Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
(МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)
Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям
Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча
Ростов-на-Дону
'Феникс'
2002
ББК 63.3(0) И 90
Научный редактор доктор философских наук, профессор Г. В. Драч
Редакционная коллегия:
доктора философских наук Г. В. Драч, В. К. Коро-лев, О. М. Штомпель
Авторский коллектив:
Г. В. Драч (Предисловие, гл. 1; гл. 5); В. Д. Бакулов (гл. 4); В. К. Королев (гл. 6; гл. 10.1-10.5); В. А. Кон-драшов (гл. 7.3); Л. М. Павкин (гл. 11); Т. С. Панио-това (гл. 8; гл. 10.6); В. И. Сороковикова (гл. 3); Е. А. Чичина (гл. 7.1); В. А. Шкуратов (гл. 2); О. М. Штомпель (гл.7.2; гл. 9)
И 90 История мировой культуры (мировых цивилиза-ций). 2-е доп. и перер. изд. - Ростов н/Д: изд-во 'Феникс', 2002. - 544 с.
Учебное пособие по истории мировой культуры и цивили-зации предназначено восполнить отсутствующий в общество-ведческих курсах необходимый историко-культурный и циви-лизациологический материал. Оно охватывает широкий спектр рассмотрения основных культурно-цивилизационных типов как с позиций их традиционных оснований, так и в пла-не вхождения их в единое цивилизационное пространство. Отдельная глава посвящена истории отечественной культуры.
Пособие адресуется студентам высших учебных заведений, учащимся лицеев, гимназий и колледжей, а также всем, кого интересует история культуры и цивилизации.
ISBN 5-222-02621-3
ББК 63.3(0)
© Авторский коллектив, 2002
© Оформление, изд-во 'Феникс', 2002
Глава 1. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИСТОРИЯ
Восточная и западная цивилизации
Глава 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ КОРНИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ..
Культура нижнего палеолита и эволюция человека.
Тип цивилизации и первоэлементы культуры
Магия и мифология неолитических земледельцев
Глава 3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ МИРЫ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ ВОСТОКА
Картина мира человека традиционных культур задавалась именно мифологией и религией.
Социально-политическая структура
Религиозно-мифологические представления египтян
Религиозно-мифологические представления в истории Индии
Социально-политическая структура
Социально-экономическая структура
Религиозно-мифологические представления
Мусульманская философия и наука средневековья
Глава 5. У ИСТОКОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: АНТИЧНЫЙ МИР
Архетипический характер культуры Древней Греции
Был ли гомеровский грек личностью?
Аполлоновское и дионисийское в античной культуре
Античный полис как феномен культуры
Глава 6. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА
Глава 7. Культурный облик ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
'Обратная сторона' возрожденческого титанизма
Культура эпохи Реформации. Контрреформация
Глава 8. НОВОЕ ВРЕМЯ: ОФОРМЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
Просвещение и просветители. Энциклопедисты.
Борьба просветителей с религией и церковью.
Политические и правовые учения.
Исторические и логические границы культуры XIX в.
Глава 9. СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В XX ВЕКЕ XX ВЕК В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Кризис культуры 'общества быстрых перемен'
Глобальные проблемы современности
Современная культура: пути и возможности развития
Глава 10. СОВРЕМЕННЫЕ ЛИКИ культуры
Завоевание независимости и поиски духовного самобретения.
Особенности латиноамериканской цивилизации и культуры.
Глава 11. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ
Культура языческой и Киевской Руси
Русская культура периода золотоордынского ига.
Культура Московского государства
Культура Петербургской империи
Культура советского и постсоветского периода
Первое издание данного учебного пособия, рекомендо-ванного студентам высших учебных заведений, вышло в 2000 году. Тогда оно завершало комплект учебников и учебных пособий по культурологии, созданных учеными Ростовской школы под руководством профессора Г. В. Дра-ча и опубликованных, в основном, в издательстве 'Фе-никс'. Культурология как наука о культуре, базирующаяся на фундаментальных теориях западных и отечественных исследователей (ряд этих теорий специально рассматри-ваются в главе 9 данного учебного пособия как форма самосознания европейской культуры), с необходимостью включает в себя и большой историко-культурный мате-риал. История мировой культуры, написанная самостоя-тельно и специально, не могла быть простой сводкой этого материала, с необходимостью возникал целый ряд вопро-сов, прежде всего о соотношении понятий 'культура' и 'цивилизация'. А с этими вопросами связана проблема фундаментального свойства - как соотносится история мировой культуры с историей мировых цивилизаций.
Предлагаемое второе издание учитывает возникающую проблему, тем более что она касается как теоретического содержания пособия, которое и в первом издании имеет достаточно определенную взаимосвязь с цивилизациоло-гическими вопросами, так и его практического примене-ния. Учебник оказался востребованным в высшей школе, в лицеях, гимназиях и колледжах в качестве пособия по истории мировых цивилизаций. Здесь, видимо, сказалось то обстоятельство, что авторы ориентировались на новей-
3
шую культурологическую (и одновременно цивилизаци-ологическую) литературу. Тем не менее в данном издании вводится специальная глава, посвященная понятиям 'культура' и 'цивилизация' и уже на этом фоне обосно-вывается вектор мирового цивилизационного развития.
Содержание настоящей работы позволяет высветить широкую панораму мировой культуры с точки зрения осо-бенностей исторического становления, формирования и развития отдельных культур, их судеб и архетипов, а так-же общемирового цивилизационного развития человече-ства. Преобладает ли обособленность отдельных культур как культурно-цивилизационных типов или же сохраня-ется преемственность в их культурном развитии? Эти воп-росы в нашей книге актуализируются по отношению к современной мировой цивилизации: существует ли общ-ность между различными культурами и в какой форме она проявляется, какие тенденции наблюдаются в современ-ной культуре и каковы ее возможные судьбы? Все эти и многие другие вопросы рассматриваются в нашей книге на основании анализа широкого круга исторических и фило-софских работ. В пособии предпринята попытка сумми-ровать не только основные достижения культурологии, хотя эта наука и рассматривается в качестве основной для построения истории мировой культуры, но и философии культуры, а также цивилизациологии, которая изучает человеческую культуру несколько с иных методологиче-ских позиций, нежели культурология. Кроме того, авто-ры стремились обобщить и в максимально доступной фор-ме изложить основные результаты исследований в этих областях знания и в конечном счете ответить на вопрос, который волновал людей с давних пор: каковы судьбы раз-вития человечества и может ли человек хотя бы отчасти повлиять на них? Не стоит забывать, что тема эта, хотя и
4
интересует каждого человека, задумывающегося о миро-вой культуре, в то же время является достаточно сложной и для всестороннего и глубокого рассмотрения требует знакомства не только с трудами по культурологии, но и ос-новательного изучения исторического материала. В этом плане цивилизациология опирается на историю и требу-ет соответствующих методов и теорий.
В данном пособии не могут быть решены все пробле-мы цивилизациологии, прежде всего - это учебник по истории мировой культуры. Рассматриваются основные типы человеческой культуры начиная с ее зарождения (первобытная культура, заложившая архаический базис мировой цивилизации). Далее, Восток как многообразие цивилизационных миров. Китайская культура, внесшая в копилку мировой истории особый взгляд на окружающий мир, тесно связанный не столько с логическим, сколько с этическим и эстетическим его восприятием, уважитель-ное отношение к традициям и истории. Культура Индии, начиная с ведической культуры, породила множество зна-чительных религиозных учений, в том числе брахманизм, индуизм и буддизм, и оставила нам великие культурные памятники. Не забыта в учебнике и культура арабского мира, колыбели мусульманства, возникшего на основе многочисленных племенных религий, долгие столетия оказывающего влияние на жизнь народов этого региона и играющего чрезвычайно важную роль сегодня не только внутри него, но и в странах всего мира.
История европейской культуры представляет для нас не меньший интерес. Она начинается с античности, когда закладывались основания современной культуры Европы. В книге показаны особенности и достижения греческого гения, создавшего не только шедевры скульптуры и архи-тектуры, но и глубокие философские труды, качественно
5
отличающиеся от оригинальных философских раздумий мыслителей Востока. Эллинистическая и римская культу-ры, явившись преемниками достижений древних греков, передали их молодым народам, которым было суждено стать носителями средневековой европейской культуры. Важная роль в этом принадлежит христианству, которое, зародившись в условиях разрушающейся Римской импе-рии, окрасило в свои цвета историю культуры прежде все-го европейских стран и послужило затем мощным осно-ванием мировой христианской цивилизации. История европейской культуры освещена в пособии вплоть до на-ших дней, ознаменовавшихся важными переменами в Ев-ропе, России и во всем мире и созданием единого евро-пейского цивилизационного пространства.
В любом случае важно увидеть многообразие, 'полифо-низм' мировых культур, в своей уникальности создающих собственные цивилизационные миры. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генези-са культуры, рассмотрения основных типов древних ци-вилизаций (Египет, Вавилон, Китай, Индия). На этом фоне становится возможным выявление специфики и уникальности древнезападной (античной) культуры. Уже на этом уровне выявляется многообразная палитра миро-вых культур, которые в глубокой древности закладывают основания для современных цивилизационных различий.
Полное историческое рассмотрение в одном учебном пособии всех мировых культур, их социально-историчес-ких метаморфоз, не представляется возможным. Однако ценности традиционных культур, коренящиеся в глубокой древности, охарактеризованы в первых главах нашей кни-ги, что и позволяет в дальнейшем (глава 10 'Современные лики культуры') охарактеризовать их современное состо-яние как синтез традиционного и универсалистски науч-
6
ного. Естественно, что при таком подходе приходится со-средоточиваться на истории европейской культуры, дово-дя ее до современности, а затем, возвратившись к много-образию традиционных культур, прослеживать, как реализовался в них европейский импульс, как он способ-ствовал их трансформации в условиях диалога культур и усвоения европейской по происхождению 'научной пара-дигмы'. Поэтому в учебном пособии предполагается рассмотрение культуры XX в. в его многовариантном раз-витии, продиктованном как сохранившимися традицион-ными основами культур, так и особенностями современ-ного научно-технического (в первом и основном значении - цивилизационного) развития. Но, самое глав-ное, при этом мы учитываем проблемы, порожденные тех-ногенной цивилизацией, что и предполагает рассмотрение их в специальной главе 'Судьбы культуры и цивилизации в XX веке'.
Учебник 'История мировой культуры' может быть ис-пользован при разработке и изучении курсов культуроло-гии, истории мировой культуры, истории мировых циви-лизаций, а также ряда специальных и элективных курсов, посвященных рассмотрению различных типов мировых культур и цивилизаций.
В данной главе мы познакомим читателя с исходными понятиями, прежде всего такими как 'культура' и 'циви-лизация'. В какой степени эти понятия применимы к ис-торическому рассмотрению? Видимо, надо выявить исто-рический потенциал этих понятий. И второе, чему будет уделено специальное внимание. Как соотносятся основ-ные мировые цивилизации в ходе исторического развития? По нашему мнению, исторический вектор мирового циви-лизационного развития (современное состояние, конечно, значительно сложнее) определяется взаимоотношением двух цивилизационных миров - Востока и Запада.
Культура - калька латинского cultura, его основные значения - 'возделывание', 'обрабатывание', 'уход'. Соответственно, 'культура' - это обработка земли, раз-ведение растений и животных и т. п., a cultor - возделы-ватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако так же переводится и другой латинский термин 'культ' (cultus), а вместе они допускают и второе, характерное для рим-ской античности толкование, - поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor
8
имеет еще одно значение - воспитатель, наставник, а 'культура' - ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие это-му одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение муд-рости), так и поклонение, служение богам (религиозный культ). Поскольку cultura сохраняет этимологическое род-ство с cultus, можно говорить о ритуальном понимании культуры, что не противоречит исконно античному ее зна-чению как воспитания и образования, так как в этом слу-чае речь идет о служении отеческим богам, защитникам города-государства, т. е. о развитии культуры в простран-стве античного полиса.
В наше время слово 'культура' является одним из наи-более употребляемых и в обыденном языке, и во множе-стве научных определений, что говорит как о многознач-ности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. Но классифицируя в соответствии со сложив-шимся словоупотреблением различные области культуры, следует учитывать то обстоятельство, что культура - это не только различные области действительности, но и дей-ствительность человека в этих областях, глобальная сфе-ра человеческой жизни. Все, чем мы пользуемся в облас-ти культуры (в том числе и само понятие культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в глобальный мир человеческой повседневности. Культура - это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обя-зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура предстает формой транс-ляции социального опыта через освоение каждым поко-лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна-вательные каноны, представление о прекрасном и безоб-
9
разном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т. п.
Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекала внимание представителей разных наук: философии, психологии, социологии, истории, археоло-гии, этнографии. Но только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой объект изучения - куль-тура несводим к философскому и другим подходам к это-му феномену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номиналь-ным единством, фиксируемым понятием 'культура', ре-альное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует - одна из главных задач, которую должна решить теоретическая культурология. Очевидно, что на-ука о культуре - культурология как наука XX в. не про-сто сводит воедино существующее многообразие пред-ставлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, но опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Европейская культурология формировалась как наука 'вторичная', выходя из-под родительской опеки филосо-фии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли 'эмпирических доноров'. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классичес-кого (опирающегося на процедуру теоретического само-сознания) философствования и свойственного ему панло-гизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в область культурологизирова-ния (чаще всего в форме обсуждения проблемы 'кризиса Европы'). Современное культурологическое знание скла-дывалось как осознание кризиса культуры, невозможно-сти гармонии человека и природы как глобальной пробле-10
мы. Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии и, соответственно, разрушение философ-ской процедуры самосознания и рефлексии как метода реконструкции культурной традиции. 'Разрывы', 'зазо-ры' между природой и культурой не удалось ликвидиро-вать на почве идеалистического историзма. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении опреде-ленной культурно-философской теории, и как крушение некоего глобального культурного проекта, все еще связан-ного с эпохой Просвещения.
Гегель достраивал свою философию Абсолютного духа, снимающего в себе все противоречия, когда в Германии, а затем и во всей Европе развивалось движение романтиз-ма. В романтической философии культуры оппозиция 'культуры' и 'природы' или 'культуры' и 'жизни' была вновь сформулирована со всей определенностью и резко-стью, чтобы остаться впредь одной из основных проблем философии культуры вообще. Затем формирующееся в недрах 'философии жизни' понимание культуры оказало мощное влияние на развитие культурологической теории. Другие ее проблемы создали противоречия внутри самой культуры, предопределили последующий распад ее внут-реннего единства (основой и целью которого служили Бог, Разум, Абсолютный дух) и противопоставление прежде единых ценностей и идеалов: ценностей науки, например, ценностям морали и искусства и т. д. Все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее траге-дии, и эта тема входит в философию культуры, домини-руя в ней вплоть до второй половины XX в.
Не трудно заметить, что преодоление монолинейной установки на глобальное культурное развитие и признание равноценности различного типа культур требовало (что наблюдается уже у О. Шпенглера) расширения исследо-вательского поля за счет отказа от философских спекуля-ций в пользу культурной конкретики. В отличие от суще-ствовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на обширный эт-
11
нографический материал, развивается культурантрополо-гия. Открывался широкий спектр видения многообразно-го типа культур, возможностей перехода от рефлексивных форм осознания культуры к дескриптивным, от размыш-лений об основаниях культуры к проведению конкретных культурологических исследований, т. е. трансформации философии культуры в теорию культуры. В XX в. успеш-ные исследования культуры проводятся представителями американской школы культурной антропологии (начиная с Франца Боаса) и британской социальной антропологии (Бронислав Малиновский), но свои концепции культуры, развернутые культурологические сюжеты и образы созда-ют и практически все направления философии.
Исследование культуры в собственном поле культуро-логического исследования с неизбежностью предполага-ет обращение к 'археологии культуры', выявляет ее гене-зис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, 'код' культур-ного развития. Воспроизведение культуры как целого осу-ществляется на трех уровнях: сохранение культуры, ее ба-зисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой; обновление культуры, инсти-туты обновления знания, новационные воздействия на 'код' культуры; трансляция культуры - опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целос-тность культуры, что не может сводиться к описанию до-стижений культуры (элитарной культуры), и предполага-ет постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.
Культура выступает в XX в. как предмет и область гло-бального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие куль-туры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культур-
12
ного наследования, внешне сходного, но радикально от-личного от существующего в мире живой природы. Зада-ча глобалистики - построить 'генетику' культуры, кото-рая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных про-блем: выявление 'гена' и 'генетического кода' культур-ных феноменов, т. е. базисных структур, которые ответ-ственны за сохранение, передачу социального опыта; изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мута-ционное воздействие на 'гены' культурно-исторических образований, перестраивающих их 'код' в процессе твор-чества; изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории 'очеловечивания' мира.
Сейчас мы должны перейти к другому, родственному, понятию - 'цивилизация', которое и позволяет рассмат-ривать культуру в ее глобальных последствиях и результа-тах. Цивилизация - данное понятие происходит от латин-ского civilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, преимущества жизни в гражданском обществе (civitas), комплекс человеческих достижений, подобающих городскому (civilitas) состоянию, черты поведения, такие как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлениях рим-лян и греков о полисной- городской жизни (греки рань-ше римлян обосновали это представление) о преимуще-ствах жизни по закону, в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, которому подчиняют-ся все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. облада-ющие гражданскими правами и связанными с ними дос-тоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие за-кона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного челове-ка - мужества, справедливости, человеческого достоин-ства. В частности, этим греки и обосновывали неизбеж-
13
ность поражения многочисленного персидского войска от небольшого отрада греков. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения и т. п. - это нечто, достиг-нутое обществом в ходе его социального развития, непос-редственно связанного с развитием личности.
Последующее развитие понятия 'цивилизация' было связано с осмыслением понятия 'культура' и вытекающей из него проблематикой. В частности, в новое время слово 'цивилизация' начинает использоваться как синоним сло-ва 'культура' и пониматься как продукт духовного разви-тия человечества, совокупность достижений на пути пе-рехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто непосредственно связанное с социальным и духовным прогрессом человека, с развитием человечес-кого разума и просвещения. Новое время в пределах 'классической модели культуры' связывает развитие ци-вилизации с прогрессом человеческого разума, проблемы развития техники не имеют еще самодовлеющего значе-ния при характеристике цивилизованности. В то же вре-мя уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.
В XIX в. были обоснованы и развиты основные концеп-ции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам которого цивилизация (основные ее показатели - развитие индустрии и техники, на которые древний мир при характеристике цивилизации не обращал внимания) есть последняя (заключительная) стадия раз-вития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур отечественный культуролог Н. Я. Данилевский. В целом, эти два основ-ные заключения наиболее отчетливо проявляются в совре-менных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивили-зованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-по-литическом, технологическом и т. д., речь идет об 'осна-щенности' культуры, ее политических, технологических и т. д. достижениях. В этом случае остается опасность ев-
14
ропоцентристского рассмотрения исторического развития цивилизации, понимаемой на основе европейских образ-цов науки, техники и социальных отношений; 2. Под ци-вилизацией понимают культуру определенного региона и определенного исторического периода. Культура (ее ин-ституты, нормы, материальные достижения), существую-щие способы и формы образования, духовной жизни в целом и социальных отношений объединяются в единое целое. Эти целым и выступает цивилизация. Так, напри-мер, речь может идти в этом смысле о цивилизациях древ-него мира (древние цивилизации).
Одной из особенностей теоретического рассмотрения проблем цивилизации в XX в. являлось повышенное вни-мание к проблеме кризиса современной цивилизации, перспектив технического развития и его влияния на судь-бы мировой цивилизации, взаимовлияния и взаимодей-ствия цивилизаций как самодетерминируемых целостно-стей (замкнутых, самостоятельных структур). Проблемы эти стали предметом специального рассмотрения в специ-альной науке - 'цивилизациологии'. Эта дисциплина изучает различные типы мировых цивилизаций, как цело-стности, объединяющие в единое целое экономические, социальные, психологические, ментальные и другие фак-торы. Понятие цивилизации, разработанное такими уче-ными как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, А. Вебер, М. Вебер, отвергает марксистское разделение на базис и надстройку. Более того, цивилизации рассматриваются как замкнутые миры, тем самым опровергается второй догматический постулат марксистской теории: о поступа-тельном, прогрессирующем развитии всего человечества. Этот постулат обосновывался учением об общественно-экономических формациях, единых для всего человече-ства. Современное понятие цивилизации исключает про-тивопоставление базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений, поскольку психоло-гические и духовные факторы оказываются зачастую оп-ределяющими в экономическом развитии, а стимулирую-щие факторы развития общественного производства
15
инициируются психологическими или политическими интересами.
В объяснении современных экономических и соци-альных процессов зачастую становятся определяющими психологические и ментальные факторы. Опыт развития в современную эпоху, в частности, восточных стран под-твердил роль и влияние психологического склада нации, национального характера на экономическое развитие и определил своеобразие восточных цивилизаций. Цивили-зация - это системный фактор, благодаря которому в еди-ное целое сливаются жизненные уровни самого различно-го порядка. Культура предпринимательства, так же как и культура производства, входят в систему цивилизацион-ных отличий. Если цивилизация представляет собой за-вершенное целое, то возникает вопрос: под влиянием ка-ких факторов, внутренних или внешних, развивается эта цивилизация и возможно ли ее историческое развитие? Как целостность существуют: западная цивилизация; во-сточная цивилизация (Китай; Индия; Япония); россий-ская цивилизация; арабо-исламская цивилизация; латино-американская цивилизация; африканская цивилизация. Как происходило развитие этих цивилизаций, каковы внутренние особенности каждой из них и какие внешние факторы оказали влияние на их развитие? На этот вопрос дает ответ цивилизациология. В этом случае теория посту-пательного развития через общественно-экономические формации оказываются неприменима.
Разумеется, проведение историко-цивилизационных исследований требует вовлечения в научный оборот об-ширного, разностороннего материала изо всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем ис-следования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности 'ря-довых' субъектов истории. Палеоантропологическая ре-конструкция, наряду с дешифровкой знакомых систем, т. е. семиотическим анализом, поэтому есть и метод и со-держание культурологии и цивилизациологии как тео-ретической дисциплины, несводимой к иллюстративности
16
и описательству и предполагающей строго концептуаль-ный тип формулирования, постановки и решения своих проблем. При этом надо учитывать, что такое исследова-ние допускает многообразие применяемых методов и со-ответствующую реконструкцию различных типов культур.
В плане глобалистики и цивилизациологии учение о культуре в немалой степени - учение о видовых отличи-ях культур, основных типах мировой культуры, лежащей в основании той или иной цивилизации. При этом необ-ходимо признать различие критериев, по которым проис-ходит типологизация культур. Чаще всего под ним пони-мается то или иное основание, ведущий признак, в соответствии с которыми отдельные культуры объединя-ются в особый тип. Проблема состоит в том, что выделе-но их чрезвычайно много, причем с различных научных позиций. Отсюда и такая пестрота определений, как 'ка-такомбная' культура, 'первобытная', и совершенно из другой области - 'языческая', 'христианская', 'мусуль-манская'. Видимо, наиболее общим критерием для рас-смотрения культур является такой основополагающий факт, как существование в географическом пространстве и историческом времени. Сложившаяся в культурологии ситуация позволяет фиксировать как общее отличие чело-веческой жизнедеятельности в определенном географи-ческом пространстве от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах обществен-ного развития, в рамках определенных эпох и цивилиза-ционных образований.
Типология культуры позволяет также охарактеризовать особенности сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни, рассмотреть культуру 'из-нутри' (культура труда, мышления, политическая культу-ра), способы жизнедеятельности социальных групп (кре-стьянская, ремесленно-буржуазная, элитарная и т.д.). Поскольку культура - это целостная система, в истори-ческом и географическом пространстве сосуществовали и сосуществуют удивительно разнообразные и неповтори-
17
мые культуры, которые и придают уникальность цивили-зационному облику народов, стран и континентов. Это культурное многообразие создает предпосылки для соот-несения различных человеческих сообществ в глобальном пространстве и времени, которое не может быть их чисто умозрительным сопоставлением. Ведь мировые культуры в том виде, в каком мы можем их сегодня наблюдать и изу-чать, представляют собой продукт длительного историчес-кого развития, в котором культуры (культурно-историчес-кие системы) трансформировались, модифицировались, изменяли внутреннюю структуру и оказывали влияние друг на друга. Это позволяет говорить как об общих, так и об индивидуальных чертах культурно-исторического развития.
И все-таки прежде всего культура - это мощный ме-ханизм антропологического воздействия, способ адапта-ции индивида к культурным потребностям общества и в то же время способ индивидуальной реализации накоп-ленного этнического и национального опыта и самореа-лизации личности в культурном пространстве этноса. В этом смысле культура коренится в глубинах общеродово-го уровня, и ее жизнеспособность представляет собой следствие ее уникальности и неповторимости со всеми ее традициями, навыками и национальными образами. Куль-турный мир - это единый космос, в котором слиты чело-век и окружающая его природа, что влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятель-ности.
В этом случае правомерно рассмотрение культуры как самостоятельной целостности, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического периода. Он-тология культуры включает в себя механизм передачи со-циального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира, навыков и приемов технологи-ческого отношения к природе, но и культурных ценнос-тей, образцов поведения. При этом специфика культуры реализуется как в типе социальной организации, так и в
18
типе личности. Итогом выступают технологический и эко-номический уровни развития культуры, представленные ее социальными носителями (группами, классами, орга-низациями). Но и на этом уровне интегрирующая роль культуры такова, что она формирует единую систему ху-дожественных, технологических и познавательных ценно-стей и образцов поведения, создает неповторимый циви-лизационный мир.
В глобальном развитии человечества наблюдается ло-кальность отдельных культур и цивилизаций. В то же вре-мя во многообразных ликах культур просвечивает единый образ человечества. Череда верований, художественных шедевров, философских идей, научных открытий, обычаев свободно компонуется вдоль хронологической оси без противопоставления архаического и современного, пере-дового и реакционного, развитого и отсталого, без пере-городок общественно-экономических формаций и соци-ально-политических различий. В этом случае культура рассматривается изнутри, как целостное образование, и ее сердцевиной выступает человек как самозначащая цен-ность. Культура находится на пересечении амбивалентных устремлений общества: сохранить историческое своеобра-зие, этический и эстетический потенциал и влиться во всепланетарное и всевременное единство человечества.
Понятие 'западная цивилизация' сформировалось в сопоставлении и нередко противопоставлении с другим - 'восточная цивилизация'. Первое понятие используется как синоним европейской культуры, культурной общно-сти стран и народов Европы, сохраняющейся с эпохи Древней Греции по настоящее время и опирающейся на типологическую общность культурных традиций и спосо-бов их самоосуществления на всем протяжении истори-ческого развития. Второе распространенное значение-
19
1. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 320.
2. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. С.-Пб., 1994. С.8.
3. Флиер А. Я. Культура как смысл истории // Общ. науки и современность. 1999. ? 6. С. 153-154.
4. Кондаков И. В. Культура России. М., 1999. С. 21.
5. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
6. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1999. С. 205.
7. Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян // Очерки ис-тории культуры славян. М., 1996. С. 175.
8. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 4 т. М., 1992. С. 45; Андреев Д. Роза мира. М., 1992. С. 130; Вве-дение христианства на Руси. М., 1987. С. 264.
9. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985. С. 34.
10. Толстой Н. И. Религиозные верования древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 148.
11. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. С. 171.
12. Ключевский В. О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1987-1990. Т. 2. С. 65-66.
13. Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 158-159.
532
14. Экономцев И. Православие. Византия. Россия М 1992 С. 170-172.
15. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
16. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991. С. 58.
17. Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Ан-тология. М., 1993. С. 72.
18. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского пра-ва. Ростов н/Д, 1995. С. 197.
19. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 1. С. 42.
20. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. С. 47.
21. Размышления о России и русских. М., 1994. С. 319.
22. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философ-ской культуре. М., 1990. С. 51.
23. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Нов. мир. 1988. ? 9. С. 234.
24. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 258.
25. Гачев Г. Российская ментальность // Вопр. филос., 1994. ? 1. С. 27.
26. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7-8.
27. Успенский Б. А. Царь и Бог // Избр. труды. Т. 1. М., 1994. С. 123.
28. Аверинцев С. С. Византия и Русь... // Новый мир. 1988. ? 3. С. 207.
29. Пушкин А. С. Полн. соб. соч.: В 10 т. 2-е изд. М., 1958. Т. 8. С. 66-67.
30. Цит. по: Познанский В. В. Очерк формирования русской на-циональной культуры. М., 1975. С. 118.
31. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 26-27.
32. Spengler О. Der Untergang des Abendlandes. Bd. 2. Mnc 1922. S. 235.
533
33. Ор. cit.
34. Ор. cit. S. 235-236.
35. Ор. cit. S. 623.
36. Ор. cit. S. 238.
37. Ор. cit. S. 236-237.
38. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 213.
39. Хоружий С. С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопр. филос., 1994, ? 11.
40. Кондаков И. В. Культура России. М., 1999. С. 224-239.
41. Рормазер Г. К вопросу о будущем России // Россия и Герма-ния: Опыт философского диалога, М., 1993. С. 22-23.
42. Шолохов М. М. Разговор с отцом // Дон. 1991. ? 5. С. 159- 160.
43. Солженицын А. И. Русский вопрос к концу XX века // Нов. мир. 1994. ? 7.
44. Фромм Э. Человек для себя, иметь или быть? Минск, 1997. С. 345.
45. Цит. по: Знание - сила. 1992, ? 1. С. 19.
46. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996. С. 215.
47. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 2. С. 55.
48. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурология: Науч.-образ, вестн. 1996. ? 1.
49. Бородай Ю. М. Эротика-смерть-табу: трагедия человечес-кого сознания. М., 1996. С. 380-381.
50. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992. С. 200.
51. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 30 т. Л., Т. 20, С. 6-7.
Предисловие.....................................................................3
Глава 1. Культура, цивилизация, история......................8
Глава 2. Первобытные корни мировых цивилизаций .... 33
Глава 3. Цивилизационные миры традиционных обществ Востока.......70
Глава 4. Арабо-исламский мир.................................... 141
Глава 5. У истоков европейской цивилизации: античный мир....... 174
Глава 6. Цивилизации средневекового Запада...........244
Глава 7. Культурный облик Возрождения и Реформации..............277
Глава 8. Новое время: оформление европейской культуры и цивилизации.....330
Глава 9. Судьбы культуры и цивилизации в XX веке :..401
Глава 10. Современные лики культуры........................427
Глава 11. Культура и цивилизационные процессы в России............469
Учебное пособие
история мировой культуры
(мировых цивилизаций)
Ответственный редактор И. Жиляков
Обложка В. Кириченко
Редактор С.Дударенок
Корректоры: О. Милованова, Н. Передистый
Лицензия ЛР ? 065194 от 2 июня 1997 г.
Сдано в набор 21.06.2002. Подписано в печать 10.08.2002.
Формат 84x108 1/32. Бумага тип ? 2.
Гарнитура Newton. Печать высокая.
Усл. печ. л. 28,56. Тираж 5000 экз.
Заказ ? 418.
Издательство 'Феникс' 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО 'Книга' 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57.
Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com
|| http://yanko.lib.ru ||
зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html
| Icq# 75088656
update 10.12.03
Вышли в свет
ФИЛОСОФИЯ:
Учебное пособие
для высших учебных заведений
Учебное пособие 'Философия' для высших учебных заведений подготовлено в соответ-ствии с новыми требованиями к обязатель-ному минимуму содержания и уровню подго-товки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины' в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.
Указанные стандарты утверждены Мини-стерством образования Российской Федера-ции 3 февраля 2000 г. В соответствии с данны-ми стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (напри-мер, 'Диалектика'), усилено внимание к проблеме человека в разных его 'ракурсах'.
Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами фи-лософии.
Вышли в свет
Составитель: В. И. Руденко РЕФЕРАТЫ ПО ФИЛОСОФИИ
'Рефераты по философии' подготовлены в соответствии с новыми требованиями к обяза-тельному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу 'Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины' в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Указанные стандарты утверждены Министер-ством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г.
Издание рассчитано на студентов, аспиран-тов, изучающих общий курс философии в го-сударственных и коммерческих вузах, на всех, интересующихся актуальными проблемами философии.
Вышли в свет
культурология в вопросах и ответах:
Учебное пособие
Учебное пособие 'Культурология в вопро-сах и ответах' представляет собой широкую панораму обозрения основных фактов, собы-тий и теорий мировой и отечественной куль-туры. В нем учтены требования нового Госу-дарственного образовательного стандарта, в соответствия с чем переработан и значитель-но расширен раздел первый - 'Теория куль-туры'.
Энциклопедический спектр культуроло-гических знаний, содержащихся в пособии, де-лает возможным рекомендацию его для широкой аудитории в качестве базового культуроло-гического справочника.
Вышли в свет
КУЛЬТУРОЛОГИЯ:
Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений
Учебное пособие 'Культурология' содер-жит три раздела: теория культуры, история мировой культуры, история отечественной культуры. В пособии в соответствии с требо-ваниями Государственного образовательного стандарта по культурологии представлена ав-торская концепция содержания культурологии как учебной дисциплины. В приложение включены тексты по истории и теории куль-туры.
Пособие предназначено для лекционной и семинарской работы преподавателей, аспи-рантов и студентов вузов, всех, интересую-щихся проблемами теории и истории мировой и отечественной культуры
Ф е н и к с
Торгово-издательская фирма
Издательство 'Феникс'
открыло свое представительство
в г. Санкт-Петербурге
Представительство расположено по адресу:
194000, г. Санкт-Петербург, ул. Капитана Воронина, дом 8.
Тел.: 245-55-76, 245-06-57
Ассортиментный кабинет расположен по тому же адресу.
Представительство осуществляет доставку грузов автотранспортом и почтово-багажными вагонами, транспортные расходы делятся 50/50.
Для получения информации и оформления заказов просим обращаться к региональному менеджеру изда-тельства 'Феникс' Петровой Карина Владимировне.
Ф е н и к с
Торгово-издателъская фирма
Книги издательства 'Феникс' можно приобрести в крупнейших магазинах г. Москвы:
ТД 'Библио-Глобус'
ул. Мясницкая, б (тел. 925-24-57)
ТД 'Москва'
ул. Тверская, 8 (тел. 229-66-43)
'Московский Дом книги'
Новый Арбат, 8 (тел. 290-45-07)
'Молодая гвардия'
ул. Большая Полянка, 28 (тел. 238-11-44)
'Дом педагогической книги'
ул. Пушкинская, 7/5 (тел. 229-68-32)
'Медицинская книга'
Комсомольский проспект, 25 (тел. 245-39-27) и других.
Издательство 'Феникс'
открыло свое представительство
в г. Москве
по адресу
г. Москва, ул. Маршала Новикова, дом 1. Вход со двора (метро 'Октябрьское поле').
Тел./факс: 196-08-43 E-mail: fenikc-m@mtu-net.ru
Уважаемые коллеги!
Обращайтесь в наше представительство
по вопросам сотрудничества в Москве и Московской области
Торговая фирма Ф е н и к с
Оптовая и розничная торговля книжной продукцией Быстрообновляемый разнообразный ассортимент Своевременная доставка книг контейнерами и автотранспортом в любую точку России Разумные цены и гибкая система скидок
Наш адрес:
344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17 Тел.: (8632) 62-44-72, 44-19-03, 44-19-04, 62-45-94;
факс: 62-45-94, 62-57-97.
Более подробную информацию о книгах
нашего издательства Вы можете узнать
на нашем интернет-сайте:
E-mail: phoenix@ic.ru Web: http://www.phoenix.ic.ru
Издательство 'Феникс' Приглашаем к сотрудничеству авторов
научно-популярной и научной литературы в области:
- социальных и естественных наук
- юриспруденции
- медицины
- программирования и вычислительной техники,
а также переводчиков хороших книг любой тематики
Все финансовые затраты берем на СЕБЯ,
высокие гонорары выплачиваем согласно договорам
Рукописи не рецензируются и не возвращаются
Наш адрес:
344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17 Тел.: (8632) 62-58-34; факс: 62-57-97.
E-mail: publish@ic.ru
Торговая фирма
Феникс
предлагает широкий ассортимент
бумажно-беловых товаров:
/ ежедневники
/ деловые блокноты
/ записные книжки
/ отрывные календари разнообразной тематики,
составленные известными авторами
/ перекидные настольные и настенные календари
/ тетради, альбомы
/ папки для черчения, цветную бумагу, цветной
картон и другие виды товаров.
Обращаться по адресу:
344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 17
Тел.: (8632) 62-58-44, 62-29-78;
факс: (8632) 62-58-44, 62-57-97
E-mail: phoenix@ic.ru
Ждем Ваших предложений и надеемся на взаимовыгодное сотрудничество
Торгово-издательская фирма 'Феникс'
имеет представительство в г. Москве на территории
Издательского Торгового Дома КноРус
Вы можете приобрести наши книги и получить информацию
о них по адресу:
г. Москва, Б. Переяславская, 46,
м. 'Рижская', 'Проспект Мира',
тел./факс: (095) 280-02-07, 280-72-54, 280-91-06, 280-92-13.
E-mail: office@knorus.ru
Мелкооптовый магазин 'Литэк'
г. Москва, ул. Николоямская, 45, под. 2
(м. 'Таганская'), тел.: (095) 911-98-63, 911-97-42
Сервер в сети Интернет! http://www.book.ru
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq#
75088656
update 10.12.03