Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 14.12.03
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННЫЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Рекомендовано учебно-методическим советом философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Санкт-Петербург 1998
ББК 86.2/3 И90
История религия
И 90 Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете / Оформление обложки А. Олексенко, С. Шапиро. - СПб.: Издатель-ство 'Лань', 1998. - 448 с.
ISBN 5-8114-0017-9
Учебное пособие разработаю на кафедре истории философии религии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В нем содержатся тек-сты лекций, тематически охватывающие рад существенных вопросов истории религии (вероисповедные и религиозно-философские доктрины, культ; организация), изучение которых предполагается на занятиях по религиоведческим дисциплинам.
Предназначено для студентов всех форм обучения как дополнительный материал к лекционным курсам по истории религии, а так же всем интересующимся.
ББК 86.2/3
Коллектив авторов:
к.ф.н. А.Л.Буряковский (СПб гос. ун-т)
д.ист.н. М.А.Родионов
(СПб Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)
к.ф.н. М.Ю.Смирнов (СПб гос. ун-т)
д.ф.н. Е.А.Торчинов (СПб гос. ун-т)
к.ф.н. И.А.Тульпе (СПб гос. ун-т)
Научный редактор:
д.ф.н. А.Н.Типсина (СПб гос. ун-т)
Рецензенты:
к.ф.н. А.А.Ермичев (СПб гос. ун-т)
к.ф.н. Н.А.Селиверстова
(СПб гос. Технологический ин-т - Технический ун-т)
© Издательство 'Лань', 1998 © Коллектив авторов, 1998 © Издательство 'Лань', оформление, 1998
Конфуцианский ученый с гексаграммой из 'Канона перемен'
Мессия, входящий в Иерусалим (Венецианская Аггада, 1609г.)
Книга пророка Наума (VIII-VII вв. до н.э.)
Амулет с текстами псалмов и именем Божиим
Книга Псалмов (евр. - 'техиллим' - хвалебные песни, восхваления)
Екклезиаст ('кохелет' - проповедник)
Книга Есфирь - единственная в Танахе повествует о евреях,
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Римская церковь в период становления христианства
Римско-католическая церковь до Реформации
Титульный лист первого издания Библии на немецком языке
Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия
Христианский 'греческий' крест
Священное Писание (Библия) в православии; состав и переводы
Святители земли Русской Кирилл и Мефодий
Священное Предание и особенности богословской мысли в православии
Культовая практика православия
Организация и церковное устройство современного православия
Александрийская православная церковь
Антиохийская православная церковь
Иерусалимская православная церковь
Грузинская православная церковь
Румынская православная церковь
Болгарская православная церковь
Албанская православная церковь
Православная церковь в Америке
Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия.
Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы.
Священное Предание и особенности богословской мысли в православии
Культовая практика православия
Организация и церковное устройство современного православия
Старинный рисунок Каабы и ее ограды
2. Маликиты (маликийа) - последователи Малика ибн Анаса (713-795 гг.), уроженца Медины,
3. Шафииты (шафийа) - последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820 гг.), выросшего в Мекке
Приложение. Христианство и культ дьявола
Архангел Михаил, сражающийся с драконом
Выпуск учебного пособия вызван прежде всего сложившейся к настоящему времени ситуацией в сфере преподавания и изу-чения религиоведческих дисциплин.
1. При всей тривиальности тезиса об образовательном зна-чении религиоведческих знаний в программах светских учеб-ных заведений актуальность его далеко не утрачена.
Волна массового интереса к религиозной тематике во всех ее видах, всколыхнувшаяся на рубеже 1980-х - 1990-х годов, раз-мыла искусственно устроенное русло тенденциозного научно-атеистического информирования 'о религии и церкви'.
Но то, что пришло на смену идеологически выверенным 'Ос-новам научного атеизма', вряд ли в полной мере может счи-таться удовлетворительным. Светское образование оказалось перед непростой проблемой освоения чрезвычайно разнообраз-ного и до той поры незнакомого ему религиоведческого мате-риала. Не менее существенным стал и поиск адекватных этому материалу способов интерпретации и преподавания.
На книжный рынок, а значит, и в учебные аудитории при-шла масса изданий, знакомящих со взглядами и рассуждениями на непривычные нынешнему читателю темы. Одновременно воз-никла и первая сложность: понять входящие в круг современ-ной образованности тексты отечественных и зарубежных иссле-дователей и представителей религиозной мысли без корректно-го разъясняющего комментария оказалось затруднительно.
С другой стороны, в потоке выходящей литературы (осо-бенно популяризаторской, знакомящей с важнейшими идеями
3
и событиями) внушителен объем изданий крайне субъективно-го толка. Это могут быть работы современных конфессиональ-ных авторов, явно преследующих цель утвердить достоинства и приоритет только той вероисповедной традиции, к которой они сами принадлежат. Это могут быть и 'труды' самодеятель-ных энтузиастов, освоивших несколько новых для себя поня-тий и решивших на этом основании, что их собственные откры-тия (чаще всего довольно банальные) несут другим людям свет утаивавшейся до этого истины.
Наконец, печальной данностью можно считать заметный раз-рыв между появляющимися время от времени серьезными ис-следованиями конфессиональных и светских авторов и уровнем выходящих учебников по религиоведению. Главное назначение учебника - выразить в концентрированном и доступном усвое-нию виде современное религиоведческое знание, пока еще ниг-де в полной мере не реализовано.
Крайне необходимой в этой ситуации становится вспомогатель-ная учебная литература (словари, справочники, курсы лекций и т.п.). В то же время при обилии вышедших за последние годы книг по истории религии собственно учебных изданий, отвечающих требованиям светского образования, явно недостаточно.
2. Круг вопросов, освоение которых необходимо при изуче-нии религиоведческих дисциплин, можно условно разделить на два взаимосвязанных блока.
Первый - общетеоретические вопросы, отражающие миро-воззренческие и методологические подходы к предмету (пони-мание сущности религии и ее определение; выяснение содержа-ния и специфики религиозного сознания; анализ детерминант религиозных верований; установление места и роли религии в системе культуры; характеристика ее взаимосвязи с философи-ей, наукой, моралью, искусством, политикой, правом и т.д.).
Переложение данной тематики в учебный материал требует установить оптимальное соотношение объективности предме-та изучения с неизбежным субъективизмом интерпретаций. В этом плане известные ранее и новоизданные отечественные учеб-ники по религиоведению трудно назвать безусловно удачными в их теоретической части. Решение указанной проблемы (и со-здание на подобной основе специального пособия) остается за-дачей будущих разработок.
4
Второй блок охватывает конкретные вопросы истории рели-гиозных учений (включая теологические и религиозно-философ-ские концепции), а также описание вполне определенных куль-товых и организационных параметров различных вероисповед-ных систем. В этом измерении религиоведческий материал луч-ше поддается адаптации к учебным целям. Возникает, однако, сложность с отбором: слишком велик массив фактической ин-формации по каждой из конфессий.
3. Исходя из сказанного, было решено остановиться на не-сколько упрощенном, но практически оправданном способе пос-ледовательного изложения и содержательной координации на-писанных для пособия лекционных текстов.
Оставляя создание общетеоретического раздела в качестве первоочередной перспективной цели, авторы сосредоточили усилия на конкретных историко-религиоведческих темах. Это не означает отсутствия какой-либо концептуальной связаннос-ти между лекциями, объединенными в цикл рамками данного пособия. Напротив, при имеющихся различиях в построении материала и тональности повествования общим для всех авто-ров стал подход к религии и ее конфессиональным формам как к закономерным, достойным уважения и изучения явлениям культурно-исторического процесса, хранящим огромный опыт духовных исканий человечества.
Главное внимание при этом было уделено фактологии, пере-даче устоявшихся в религиоведении представлений о вероиспо-ведных доктринах и культах, описанию некоторых важных вех истории отдельных религиозных сообществ и, наконец, подбо-ру краткой библиографии, знакомящей с полезными в учебном отношении изданиями последних лет.
Научный редактор учебного пособия - д.ф.н. А.Н.Типсина. Лекцию 'Религиозные учения Востока' написал д.ф.н. Е.А.Торчинов, лекцию 'История иудейского монотеизма' - к.ф.н. И.А.Тульпе, лекцию 'История западного христианства и его особенности' - к.ф.н. А.Л.Буряковский, лекцию 'Православие' - к.ф.н. М.Ю.Смирнов, лекцию 'Ислам' - д-ист.н. М.А.Родионов. Авторский коллектив благодарит за участие и помощь в работе над пособием к.ф.н. Ю.А.Сандуло-ва, составившего текст Приложения ('Христианство и культ дьявола').
5
Настоящий раздел посвящен религиозным учениям Востока. Под словом "Восток" обычно понимаются три историко-культурных региона: арабо-мусульманский, индийский (индостанский субкон-тинент) и дальневосточный (Китай, Корея, Япония). Поскольку в данном курсе лекций ислам рассматривается особо, здесь дается материал по религиям Индии и Дальнего Востока (преимуществен-но - Китая, культура которого легла в основу традиций духов-ной культуры других стран этого региона). Это индуизм (нацио-нальная религия Индии и некоторых прилегающих к ней террито-рий, например, острова Бали в Индонезии); мировая религия буд-дизм (возникшая в Индии, но к XIII в. вытесненная со своей роди-ны); а также конфуцианство и даосизм.
В разделе содержится материал по истории названных рели-гий, их доктринам, религиозной философии, основным школам и направлениям. В основу раздела легли лекции, читающиеся на фи-лософском факультете Санкт-Петербургского государственно-го университета и спецкурсах "Индо-буддийская культура и ре-лигия" и "Религии Дальнего Востока".
При подготовке данных лекций использовались как оригинальные тексты на восточных языках, так и многочисленные научные тру-ды отечественных и зарубежных востоковедов и религиоведов.
Материалы раздела рассчитаны на знакомство учащихся с ос-новами религиозных учений Востока и со спецификой религиозно-сти народов Индии, Китая и других стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Все специфические понятия и термины да-ются как в оригинале (в русской графике), так и в переводе (или же доступно интерпретируются). Внутри лекций для удобства изучения выделены отдельные тематические блоки. Рекомендуе-мая литература по соответствующим темам помещена в об-щем списке в конце лекции.
Вначале рассматривается индуизм, затем буддизм, возникший как альтернатива индуистско-брахманской традиции и на ее ос-нове, затем анализируются религии Китая - конфуцианство как официальная этико-политическая доктрина и даосизм как наци-ональная китайская религия.
7
Индуизм является национальной религией, которую и сей-час исповедует большая часть населения Индии, а также (наря-ду с буддизмом) Непала. Есть традиционные последователи этой религии и в других странах например, на острове Бали в Индо-незии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институ-тами. Из древнего индуизма (брахманизма) выделились и дру-гие религии Индии - джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разра-ботаны оригинальные и глубокие религиозно-философские сис-темы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли чело-вечества. Наконец, некоторые направления модернизированно-го индуизма с начала X X века стали проникать в страны Запада (а в последнее время - и в Россию), играя существенную роль в формировании нетрадиционных религий в странах Европы и Америки. Все это свидетельствует о важности понимания сущ-ности вероучения и культовой практики индуизма, знания со-держания его священных текстов и религиозно-философских идей.
9
Индуизм не может быть понят без обращения к его основ-ным религиозным доктринам. Прежде всего, это доктрины ат-мана (душа, 'я'), кармы и сансары, мокши, или нирваны (ос-вобождение).
Религиозные доктрины индуизма. Под 'атманом' в индийской религиозно-философской традиции понимается основа психичес-кой жизни, чистый субъект ('я'), который ни при каких обстоя-тельствах не может быть объектом. Так, тело - не атман, посколь-ку можно сказать: 'мое тело'. Мышление тоже не атман, ибо мож-но сказать: 'мои мысли', 'я мыслю'. Атман, как говорится в од-ном тексте, это не то, что мысль мыслит, а тот, кто мысль мыслит; не то, что ухо слышит, а тот, кто ухом слышит и т.д. Другими словами, атман - абсолютный и субстанциальный субъект.
Индуизм утверждает изначальное единство атмана и абсо-люта, мирового духа (Брахмана). Буддизм же, напротив, отри-цает существование атмана, заменяя учение о единой простой душе концепцией личности как упорядоченной совокупности групп элементов личности (дхарм).
Карма (дословно - 'дело', 'действие') - акт, деяние в са-мом широком смысле слова (телесное, словесное, мысленное), а также результат этого действия. Любой акт, совершенный че-ловеком, неизбежно приносит свой результат, так или иначе оп-ределяющий данную или последующие его жизни: в соответ-ствии со своей кармой, то есть совокупностью поступков, чело-век, согласно религиям Индии, может родиться в следующей жизни не только человеком, но и любым живым существом. Доктрина кармы поэтому тесно связана с идеей сансары (кру-говращение), то есть мира постоянно чередующихся и взаимо-обусловленных последовательных смертей-рождений, их 'ко-леса'. Положение живого существа в сансаре в каждой из его жизней обусловливается его кармой. Сансарическое существо-вание по сути своей является страданием.
Мокша (нирвана) - освобождение из круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства.
В индуизме освобождение как правило понимается как дос-тижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, ин-дивидуального и мирового духа. В буддизме это прекращение деятельности охваченного страстями-аффектами сознания, его успокоение.
10
Огромную роль в религиозной практике индуизма, целью которой было освобождение из сансары, играла йога, то есть набор психофизических упражнений для достижения особых состояний сознания, рассматривавшихся традиций как совер-шенные или просветленные (расширение сознания, пережива-ние единения с Богом или абсолютом и т.п.).
Социальная доктрина индуизма. Индуизм санкционировал и освятил своим авторитетом древнеиндийское деление общества на сословия (варны): сословие жрецов и священнослужителей (брахманов), воинов и правителей (кшатриев), купцов и ремес-ленников (вайшьев) и земледельцев (шудр), ограничив, а затем и категорически запретив переход из одного сословия в другое и межсословные браки. Три первые сословия считались приви-легированными и их члены назывались 'дваждырожденными', поскольку, получая посвящение, они как бы обретали второе, духовное рождение, чего были лишены шудры. Шудры также не допускались к изучению священных книг индуизма - Вед и, следовательно, исключались из числа людей, которые могут достичь религиозной цели индуизма - освобождения.
В древней Индии для представителей высшего, брахманс-кого, сословия была разработана система этапов или ступе-ней жизненного пути (система варнашрама): каждый брахман должен был пройти четыре таких этапа, то есть период учени-чества, период домохозяина, когда брахман как глава семьи прежде всего заботился о ее преуспеянии, период лесного уеди-нения для молитв и размышлений и период отшельничества (саньясы), когда брахман стремился к высшему познанию и об-ретению освобождения. Позднее, под влиянием монашеской идеологии буддизма, освобождение было противопоставлено всем прочим ценностям как ценность абсолютная - относи-тельным, что сделало возможным принятие обетов отшельни-ка в любом возрасте.
В средние века система сословий была дополнена системой каст (джати), то есть общественного деления по профессиональ-ному признаку при этом профессия родителей наследовалась детьми. Чрезвычайно сложная и жесткая система каст способ-ствовала постепенной стагнации индийского общества и его культуры. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому или сословному призна-ку, но тем не менее на практике система каст остается живой
11
и функционирующей, даже оживляясь в последнее время в ре-зультате деятельности индуистских фундаменталистов.
Священные тексты индуизма. Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути) и тексты предания (смрити).
Слово 'шрути' означает 'услышанное'. В соответствии с ин-дуистскими представлениями, откровение было получено древ-ними мудрецами (риши), которые своим чутким неземным слу-хом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название 'Веды' (от слов 'знать', 'ве-дать'). Тексты Вед многослойны и создавались в разные истори-ческие эпохи. Древнейший слой Вед называется самхитами. Их четыре: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Дцжур-веда (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда атхарва-нов, жрецов огня, содержащая различные магические и заклина-тельные тексты). Из этих четырех самхит древнейшей и наиболее важной является Ригведа, созданная индоариями в конце II-го тыс. до н.э.; Ригведа содержит гимны и песнопения, посвящен-ные различным богам древнейшего индоарийского пантеона. На-против, Атхарваведа считается позднейшей из самхит. В ней, по мнению ряда ученых, нашли отражение религиозные представ-ления аборигенов Индии - дравидов.
Следующим слоем ведической литературы являются брахма-ны, то есть тексты, созданные для жрецов-брахманов и подроб-но разбирающие технику совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.
За брахманами следуют араньяки (дословно: лесные). Ара-ньяки предназначались для анахоретов, удалившихся в леса на третьей ступени своего жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении 'внутренней жертвы' размышлени-ем и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.
Завершают ведический корпус упанишады (от слов 'сидеть и внимать наставлениям учителей'), наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Поэтому упа-нишады можно считать философской частью Вед. Называют также упанишады 'ведантой', что означает 'завершение' или 'конец Вед'. Позднее то же название получила религиозно-фи-
12
лософская школа, основавшая свою философию непосредствен-но на учении упанишад. Первоначально упанишады предназ-начались для саньяси, то есть отшельников (последний этап жизненного пути брахмана). В упанишадах впервые излагается учение об атмане (истинном Я), Брахмане (абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через еди-нение атмана и Брахмана.
Упанишад очень много (наиболее авторитетны для тради-ции 108 упанишад). Они создавались в течение очень длитель-ного времени: если ранние упанишады датируются 8-7 вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число упанишад создано, видимо, в се-редине 1-го тыс. до н.э.
Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по че-тырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской традиции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного авторитета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих ком-ментариев к этим текстам.
Тексты предания обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех со-словий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и низовых форм ин-дуизма. Слово 'смрити', передающее идею предания, дослов-но означает 'запомненное'. К смрити в первую очередь отно-сятся тексты индийских эпосов - Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-фило-софского характера. Важнейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господня), оказавшая огромное влияние на формирова-ние индуизма и всей духовной культуры Индии.
В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древности и раннего средневековья. Пураны представляет собой сочинения богословского характера, в которых теоло-гические и религиозно-философские идеи переплетаются с пере-сказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений куль-тового уровня индуизма. Пураны (например, Вишну пурана, Бхагавата пурана) оказывали огромное влияние на формирова-ние средневекового и современного индуизма, который может
13
быть назван 'пураническим' в том же смысле, в каком древней-ший индуизм (или протоиндуизм) называется 'ведическим'.
Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят так-же итихасы (сочинения исторического характера), дхармасут-ры и шастры (тексты, формулирующие нормы поведения и ре-лигиозной практики для разных социальных слоев) и другие произведения. Формально статус смрити значительно ниже ста-туса шрути, но реальная роль священного предания в системе индуизма была постине огромной.
Очерк истории индуизма. Основы и истоки индуистской тра-диции лежат в религиозных представлениях и верованиях ко-чевников-ариев, индоевропейского народа, вторгшегося в насе-ленную чернокожими дравидами Индию в середине II-го тыс. до н.э. Именно в среде ариев и возникли Веды, хотя порой в них просматривается и дравидийское влияние, проявлявшееся на протяжении всей истории индуизма.
Религия ариев (ведическая религия) была политеистической, хотя иерархия богов и не была отчетливо выражена. Обычно верховным богом считалось то божество, которому предназна-чалось данное жертвоприношение.
Важнейшими божествами ведического периода являются Ин-дра - громовержец и победитель сил хаоса, Сурья - бог солн-ца, Агни - бог огня, Варуна - устроитель вселенной и поддер-живатель должного миропорядка. Особое место в ведической религии занимает культ Сомы - божества особого опьяняюще-го напитка, употреблявшегося во время ритуалов и который опи-сан в Ведах как волшебный эликсир жизни и могущества.
Ведическая религия была религией жертвоприношений и ри-туалов, многие из которых были чрезвычайно сложны и совер-шались в течение недель и даже месяцев. Целью жертвоприно-шения было не умилостивить божество, а его подчинить воле жреца для исполнения желания жертвователя. Поэтому и воз-никает поговорка: 'Все в мире повинуется богам, а боги пови-нуются жрецам-брахманам.'
В Ведах, вместе с тем, присутствуют и зачатки религиозно-философских идей. Прежде всего, это представление о принци-пе универсального порядка (рита), который господствует и над людьми, и над богами. К этим же идеям следует отнести и уче-ние о творении всего сущего из тела космического первочело-века-пуруши, приносимого в жертву богами. В ведическом гимне
14
'Насадия' содержится мысль о существовании некоего безлич-ного и непостижимого первоначала, которое существовало еще до появления богов.
В эпоху упанишад центр тяжести формирующегося индуиз-ма постепенно смещается от политеизма к признанию фунда-ментального единства всего сущего на основе разработки докт-рины единства атмана и Брахмана. В это же время начинают разрабатываться базовые для позднейшего индуизма доктри-ны кармы, сансары и мокши. Тогда же в религиозных представ-лениях брахманов появляются и элементы монотеизма, посколь-ку в ряде упанишад абсолют-Брахман описывается как всесо-вершенная божественная личность, творец и повелитель (ишва-ра) всех миров.
В это же время в религиозной практике ведической традиции (индуизм данного периода обычно называют брахманизмом) все большее внимание уделяется созерцанию и углубленному сосредоточению; начинают разрабатываться методы йоги.
В середине 1-го тыс. до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. В это время зреет протест как против дорогос-тоящей ритуальной практики, так и против всесилия жрецов-брахманов. Носителями этого протеста становятся представи-тели правящего воинского сословия - варны кшатриев. В рам-ках кшатрийского протеста формируются так называемые не-ортодоксальные религиозные и религиозно-философские уче-ния (джайнизм, адживика, буддизм и др.), одно из которых - буддизм - со временем превращается в мировую религию. Все эти учения отвергают брахманский ритуализм, призывают к нравственному совершенствованию и уединенной монашеской жизни в поисках истины. Они фактически отрицают священ-ный авторитет Вед и сакральность сословного деления обще-ства, обращая свою проповедь ко всем людям без исключения.
Брахманизм не мог не реагировать на сложившуюся ситуацию, в результате чего в нем также начинается брожение, приведшее к его постепенной трансформации. Под влиянием буддизма брах-манизм отказывается от практики кровавых жертвоприношений и провозглашает принцип ахимсы - ненасилия. Брахманизм ус-ваивает этические нормы новых религий, в нем усиливаются эле-менты монашеского аскетизма и созерцательности. Все большую роль в брахманской традиции начинают играть идеи преданнос-ти и любви к Богу (бхакти) и йогическому познанию высшей
15
истины, недоступной ни чувствам, ни рассудку (джняна). В это же время активно формируются религиозно-философские шко-лы брахманизма (шесть даршан или систем).
В результате, в течение 1-го тыс. н.э. брахманизм постепенно превращается в средневековый индуизм, с незначительными из-менениями господствующий в Индии и в настоящее время.
Индуизм не представляет собой единой организованной ре-лигии с единой иерархией и церковными институтами. Он су-ществует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может весьма значительно варьировать. Главными общими признаками всех направлений индуизма является при-знание безусловного религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы.
Двумя ведущими направлениями индуизма являются вишну-изм (вайшнавизм) и шиваизм (шайвизм). В первом из них выс-шим и единственным Богом признается Вишну, а все остальные боги считаются его проявлениями или аспектами. Для вишну-изма характерна вера в аватары (буквально: нисхождения), то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Наиболее почитаемыми воплощениями Бога являются персонажи индийского эпоса - Рама (Рамаяна) и Кришна (Махабхарата). Одним из аватаров Вишну считается и Будда. Главным средством обретения осво-бождения в вишнуизме считается бхакти, то есть всеобъемлю-щая любовь к Богу и безграничная преданность ему.
В шиваизме единым и абсолютным Богом считается Шива, образ которого восходит к ведическому богу Рудре. Шива опи-сывается как бесконечный, всеблаженный и совершенно пассив-ный дух. Ему, однако, присуща особая творческая сила или энер-гия (шакти), олицетворяемая в религиозном культе в виде бо-гини Кали (другие имена - Дурга, Ума, Парвати), супруги Шивы и Великой Матери мира. Благочестивый йогин благода-ря практике аскезы и сложных психофизических упражнений может достичь освобождения и слияния своего конечного 'я' с божественным духом Шивы.
На рубеже XIX-XX вв. в индуизме имело место широкое ре-формационное движение. Его представители (Вивекананда, Ауробиндо Гхош и др.) стремились модернизировать индуизм и смягчить его социальную доктрину. Однако, в настоящее вре-мя в связи с экономическими и политическими трудностями, пе-
16
реживаемыми Индией, для индуизма характерно скорее нарас-тание фундаменталистских тенденций.
Религиозно-философские школы индуистской традиции. Важ-нейшими особенностями индийской философии являются ее тесная связь с религиозными учениями Индии, что позволяет определить ее как религиозную философию, и ее психологизм, то есть ориентация не столько на познание внешнего мира, сколько природы и характера внутреннего мира человека, его сознания, психики. Носителями философского знания в тра-диционной Индии всегда были или члены монашеских сооб-ществ или отшельники-йогины. Это обстоятельство обусло-вило тесную связь индийской философии с психотехникой (йо-гой), то есть набором психофизических упражнений для дос-тижения высших, согласно традиции, состояний сознания. Психотехника с одной стороны снабжала философию матери-алом для анализа психики, а с другой являлась средством прак-тической реализации результатов философствования, их про-чувствования и внутреннего переживания. Согласно традиции, все религиозно-философские школы Индии делятся на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (насти-ка). Первые признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма (ин-дуизма), вторые - это материализм-локаята, джайнизм и буд-дизм - авторитета Вед не признают и считаются индуистами еретическими.
К ортодоксальным школам относятся так называемые 'шесть систем': ньяя, вайшешика, санкхья, йога, пурва-миманса и ве-данта. Философия ортодоксальных школ была доступна толь-ко представителям высших сословий-варн, прежде всего, варне брахманов.
Философская школа ньяя по существу развивала разработку логической проблематики, создав систему формальной логики, типологически сопоставимой с логикой Аристотеля. Создате-лем этой системы считается Гаутама.
Школа вайшешика разрабатывала более широкий круг воп-росов, связанных с философской психологией, онтологией и на-турфилософией. Наиболее известна теория атомов (ану), создан-ная мыслителями этого направления. В средние века школы ньяя и вайшешика объединились в единую синкретическую школу. Создателем вайшешики считается, Канада.
Санкхья (от снова 'счет', 'счисление') - весьма влиятель-ная школа индийской философии, разрабатывавшая категории пуруша (дух, сознание) и пракрита (материя). Обычно выделя-ют так называемую эпическую санкхью изложенную в фило-софских разделах Махабхараты и классическую санкхью. Со-гласно эпической санкхье, дух и материя равным образом ока-зываются проявлениями Бога, высшего атмана. По классичес-кой санкхье, эти два начала абсолютно самостоятельны и не-сотворенны. Таким образом, санкхья по своему учению дуали-стична. Цель человека - положить конец ложному отождеств-лению духа с материей и достичь полного освобождения духа от связи с ней (кайвалья). Создателями санкхьи считаются Капи-ла и Ишваракришна.
Йога (не путать с йогой как общими для всех индийских уче-ний принципами и методами психотехники!) разделяет все ос-новные философские положения классической санкхья, но до-полняет их учением о Боге (ишвара) как совершеннейшем духе (пуруша). Йога предлгает восемь ступеней совершенствования: яма нравственные нормы, важнейшая из которых - ахимса, непричинение зла ни одному живому существу; нияма - со-блюдение норм религиозного поклонения; асана - позы для созерцания; пранаяма - дыхательные упражнения; пратьяха-ра - отвлечение чувств от их предметов; дхарана - концен-трация сознания на едином объекте; дхьяна - созерцание, ме-дитация и самадхи т.е. предельное сосредоточение, в котором реализуется освобождение. Создатель этой системы - Патан-джали.
Пурва-миманса - школа, связанная с философским обосно-ванием ведического религиозного ритуала и практики жертвоп-риношений. Для достижения этой цели мыслители-мимансаки решали сложные философские вопросы, имевшие непосредствен-ное отношение к лингвофилософии (философии языка) и тео-рии информации. Создатель этой системы - Джаймини.
Веданта (завершение Вед) - философская система, связан-ная с комментированием упанишад. Основные идеи веданты изложены в Веданта (или Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее на основе разных комментариев к этому тексту возник-ли три направления веданты:
1. Адвайта-веданта (недвойственная веданта). Ее основной принцип - учение о полной тождественности атмана и Брахма-
18
на, индивидуального 'я' и абсолюта: 'Брахман реален, мир не реален, душа ничем не отличается от Брахмана'. Адвайта-ве-данта также называется 'майявада' (теория иллюзии), посколь-ку весь эмпирический мир множественности считается в ней иллюзорным (майя). На адвайта-веданту сильно повлиял буд-дизм. Ее создатели - Гаудапада и Шанкара.
2. Вишиштадвайта-веданта (ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что атман и Брахман частично тождествен-ны и частично отличны друг от друга. Мир рассматривается как своего рода результат эволюции или развертывания лично-го Бога (или как форма трансформации божественной сущно-сти). Ее создатель - Рамануджа.
3. Двайта-веданта (двойственная веданта) утверждает полное сущностное различие между абсолютом (Богом) и душой. Душа может достичь лишь ограниченного единения с Богом, но не пол-ного слияния с ним. Основатель этого учения - Мадхва.
Индийская философия является живой традицией. В новое и новейшее время ее продолжали развивать такие мыслители и всемирно известные деятели культуры, как Раммохан Рой, Ра-макришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Джидцу Кришна-мурти, Сарвепалли Радхакришнан, Махатма Ганди, Рабиндра-нат Тагор и другие.
К индийской философии проявляли глубокий интерес такие мыслители и писатели, как А.Шопенгауэр, М.Хайдеггер, Ромен Роллан, Г.Гессе, Л.Н.Толстой и другие.
Предисловие.....................................................................3
РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА...........................6
Индуизм............................................................................9
Буддизм..........................................................................20
Даосизм..........................................................................31
Конфуцианство..............................................................40
ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА...............52
Учение (Тора).................................................................57
Пророки (Небиим).........................................................65
Писания (Кетубим).......................................................103
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ............112
Римская церковь в период
становления христианства...........................................115
Римская церковь в V-XI вв..........................................118
Римско-католическая церковь
до Реформации..........................................................123
Реформация...................................................................135
Католицизм после Реформации...................................147
ПРАВОСЛАВИЕ...........................................................154
Феномен ортодоксии в христианстве.
Понятие православия...................................................157
Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы...........................164
Священное Писание и особенности богословской мысли в православии.......................171
Культовая практика православия...............................189
Организация и церковное устройство современного православия.......................................200
ИСЛАМ...................................................................................212
Приложение: Христианство и культ дьявола....................................240
269
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 14.12.03
В издательстве ' ЛАНЬ'
выходят в свет следующие книги:
Кривошеее Ю. В. 'ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ'
Колесников A.C., Корнеев М.Я., Марков Б. В. Романова И.К., Сидоров И.Н., Соколов Б.Г.
'ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ ПОДХОД'
выполненную по гранту РГНФ коллективом преподавателей философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Книгоиздательская и книготорговля фирма
Издательство 'ЛАНЬ'
предлагает
Книги нашего издательства
Обмен, в т.ч. междугородний, и закупку книг других издательств и книготорговых организаций
Приглашаем к сотрудничеству авторов и издательства для совместного выпуска книг
Формирование контейнеров в любую точку страны
Ответственное хранение по договорным ценам
Экспедирование и перевозка книжной продукции Москва - Петербург,
Петербург - Москва
Гибкая система скидок
ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСАМ:
РФ, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 1
Тел./факс (812) 567-54-93 , 265-00-88, 233-88-27
Филиал в Москве
РФ, Москва, ул. Ташкентская 34 к. 3 Тел. (095) 377-66-74
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННЫЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Генеральный директор А.Л. Кноп
Директор издательства О. В. Смирнова
Художественный редактор СЛ. Шапиро
Корректор A.M. Гроссман
Оригинал-макет Д.А. Потрекий
ЛР ? 065466 от 21.10.97 г.
Подписано в печать 05.03.98.
Бумага типографская. Формат 84X108 1/32.
Гарнитура Таймс. Печать высокая.
Печ. л. 8,5. Тирах 10 000 экз.
Заказ ? 1344.
Издательство 'ЛАНЬ'. 193029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, 1.
Отпечатано с фотоформ в ГПП 'Печатный Двор'
Государственного комитета РФ по печати. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.