мосул), Н.О.Бадер, Р.М.Мунчаев, А.В.Куза, О.Г.Большаков, В.А.Башилов и И.Г. Нариманов  99

Автор книги - В.И.Гуляев в Ярым-тепе. 100

Миша (Муса Умарович Юнисов) - шофер экспедиции. 100

Фигурный расписной флакон с изображением богини плодородия. 5 тыс. до н.э. 101

Бригадир иракских рабочих Халаф Джасим с найденной им 'великой богиней' (фигурным флаконом). Ярым-тепе 2  102

Старик езид в типичной одежде (слева) 102

Джебель Синджар. Руины круглой башни римской крепости. 103

Нимруд. Вход во дворец Ашшурбанапала II, охраняемый статуями 'крылатых гениев'. VIII в. до н.э. 104

Нимруд. Часть каменной облицовки стен дворца с изображением процессии богов. VIII в. до н.э. 105

Ниневия. Башня городских ворот (вид после современной реконструкции). VII в. до н.э. 105

Арка входа царского дворца в Хатре. I в. до н.э. - III в. до н.э. 106

Хатра. Вид на главную площадь и эллинистический храм Юпитера. 106

Хатра. Фигура эллинистического божества на стенах каменной постройки. 107

Одна из современных мечетей центре Багдада. 108

СОДЕРЖАНИЕ. 108

SUMMARY.. 108

CONTENTS. 109

 

5

ВВЕДЕНИЕ. ДОРОГИ СТРАНСТВИЙ, ИЛИ ТЕРНИСТАЯ ТРОПА АРХЕОЛОГА

Впервые я попал в Ирак в апреле 1970 года. Мои товарищи - участники советской археологической экспедиции - уже больше месяца трудились здесь в поте лица, раскапывая поселения ранних земледельцев на северо-западе страны, в Синджарской долине. Чтобы присоединиться к ним, мне предстояло пересечь на машине добрую половину Ирака - от Багдада и почти до сирийской гра-ницы.

И вот ясным апрельским утром у ворот тихого багдадского оте-ля 'Опера', где я уже второй день томился в ожидании известий от коллег, остановился запыленный грузовик. В его кабине величест-венно восседали наш шофер Миша Юнисов в лихо сдвинутом на бок берете и начальник экспедиции Рауф Магомедович Мунчаев. Энергичные, уже успевшие до черноты загореть под палящим иракским солнцем, они быстро впихнули меня вместе с чемоданом в просторный кузов ГАЗ-53, и путешествие 'через половину Ира-ка' началось.

Условия для меня создались почти царские: грузовик был забит старой мебелью, списанной за ненадобностью каким-то советским учреждением в Багдаде и потому с легким сердцем отданной для наших экспедиционных нужд,- диван, кресла, столы, стулья. Устроившись в мягком кресле с продавленными пружинами, я вслушивался в голоса просыпающейся иракской столицы. И все пытался разглядеть вокруг какие-то осязаемые следы эпохи Харун ар-Рашида и других знаменитых персонажей из сказок 'Тысячи и одной ночи'. Но Багдад, с его шумными улицами, стадами разно-мастных автомобилей и вполне современными зданиями, мало чем напоминал сказочный город халифов. Картина изменилась лишь за его пределами: здесь безраздельно властвовала муза истории Клио.

6

Широкая лента асфальтового шоссе плавно ложится под колеса автомобиля. Мелькает жесткая зелень финиковых пальм, аккурат-ные кубики желто-коричневых глинобитных селений. Густо дымят, словно старинные броненосцы, высокие квадратные трубы много-численных печей маленьких кирпичных заводиков. А вокруг на многие километры раскинулась унылая, опаленная солнцем лессо-вая равнина. Ни кустика, ни деревца, ни травинки. В природе гос-подствуют только два цвета - серый и желтый, цвета пустыни.

Но однообразие пейзажа обманчиво. По обочинам дороги то и дело выплывают из знойного марева облезлые купола мавзолеев с гробницами мусульманских святых, руины старых городов, замков и селений. Даже на долю археолога такие поездки выпадают не часто. Преодолевая эти 500 километров, отделяющие Багдад от Телль-Афара, я в буквальном смысле слова окунулся в самые глу-бины тысячелетней истории страны.

Прямо на дорожных откосах лежат голубые россыпи обломков поливной керамики. С нашей, европейской точки зрения, почтен-ное средневековье - X, XI, XII века, однако в рамках общей исто-рии Ирака - всего лишь кратковременный, хотя и яркий эпизод. Под руинами мусульманских построек повсюду скрыты многомет-ровые напластования остатков бесчисленных культур, которые сменяли друг друга на протяжении многих веков. Стоит заметить один интересный факт, как услужливая память тут же подсказыва-ет тебе другой. Именно в Ираке находились два знаменитых чуда света - Вавилонская башня и висячие сады Семирамиды. Именно здесь, на иракской земле, бушевали когда-то неистовые волны все-мирного потопа.

Древние греки называли эту страну Месопотамией*. Современ-ное ее название - Ирак - имеет в переводе с арабского тот же са-мый смысл: 'земли, находящиеся по берегам'. С незапамятных времен жизнь в этом краю щедрого южного солнца была возможна только возле воды, прежде всего вдоль великих азиатских рек - Тигра и Евфрата. Вокруг зеленой ленты цветущих земледельческих

* Название Месопотамия происходит от греческих слов 'месос' (середина) и 'пота-мос' (река) и может быть переведено как 'междуречье'.

7

оазисов междуречья на многие сотни километров раскинулись лишь бесплодные пустыни да цепи выжженных до желтизны каме-нистых хребтов. Благодатные лессовые почвы речных равнин при должном уходе и орошении давали невиданные урожаи пшеницы и ячменя. Вот почему именно в Месопотамии, еще на заре истории, в конце IV тысячелетия до н.э., родилась одна из наиболее выдаю-щихся цивилизаций древности - шумерская, нисколько не усту-пающая по величию и славе Египту времен фараонов.

С тех пор территория Двуречья надолго становится ареной са-мых ярких и драматических событий мировой истории. 'Мы знаем сегодня, - пишет немецкий историк Э. Церен, - что в недрах этой земли скрыты древнейшие культуры, созданные человечест-вом. Там находится колыбель нашей культуры, колыбель человече-ского гения, его представлений и понятий, его веры и убеждений'.

На протяжении многих веков Месопотамия оставалась важней-шим центром древней цивилизации. Ее цари диктовали свою волю соседним народам. Ее мудрецы и поэты создавали бессмертные произведения о человеке и мироздании, заимствованные позднее творцами Библии. Ее зодчие возводили величественные храмы и неприступные крепости. А жрецы-астрономы изучали яркие юж-ные созвездия, познавая тайны Вселенной.

Настало время - и армия Александра Македонского сокрушила мощь главных восточных деспотий, доказав тем самым растущие возможности античной Европы. И вот что примечательно. Возни-кали и рушились империи, сменялись династии царей, гибли под мечами чужеземных завоевателей жители целых государств, а вы-сокие достижения местной культуры не исчезали бесследно. Они передавались из поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Ирония судьбы состоит в том, что на полях Передней Азии греки разгро-мили своих бывших учителей - наследников высокой шумерской культуры. Шумеры породили Вавилон и Аккад. На смену послед-ним пришла воинственная Ассирия. Парфяне и скифы, персы, гре-ки, римляне, арабы - все они в той или иной мере были наследни-ками первой цивилизации Двуречья. 'Их (шумеров. - В. Г.) циви-лизация, - писал известный английский археолог Леонард Вулли, - вспыхнув в еще погруженном в варварство мире, была действи-

8

тельно первой. Прошли те времена, когда начало всех искусств ис-кали в Греции, а Грецию считали возникшей сразу, вполне закон-ченной, точно Афина из головы олимпийского Зевса. Мы знаем те-перь, что этот замечательный цветок вобрал в себя соки мидийцев и хеттов, Финикии и Крита, Вавилона и Ассирии. Но корни идут еще дальше: за ними всеми стоит Шумер'.

Вернемся в 20-й век! Солнце уже поднялось довольно высоко и стало ощутимо припекать голову и плечи. По времени мы должны были проехать не меньше ста километров. Местность же вокруг по-прежнему оставалась плоской и унылой. И вдруг впереди, словно мираж пустыни, какими-то неясными, размытыми контурами про-ступили на горизонте темная полоска зелени, серые соты домов и желтый конус купола какого-то крупного здания. 'Самарра! Золо-тая мечеть!" - крикнул мне Миша, наполовину высунувшись из

кабины.

Да, это была она - знаменитая столица халифов Аббасидов, куда они на целых 56 лет перенесли свой трон, бежав из много-людного и неспокойного Багдада. В центр города мы, однако, не поехали. Дорога круто повернула налево, к бетонной плотине через реку Тигр. С высоты своего положения, я мог отчетливо разглядеть и голубые изразцы, и огромный, крытый золотом купол знамени-той мечети ар-Рауд ал-Аскария (здесь находятся могилы шиитских имамов), и спиральный 50-метровый конус минарета Мальвия.

Миновали плотину. И опять палящее солнце, ровный гул мотора и серо-желтое безмолвие вокруг. Встречных машин почти нет. Лишь изредка промелькнет пестро украшенный пассажирский ав-тобус, военный грузовик или легковое такси. Слева, на взгорке, проплывают величественные руины средневекового замка конца IX века с романтичным названием Каср ал-Ашик - 'замок влюблен-ного' - детище халифа ал-Муатамида. Он прожил там всего два года, перебравшись потом в Багдад.

Постепенно рельеф становится холмистее. В большом селении Бейджи традиционная остановка для отдыха - водители и пасса-жиры наскоро едят и пьют в местных ресторанчиках и харчевнях. Здесь, в Бейджи, или где-то рядом, видимо, проходит граница ме-жду двумя микроклиматическими зонами. Это явственно ощуща-

9

ешь и по погоде, и по окружающей местности. Холмы становятся выше и многочисленнее. Кое-где по склонам зеленеет трава. Появ-ляются и первые участки с посевами пшеницы и ячменя. Видимо, в этих местах дождей уже хватает для земледелия.

Справа, там, где темнеет неровная линия высокого берега Ти-гра, вижу ответвление дороги. Указатель с надписью по-английски и по-арабски: Шургат (Шеркат), 120 километров. Шургат - это современный арабский городок, примостившийся прямо у подно-жия высоких валов древнего Ашшура - первой столицы грозной Ассирийской державы.

Еще несколько десятков километров, и налево, в пустыню, ухо-дит от главного шоссе еще одна дорога. Она ведет в Хатру - неко-гда знаменитый торговый и культурный центр Северной Месопо-тамии, где сходились влияния Востока и Запада, Севера и Юга и где купцы продавали на шумных базарах товары из далекой Индии и Ирана, с берегов Средиземноморья и Аравии.

Уже под вечер, когда наша машина с трудом взбиралась на вершину высокого каменистого холма, я увидел в предзакатных лучах солнца незабываемую картину. В огромной естественной котловине сквозь дымку испарений едва проступали контуры бес-численных жилых кварталов, состоящих из одноэтажных и двух-этажных домиков. Над ними то здесь, то там возвышались голубые купола мечетей и острые иглы минаретов. Буйная зелень парков и садов, аромат цветущих роз, шумная, по-восточному пестрая толпа на улицах, бесконечные ряды харчевен и лавок создавали какую-то неповторимую атмосферу всеобщего праздника, карнавального ве-селья и душевной раскованности. Это был Мосул - вторая столи-ца Ирака, Уммал-рабийян - Город двух весен, как его называют сами жители за хороший климат, особенно приятный осенью и весной. Дразнящие ароматы жарящегося мяса - тикки (разновид-ность шашлыка), шерхата (похожего на бифштекс) и гаса (строга-нина из жареной баранины с салом) напомнили нам, что скромный обед в Бейджи был уже давно, и пришло время ужина. Поставив машину возле красивого здания городского музея, утопающего в цветущих кустах роз, мы отправились в ближайшую харчевню. Возвращались уже в сумерках. На улицах зажглись фонари.

10

Толпа стала гуще и оживленнее. И вдруг, проходя по узкому гряз-новатому проулку, ведущему к музею, Рауф Магомедович задумчи-во сказал: 'Сегодня в лагерь попасть мы уже не успеем. Придется ночевать в Ниневии'. Миша как-то безразлично согласился: 'В Ниневии, так в Ниневии'. Я же в первый момент несколько расте-рялся.

Конечно, мы археологи, люди экспедиционные, ко всему при-выкшие, но зачем же нам из живого и веселого города ехать куда-то на ночь глядя к руинам древней ассирийской столицы и спать там среди развороченных холмов и могил, на пронизывающем вет-ру, под вой шакалов? 'Это та самая Ниневия, которую копал в XIX веке англичанин Лэйярд?' - робко спросил я нашего невозмути-мого начальника, надеясь в глубине души, что речь идет о другой, более современной единице поселения, лишь однофамилице своей более знаменитой сестры. 'Та самая' - лаконично ответил Рауф Магомедович и решительно открыл дверцу кабины. Одолеваемый самыми мрачными предчувствиями, я кое-как устроился среди сво-ей мебельной рухляди и приготовился к долгому пути.

Миша лихо выкатил на центральную городскую площадь, пере-сек длинный, весь в огнях, мост через широкий и полноводный Тигр, и мы очутились словно в другом мире. Впереди, чуть правее шоссе, на высоком холме можно было едва различить скопления каких-то старинных зданий, над которыми возвышался на фоне быстро темнеющего изба, словно перст указующий, тонкий мина-рет мечети Наби-Юниса. Влево от него уходила длинной лентой странная рыжеватого оттенка глинистая стена. Уличные фонари освещали ее во всем великолепии: добрых 10-15 метров плотно сбитой глины, скрывавшей за собой в густой темноте нечто таин-ственное и загадочное. 'Это же и есть валы Ниневии, место нашего вынужденного ночлега' - догадался я с некоторым опозданием. Но мы едем дальше. Едем километр, другой, третий. Древние валы все не кончаются. Слева приветливо мерцают огнями окна уютных, утопающих в садах особняков мосульской элиты, а справа тянется бесконечная ниневийская стена. Наконец, грузовик поворачивает направо, огибает эту стену и, с трудом преодолев какой-то приго-рок, въезжает внутрь городища, в чудесный сад, обрамленный

11

стройными колоннами кипарисов. В глубине его вижу приземи-стый прямоугольник большого глинобитного здания, посыпанный щебнем просторный двор, навесы для машин. Из сторожки выхо-дит высокий худощавый араб в длинном коричневом плаще с фо-нарем "Летучая мышь" в руке. Он пытливо осматривает наш грузо-вик, пассажиров и, слегка улыбнувшись, делает приветливый при-глашающий жест: Фаддаль! (пожалуйста). Спать на могильных холмах сегодня явно не придется. Оказывается, мы находимся на базе постоянно действующей Ниневийской археологической экспе-диции Директората древностей Ирака. Сотрудников экспедиции сейчас нет: они в городе. Но сторож согласен предоставить нам и стол, и дом.

Полчаса спустя, совершенно обессиленный от долгой дороги и переполнявших меня впечатлений, я уже лежал в отдельной комна-те на удобной металлической кровати, под новым шерстяным одея-лом. Думал о том, что завтра меня ждет Ярым-тепе, лагерь экспе-диции и долгожданная встреча с товарищами. Засыпая под мело-дичное пение муэдзина (видимо, где-то рядом с базой находилась мечеть), я бормотал себе под нос: 'Ну вот я и в Ираке, в древней Месопотамии, среди холмов Ниневии - проклятой Библией асси-рийской столицы!"

С тех пор каждую весну, в течение последующих десяти лет (1971-1980 годы), я приезжал в Ирак в составе советской археоло-гической экспедиции для раскопок древних поселений Синджар-ской долины. Кроме того, мы, естественно, использовали каждую благоприятную возможность для поездок по стране и знакомства со всемирно известными памятниками прошлого, которыми так бога-та иракская земля. Эти личные впечатления и легли в основу на-стоящей книги.

Откровенно говоря, я далеко не сразу решился взять на себя этот нелегкий и весьма ответственный труд. Дело в том, что в нашей экспедиции были куда более опытные и знающие люди: Рауф Ма-гомедович Мунчаев, Николай Яковлевич Мерперт, Олег Георгие-вич Большаков, Николай Оттович Бадер. Все они, бесспорно, спо-собны решить такую задачу лучше меня. Но годы идут, стираются и бесследно исчезают из памяти многие яркие страницы и эпизоды

12

нашей жизни в Ираке. Увы, нет уже с нами и двух дорогих това-рищей, незаменимых участников экспедиции - Петра Дмитриеви-ча Даровских и Андрея Васильевича Кузы. А никто из более опыт-ных и знающих не спешит браться за перо. Кроме большого числа чисто научных публикаций о результатах наших работ на северо-западе Ирака (в том числе двух томов Трудов советской экспеди-ции в Ираке: P.M. Мунчаев и Н.Я. Мерперт 'Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии', 1981, и Н.О. Бадер 'Древней-шие земледельцы Северной Месопотамии', 1989), изданных в СССР и за рубежом (Англия, США, Ирак), да двух-трех небольших статей в некоторых наших научно- популярных журналах в 70-е годы, ничего доступного широкому читателю до сих пор так и не было написано. Считая, что дальнейшее промедление в освещении этой интересной темы будет явно неоправданным, автор взял на себя смелость рассказать о своих впечатлениях о древностях Ирака и о людях, их изучающих.

Вполне естественно, что изложенные ниже оценки носят сугубо личный характер. Понятно и то, что при описании исследований советских археологов в Ираке я опирался прежде всего на материа-лы халафского поселения Ярым-тепе 2, где мне пришлось работать с 1970 по 1976 год. Другие, раскопанные нами в Синджарской до-лине объекты - хассунское поселение Ярым-тепе-1, предхассун-ский памятник Телль-Сотто, докерамический поселок VIII-VII тысячелетий до н. э. Телль-Магзалия - и по возрасту, и по науч-ной значимости, вероятно, превосходят мой скромный халафский холм, но рассказать о них я предоставляю возможность другим, тем кто работал там постоянно и в деталях знает обо всех происхо-дивших событиях. Автор будет считать свою задачу полностью выполненной, если читатель, ознакомившись с книгой, проникнет-ся к моим коллегам по экспедиции такой же признательностью, любовью и уважением, какое испытываю к ним я.

'В наш век растущей изнеженности человека, его любви к ком-форту и оседлой жизни, - пишет Владимир Санин о советских полярниках в своем романе 'За тех, кто в дрейфе!', - они, эти люди, как и их славные предшественники эпохи Великих геогра-фических открытий, по-прежнему, борются один на один с самой

13

суровой на планете природой... Их жизнь и работа как-то остаются в тени, на первом плане нынче более престижные профессии, но лучшей своей наградой эти люди считают признание товарищей и результаты своего нелегкого труда...'

Думаю, что эти хорошие слова с полным правом можно отнести и ко всем участникам первой советской археологической экспеди-ции в Ираке.

14

ЧАСТЬ I. РОССИЙСКИЕ АРХЕОЛОГИ В ИРАКЕ

ГЛАВА 1. ТАК НАЧИНАЮТСЯ ЭКСПЕДИЦИИ

...Глаза сияют, дерзкая мечта

В мир откровений радостных уносит.

Лишь в истине - и цель и красота.

Но тем сильнее сердце жизни просит.

И. Бунин, 1906 г.

АРХИВ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

С борта самолета на плоской желто-бурой поверхности Ирак-ской равнины можно различить тысячи больших и малых искусст-венных холмов - теллей. Это - бесценный исторический архив тех тысячелетий, которые отшумели над древней землей Месопо-тамии. В каждом таком холме скрыты остатки селений и городов, принадлежавших разным народам и разным эпохам. Глиняные таблички с клинописными текстами донесли до наших дней назва-ния лишь немногих из них: Ур и Урук, Лагаш, Вавилон, Нимруд, Ниневия. Но как образуются телли и почему внутри их можно най-ти напластования сразу нескольких древних городов или селений? Этот вопрос часто задают археологам, работающим в Ираке.

В Ираке, как и на Ближнем Востоке в целом, человеку часто приходилось селиться на плоской равнине, которую в любой мо-

15

мент могли затопить либо разливы рек, либо селевые потоки, при-шедшие с близлежащих гор. Чтобы хоть немного поднять основа-ния своих жилищ, люди искали любые естественные возвышенно-сти или же ставили дома на глиняные платформы. 'Так начинался телль, - пишет известный американский археолог Э. Кьера. - Дома строились из необожженного кирпича-сырца и обмазывались глиной. Крыши обычно крыли тростником или соломой, а сверху обмазывали слоем глины, которая не пропускала дождевую воду. Ежегодно, когда заканчивался сезон дождей, наружную обмазку нужно было обновлять. Крыши также покрывали свежим слоем глины. Но вся глина, смытая с крыш и стен домов, оставалась на улице; естественно, уровень улицы постепенно повышался. В древ-них селениях отходы не убирались... Если в доме что-нибудь пере-страивали и ломали стену, все кирпичи этой стены оказывались на улице... К этому следует добавить, что постройки из сырцового кирпича весьма недолговечны. По прошествии определенного вре-мени стены начинают оседать; поддерживать их в порядке оказы-вается дороже, чем снести и возвести на том же месте новые. Но новый дом, выстроенный на развалинах старого, будет стоять чуть выше, чем прежний. Так постепенно повышается уровень улицы.

Иногда непредвиденные события самым решительным образом ускоряют этот медленный процесс. Большой пожар может за ночь смести целый квартал города. Враг может разрушить поселение и покинуть его, а может и отстроить заново или на следующий год, или через много лет. Поселок, таким образом, оказывается на ка-кое-то время без жителей, но затем в нем вновь селятся люди, те же, что жили там прежде, или другие. В любом случае и при новых обитателях слои отложений будут расти, а холм - становиться все выше..." И чем древнее телль, тем больше следов и зарубок остави-ли на нем отшумевшие века и тысячелетия.

Но изучено еще слишком мало. Поэтому интерес к Ираку - древней Месопотамии, стране, где, по всеобщему признанию, на-ходилась колыбель человеческой культуры, - всегда был велик. Начиная с середины XIX века здесь работали археологические экс-

16

педиции Англии, Франции и Германии. Позднее к ним присоеди-нились ученые из США, Италии и Японии. Огромные по размаху исследования и реставрацию памятников прошлого ведут с 60-х годов и иракские специалисты.

'Россия никогда не вела раскопок в Ираке, на родине клинопи-си, - писал в 1965 году известный американский историк С. Кра-мер, - и тем не менее... у русских была и есть замечательная шко-ла научного изучения клинописи". В нашей стране действительно существовала и существует пользующаяся всемирной известностью школа востоковедения. MB. Никольский, B.C. Голенищев, Б.А. Тураев, В.К. Шилейко, ВВ. Струве, АИ. Тюменев, ИМ. Дьяконов - вот лишь некоторые самые громкие имена.

В то же время известно, что ни один русский или советский ученый никогда не вел сколько-нибудь значительных полевых ис-следований на археологических памятниках Месопотамии. Поло-жение изменилось лишь в 1969 году, когда по специальному со-глашению между Академией наук СССР и Директоратом древно-стей Иракской Республики в междуречье Тигра и Евфрата отпра-вилась первая советская археологическая экспедиция.

ДЛЯ ЧЕГО МЫ КОПАЕМ В ИРАКЕ?

Собственно говоря, выше я уже попытался в общих чертах отве-тить на этот вопрос. Могу сослаться еще на мнение того же Э. Кье-ры: мы копаем 'из-за древности страны, из-за того, что здесь неко-гда расцветали различные цивилизации... и из-за так называемых вавилонских глиняных табличек'. Действительно, именно в Ираке появились первые города и цивилизации. Именно в этой стране люди впервые изобрели письменность в виде клинописных знаков, наносимых острым концом палочки на влажную поверхность гли-ны, подвергаемой затем обжигу. Глиняные таблички с клинописью - это практически вечные книги. В отличие от обычных книг они не портятся, лежа в земле. Их находят при раскопках заброшенных городов и селений археологи, а изучают в тиши кабинетов и му-зейных хранилищ филологи и историки. На основе сведений, по-

17

лученных из прочитанных клинописных текстов, и строится в зна-чительной степени вся древняя история Ближнего Востока'.

Важно помнить и другое. Мы - наследники и продолжатели европейской культуры - на деле тысячами незримых, но прочных нитей связаны с культурными традициями древней Месопотамии. И изучать эти традиции не только наше право, но и наш долг.

Русский историк М.В. Никольский писал, что мы так привыкли, например, к семи дням недели, что нам и в голову не приходит спросить себя, откуда происходит этот счет дней недели. Так же мы относимся к двенадцати месяцам в году, или к 60 минутам в часе, или к 60 секундам в минуте. Между тем эти единицы измере-ния вовсе не являются оригинальным достоянием нашей культуры, так как ведут свое происхождение из древнего Вавилона. Француз, немец, англичанин повторяют машинально свои названия дней не-дели, не подозревая о том, что это простой перевод старинных ва-вилонских терминов. Сотни тысяч детей в школе изучают деление круга на 360 градусов, измеряют градусами углы, и никому не приходит в голову спросить: почему бы вместо такого странного деления не разделить круг на 100 или 1000 градусов по десятичной системе? Ни один ученый-математик не задумывается над необхо-димостью такой реформы, ибо вся геометрия построена на этом де-лении, и от него так же трудно отказаться, как от деления суток на 24 часа или часа - на 60 минут. Мы до сих пор говорим про удач-ливого человека, что он 'родился под счастливой звездой'; есть и в наше время немало людей, которые искренне верят, что судьбу че-ловека можно определить заранее по звездам, а каких-нибудь сто или двести лет назад даже серьезные ученые считали астрологию точной наукой. Родина астрологии - тот же Вавилон, и основные правила астрологии были составлены вавилонскими астрологами. Есть слова, которые мы часто употребляем, но даже не подозрева-ем, что они заимствованы все оттуда же (например слово 'талант', обозначающее название вавилонской меры веса и высшей единицы вавилонской денежной системы). Это слово давно утратило свой первоначальный смысл и стало употребляться для обозначения из-

18

вестного человеческого качества, но происходит оно все из того же Вавилона.

РОЖДЕНИЕ НАУКИ

Мыслящего человека всегда интересовало его прошлое. И ар-хеология - наука, изучающая историю человеческого общества по памятникам материальной культуры, - всемерно помогает в этом. Еще в начале XIX века наши познания о прошлом Месопотамии были ничтожно малы: вся письменная история кончалась тогда эпохой правления жестоких ассирийских царей,  упомянутых в Библии. Античная эпоха оставила в памяти последующих поколе-ний заметный след, и в том числе бесценные сведения из первых рук о многолюдных городах и цветущих царствах далекого Восто-ка. В V веке до н.э. греческий мудрец Геродот - отец истории - побывал в Вавилоне. Александр Македонский, став твердой ногой на землях Западной Азии, хотел сделать халдейский Вавилон сто-лицей своей гигантской империи, но скоропостижная смерть по-мешала ему осуществить этот смелый проект. Греки и римляне проникали в ту пору в самые отдаленные уголки Месопотамии, в пески Аравии, в приморские города Индии. Но им довелось уви-деть лишь закат месопотамской цивилизации, лишь слабое отра-жение былого ее великолепия. Превращение некогда цветущих го-родов в безымянные телли происходило здесь, в Месопотамии, с удивительной быстротой. Так, в середине V века до н.э. Геродот посетил все еще богатый и многолюдный Вавилон, но не смог най-ти Ниневию, разрушенную в 612 году до н.э., то есть всего лишь полтора столетия назад.  Больше того,  в 401   году до н.э.   10-тысячный отряд греческих наемников во главе с Ксенофонтом прошел буквально в двух шагах от этой мертвой ассирийской сто-лицы, даже не заметив ее внушительных руин. А четыре века спус-тя античный историк Страбон говорит уже и о Вавилоне как о за-брошенном и почти безлюдном городе.

В средние века Месопотамия вновь переживает бурный расцвет. Багдад становится центром ислама и столицей могущественного и

19

обширного мусульманского государства халифов. Процветают зем-леделие и ремесла, развиваются науки, строятся новые города. И лишь опустошительное нашествие монголов в XIII веке превратило страну в пустыню: каналы, плотины и водохранилища были раз-рушены, а с ними ушла из многих мест и жизнь. Славное прошлое Двуречья вскоре было забыто. В короткой памяти человечества об этих некогда богатых городах, могущественных царях и грозных богах сохранились лишь смутные воспоминания. Разрушительные дожди, песчаные бури и палящее солнце быстро превратили все ве-ликолепные постройки этих городов, сделанные из сырцового кир-пича, в безликие округлые холмы, надежно хранящие тайны древ-ней истории Востока.

Полунищие племена арабов столетиями бродили со своими ста-дами среди месопотамских теллей. Бедуины не имели ни малейше-го представления о содержимом этих холмов. Когда в Нимруде, на глазах изумленных кочевников, англичанин Лэйярд, обнаружил статуи неведомых языческих богов и руины дворцов, местный шейх Абд ар-Харман был потрясен увиденным: 'Многие годы жи-ву я в этой стране. Мой отец и отец моего отца разбивали здесь до меня свои шатры, но и они никогда не слышали об этих истуканах. Вот уже двенадцать столетий правоверные - а они, слава Аллаху, только одни владеют истинной мудростью - обитают в этой стра-не, и никто из них ничего не слыхал о подземных дворцах, и те, кто жил здесь до них, тоже.

И смотри! Вдруг является чужеземец из страны, которая лежит во многих днях пути отсюда, и направляется прямо к нужному месту. Он берет палку и проводит линии: одну - сюда, другую - туда. 'Здесь, - говорит он, - находится дворец, а там - ворота'. И он показывает нам то, что всю жизнь лежало у нас под ногами, а мы даже и не подозревали об этом. Поразительно! Невероятно!'

Да, именно археологии суждено было вновь вернуть миру забы-тые и погребенные в земле великие восточные цивилизации.

В 1843 году француз Поль Эмиль Ботта воткнул заступ в руины ассирийского дворца в Хорсабаде, близ Мосула. Два года спустя

20

англичанин Астон Генри Лэйярд открыл миру забытые ассирий-ские столицы - Ниневию и Нимруд. Не прошло и полувека, как французский консул де Сарзек обнаружил на юге Ирака следы шу-мерской цивилизации. Потом последовали новые открытия, анг-лийской экспедиции Леонарда Вулли в Уре и немецких археологов в Уруке. Как выяснилось, шумерские города возникли на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.

'Археологические исследования, проведенные за последнее сто-летие на Ближнем Востоке, - писал С. Крамер, - обнаружили та-кие сокровища духовной и материальной культуры, о каких и не подозревали предшествующие поколения ученых. Благодаря насле-дию древних цивилизаций, извлеченному из-под толщи песка и пыли, в результате расшифровки древних языков и восстановления давно забытых литературных памятников наш исторический гори-зонт сразу расширился на много тысячелетий'.

Но чем больше узнавали археологи о далеком прошлом страны, тем становилось очевиднее: у жителей городов Шумера были предшественники. Мы не знаем, на каком языке они говорили, к какому роду-племени принадлежали. До наших дней сохранились в земле лишь скудные остатки их былой культуры, выдержавшие разрушительный бег времени, - обломки глиняной посуды с резь-бой и росписью, статуэтки божеств, каменные орудия труда, укра-шения, руины непрочных жилищ из глины, дерева и тростника. Это были первые земледельцы нашей планеты. Именно они зало-жили первый кирпич в фундамент будущих блестящих цивилиза-ций. Здесь человек впервые научился выращивать хлеб, разводить скот и строить постоянные жилища. Здесь древние охотники и со-биратели впервые перешли от присвоения готовых продуктов при-роды к непосредственному производству пищи - скотоводству и земледелию. Новые формы хозяйственной деятельности привели к оседлому образу жизни, быстрому росту числа поселений, расцвету искусства и ремесел.

Сейчас трудно себе представить, что еще каких-нибудь 40-50 лет назад солидные монографии и научные журналы хранили пол-

21

ное молчание о дописьменной истории Ирака. Археологические работы велись главным образом на месопотамской равнине, на юге и в центре, среди руин некогда цветущих городов, а север Месопо-тамии находился в каком-то странном забвении. Лишь постепенно, с большим трудом к 50-м годам удалось, благодаря довольно скромным по масштабам раскопкам нескольких древних теллей Сирии и Ирака, создать приблизительную схему развития допись-менных месопотамских культур, состоявшую из трех периодов, или этапов. По принятой среди археологов традиции каждый такой пе-риод получил название той местности или пункта, где проводились первые раскопки. Так появились на свет последовательно сменяю-щие друг друга этапы и культуры: Хассуна (VI тысячелетие до н. э.), Халаф (V тысячелетие до н. э.) и Убейд (конец V-IV тысячеле-тие до н.э.).

Как показали полевые исследования Роберта Брейдвуда (США), наиболее ранние поселения земледельцев и скотоводов (Джармо) встречаются только на севере Месопотамии - в горах и предгорь-ях Иракского Курдистана (Загрос). И эти находки еще раз подтвер-дили правоту теории академика Н.И. Вавилова о приуроченности всех очагов первоначального земледелия к горным и предгорным субтропическим (и тропическим) зонам. Стоит ли удивляться, что и внимание первых советских археологов - Н.Я. Мерперта и НО. Бадера, приехавших в Ирак с рекогносцировочными целями в 1968 году, привлекли прежде всего северные районы страны, где сфор-мировались и развились древнейшие земледельческо-скотоводчес-кие культуры нашей планеты. Так как северо-восток был уже более или менее охвачен работами американцев (Р. Брейдвуд и др., 40- 50-е годы), то наши ученые по совету иракских и английских коллег отправились 'искать счастья' на северо-запад Ирака, в Синджарскую долину.

22

ТЕЛЛИ СИНДЖАРСКОЙ ДОЛИНЫ

В ясный мартовский день, когда воздух, омытый весенними ливнями особенно прозрачен и чист, от старой турецкой крепости, с каменистых холмов, на склонах которых прилепился небольшой городок Телль-Афар, открывается великолепный вид почти на всю Синджарскую долину. Ровная изумрудная поверхность необозри-мых полей пшеницы и ячменя обрамлена цепью невысоких гор и прорезана голубыми нитями речушек и ручьев, большинство кото-рых высыхает за время долгого и жаркого иракского лета. С запада долину замыкает Синджарский хребет высотой около 1250 метров. Его темный силуэт напоминает припавшего к земле фантастиче-ского гигантского зверя. Но пожалуй, самая примечательная черта местного пейзажа - искусственные холмы - телли. Их размеры и очертания необычайно разнообразны: треугольные и трапециевид-ные, овальные и полусферические, огромные и совсем крохотные бугорки, едва заметные среди зелени посевов. Не менее разнооб-разны и следы тех древних культур, которые скрыты в их глуби-нах.

Вид на долину, открывающийся с холма в Телль-Афаре. дейст-вительно прекрасен. Еще Генри Лэйярд был поражен им, когда в 40-х годах прошлого века, пересекая Северную Месопотамию, он остановился на ночлег в этом городке.

'Со стен города, - писал он, - предо мной открылась беспре-дельная перспектива широкой долины, простирающейся на запад к Евфрату и теряющейся в туманной дали. Руины древних городов и деревень поднимались со всех сторон, и в лучах заходящего солнца я насчитал более ста холмов, темные вытянутые тени которых ло-жились на долину. Это были свидетельства расцвета и гибели ци-вилизации Ассирии'.

Днем все живое здесь прячется, спасаясь от зноя, и древние холмы кажутся заброшенными и мертвыми. Даже их постоянные обитатели - ленивые змеи, юркие ящерицы и пугливые грызуны - уходят в сумрачные и прохладные лабиринты своих нор. И ко-гда после полудня раскаленный воздух начинает почти осязаемо

23

Анонс книги

Книга по запросу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Дороги странствий, или тернистая тропа археолога.................................5

Часть I. Российские археологи в Ираке

Глава 1 Так начиналась экспедиция.................................................................14

Глава 2 Археологи за работой........................................................................38

Глава 3 Ярым-тепе: поиски и открытия.............................................................59

Глава 4 У истоков цивилизации......................................................................79

Часть II По городам древней Месопотамии

Глава 5 Экология первых цивилизаций..........................................................104

Глава 6 Ур - потерянный город Шумера.........................................................119

Глава 7 Вавилон - ворота богов....................................................................138

Глава 8 "Ассирийский треугольник": Ашшур, Нимруд, Ниневия...........................161

Глава 9 Хатра - сфинкс пустыни...................................................................179

Вместо послесловия. Багдад: в поисках города халифов......................................187

Список иллюстраций..................................................................................198

Summary...................................................................................................199

SUMMARY

This book is dedicated to the remote past of Iraq - ancient Mesopotamia, where, according to the modem historians, was a cradle of human culture and civilization.

From the years of 1969 to the 1980, at the North-West of this arabic country, in the Sinjar Valley, the Russian archaeologycal expedition of the Institute of Archaeology (Russian Acad-emy of Sciences) carried out the intensive explorations of some early sites VIII - IV th mil-lenium B.C. Exactly these nameless early agriculturists and cattle-breeders, called by archae-ologists with conditional names - hassunians, halafians and ubeidians (through the names of the first excavated sites of these cultures - Hassuna, Halaf, Ubeid) have laid the heavy stones to the foundation of the Sumerian civilization - the first one of our planet.

The first part of the book contains an information about the works of Russian archaeolo-gists in the Sinjar Valley - at Yarim-tepe (with sites of Hassunian and Halafian periods), Tell-Sotto (pre-Hassunian time, VII - VI mill. B.C.), and Tell-Magzalia (VIII - VII mill. B.C.)

The author shows not only some professional aspects of archaeological excavations in Mesopotamia, but speaks also about the peculiarities of local life, tells of meetings with some colleagues from other expeditions - english, german, japan, iraquian; a special story is about the frantic nature of Mesopotamia.

The second part is dedicated to the first-hand account after the visits of some world-known ancient sites and monuments in Iraq: Ur, Babylon, Nimrud, Nineveh and Hatra.

The final chapter is a tale of the relics of medieval Baghdad inside of a modem city. The book is written in a vivid and popular manner and will be interesting for the most wide audi-ence.

CONTENTS

Introduction. The roads of wanderings..................................................5

Part I. The Russian archaeologists in Iraq

Chapter 1. So expeditions begin.........................................................14

Chapter 2. Archaeologists in work......................................................38

Chapter 3. Yarim-tepe: search and discoveries........................................59

Chapter 4. On the threshold of a civilization..........................................79

Part П. Along the cities of Ancient Mesopotamia

Chapter 5 Ecology of first civilizations..................................................104

Chapter 6. Ur - the lost city of Sumer...................................................119

Chapter 7. Babylon -"gate of the gods"................................................138

Chapter 8. The Assirian triangle: Assur, Nimrud, Nineveh..........................161

Chapter 9. Hatra -the sphynx of a desert...............................................179

Conclusion. Baghdad: in the searching of a mediaeval city..........................187

Illustrations..................................................................................198

Summary.....................................................................................199

Contents.......................................................................................200

 

Валерий Иванович ГУЛЯЕВ В стране первых цивилизаций

Художник: Е.Л. Матюненко

Технический редактор Л.В. Жигульская

Компьютерная верстка В. В. Гераскин, Е.В. Гераскина

Формат 60x90 1/16. Гарнитура Таймс. Печ. л 13,0. Тираж 500 экземпляров

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03