Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 14.12.03

 

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННЫЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Рекомендовано учебно-методическим советом философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербург 1998

ББК 86.2/3 И90

История религия

И 90 Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете / Оформление обложки А. Олексенко, С. Шапиро. - СПб.: Издатель-ство 'Лань', 1998. - 448 с.

ISBN 5-8114-0017-9

Учебное пособие разработаю на кафедре истории философии религии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В нем содержатся тек-сты лекций, тематически охватывающие рад существенных вопросов истории религии (вероисповедные и религиозно-философские доктрины, культ; организация), изучение которых предполагается на занятиях по религиоведческим дисциплинам.

Предназначено для студентов всех форм обучения как дополнительный материал к лекционным курсам по истории религии, а так же всем интересующимся.

ББК 86.2/3

Коллектив авторов:

к.ф.н. А.Л.Буряковский (СПб гос. ун-т)

д.ист.н. М.А.Родионов

(СПб Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)

к.ф.н. М.Ю.Смирнов (СПб гос. ун-т)

д.ф.н. Е.А.Торчинов (СПб гос. ун-т)

к.ф.н. И.А.Тульпе (СПб гос. ун-т)

Научный редактор:

д.ф.н. А.Н.Типсина (СПб гос. ун-т)

Рецензенты:

к.ф.н. А.А.Ермичев (СПб гос. ун-т)

к.ф.н. Н.А.Селиверстова

(СПб гос. Технологический ин-т - Технический ун-т)

© Издательство 'Лань', 1998 © Коллектив авторов, 1998 © Издательство 'Лань', оформление, 1998

 

Предисловие. 4

РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА.. 5

Индуизм.. 5

Брахма. 5

Будда Шакьямуни. 6

Буддизм.. 12

Будда в позе поучения закону. 12

Даосизм.. 17

Даос в состоянии созерцания. 17

Конфуцианство. 22

Конфуцианский ученый с гексаграммой из 'Канона перемен'. 22

ЛИТЕРАТУРА.. 27

Индуизм. 27

Буддизм. 27

Даосизм. 28

Конфуцианство. 28

ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА.. 28

Учение (Тора) 29

Скрижали Завета. 29

Менора. 29

Пророки (Небиим) 34

Мессия, входящий в Иерусалим (Венецианская Аггада, 1609г.) 34

В книге Иисуса Навина. 34

Книга Судей. 35

Первая книга Самуила. 36

Вторая книга Самуила. 38

Северное царство. 39

Вторая книга Царей. 41

Южное царство. 42

Книга пророка Исайи. 44

Книга пророка Иеремии. 46

Книга пророка Иезекииля. 48

Книга пророка Осии. 50

Книга пророка Авдия. 51

Книга пророка Ионы.. 51

Книга пророка Михея. 51

Книга пророка Наума (VIII-VII вв. до н.э.) 52

Книга пророка Аввакума. 52

Книга пророка Софонии. 52

Книга пророка Аггея. 52

Книга пророка Захарии. 52

Книга пророка Малахии. 52

Писания (Кетубим) 53

Амулет с текстами псалмов и именем Божиим.. 53

Книга Псалмов (евр. - 'техиллим' - хвалебные песни, восхваления) 53

Притчи Соломона. 54

Книга Иова. 54

Песнь Песней. 54

Книга Руфь. 54

Плач Иеремии. 55

Екклезиаст ('кохелет' - проповедник) 55

Книга Есфирь - единственная в Танахе повествует о евреях, 55

Книга пророка Даниила. 55

Книги Ездры и Неемии. 56

ЛИТЕРАТУРА.. 57

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.. 57

Римская церковь в период становления христианства. 58

Древний символ христианства. 58

Св. апостол Петр. 58

Римская церковь в V-XI вв. 60

Папа Григорий Великий. 60

Римско-католическая церковь до Реформации. 63

Крестоносцы.. 63

Реформация. 69

Титульный лист первого издания Библии на немецком языке. 69

Католицизм после Реформации. 75

Символика папской власти. 75

ЛИТЕРАТУРА.. 78

ПРАВОСЛАВИЕ. 78

Троица ветхозаветная. 79

Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия. 79

Христианский 'греческий' крест. 79

Священное Писание (Библия) в православии; состав и переводы.. 83

Святители земли Русской Кирилл и Мефодий. 83

Священное Предание и особенности богословской мысли в православии. 86

Культовая практика православия. 96

Алтарь в православном храме. 96

Организация и церковное устройство современного православия. 101

Православный храм.. 101

Александрийская православная церковь. 103

Антиохийская православная церковь. 103

Иерусалимская православная церковь. 103

Грузинская православная церковь. 105

Сербская православная церковь. 105

Румынская православная церковь. 105

Болгарская православная церковь. 105

Кипрская православная церковь. 105

Элладской православной церкви. 106

Албанская православная церковь. 106

Польская православная церковь. 106

Православная церковь в Америке. 106

ЛИТЕРАТУРА.. 107

Феномен ортодоксии в христианстве. Понятие православия. 107

Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы. 107

Священное Предание и особенности богословской мысли в православии. 107

Культовая практика православия. 108

Организация и церковное устройство современного православия. 108

Дополнительная литература. 108

ИСЛАМ... 108

Старинный рисунок Каабы и ее ограды.. 109

Вознесение Мухаммада. 109

1. Ханафиты (старое написание - ханифиты; ханафийа) - последователи Абу Ханифы (699-763 гг.), уроженца г.Куфы, торговца и ученого. 118

2. Маликиты (маликийа) - последователи Малика ибн Анаса (713-795 гг.), уроженца Медины, 118

3. Шафииты (шафийа) - последователи Мухаммада аш-Шафии (767-820 гг.), выросшего в Мекке. 118

4.  Ханбалиты (ханабила). Основателем мазхаба считается Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.), уроженец Багдада, 119

5. Джафариты (джафарийа) - последователи Джафара ас-Садика (ок. 700-765 гг.), шестого имама шиитов-имамитов (имамийа), уроженца Медины, 119

ЛИТЕРАТУРА.. 121

Приложение. Христианство и культ дьявола. 122

Архангел Михаил, сражающийся с драконом.. 122

Фауст и Мефистофель. 123

Оглавление. 123

 

Предисловие

Выпуск учебного пособия вызван прежде всего сложившейся к настоящему времени ситуацией в сфере преподавания и изу-чения религиоведческих дисциплин.

1. При всей тривиальности тезиса об образовательном зна-чении религиоведческих знаний в программах светских учеб-ных заведений актуальность его далеко не утрачена.

Волна массового интереса к религиозной тематике во всех ее видах, всколыхнувшаяся на рубеже 1980-х - 1990-х годов, раз-мыла искусственно устроенное русло тенденциозного научно-атеистического информирования 'о религии и церкви'.

Но то, что пришло на смену идеологически выверенным 'Ос-новам научного атеизма', вряд ли в полной мере может счи-таться удовлетворительным. Светское образование оказалось перед непростой проблемой освоения чрезвычайно разнообраз-ного и до той поры незнакомого ему религиоведческого мате-риала. Не менее существенным стал и поиск адекватных этому материалу способов интерпретации и преподавания.

На книжный рынок, а значит, и в учебные аудитории при-шла масса изданий, знакомящих со взглядами и рассуждениями на непривычные нынешнему читателю темы. Одновременно воз-никла и первая сложность: понять входящие в круг современ-ной образованности тексты отечественных и зарубежных иссле-дователей и представителей религиозной мысли без корректно-го разъясняющего комментария оказалось затруднительно.

С другой стороны, в потоке выходящей литературы (осо-бенно популяризаторской, знакомящей с важнейшими идеями

3

и событиями) внушителен объем изданий крайне субъективно-го толка. Это могут быть работы современных конфессиональ-ных авторов, явно преследующих цель утвердить достоинства и приоритет только той вероисповедной традиции, к которой они сами принадлежат. Это могут быть и 'труды' самодеятель-ных энтузиастов, освоивших несколько новых для себя поня-тий и решивших на этом основании, что их собственные откры-тия (чаще всего довольно банальные) несут другим людям свет утаивавшейся до этого истины.

Наконец, печальной данностью можно считать заметный раз-рыв между появляющимися время от времени серьезными ис-следованиями конфессиональных и светских авторов и уровнем выходящих учебников по религиоведению. Главное назначение учебника - выразить в концентрированном и доступном усвое-нию виде современное религиоведческое знание, пока еще ниг-де в полной мере не реализовано.

Крайне необходимой в этой ситуации становится вспомогатель-ная учебная литература (словари, справочники, курсы лекций и т.п.). В то же время при обилии вышедших за последние годы книг по истории религии собственно учебных изданий, отвечающих требованиям светского образования, явно недостаточно.

2. Круг вопросов, освоение которых необходимо при изуче-нии религиоведческих дисциплин, можно условно разделить на два взаимосвязанных блока.

Первый - общетеоретические вопросы, отражающие миро-воззренческие и методологические подходы к предмету (пони-мание сущности религии и ее определение; выяснение содержа-ния и специфики религиозного сознания; анализ детерминант религиозных верований; установление места и роли религии в системе культуры; характеристика ее взаимосвязи с философи-ей, наукой, моралью, искусством, политикой, правом и т.д.).

Переложение данной тематики в учебный материал требует установить оптимальное соотношение объективности предме-та изучения с неизбежным субъективизмом интерпретаций. В этом плане известные ранее и новоизданные отечественные учеб-ники по религиоведению трудно назвать безусловно удачными в их теоретической части. Решение указанной проблемы (и со-здание на подобной основе специального пособия) остается за-дачей будущих разработок.

4

Второй блок охватывает конкретные вопросы истории рели-гиозных учений (включая теологические и религиозно-философ-ские концепции), а также описание вполне определенных куль-товых и организационных параметров различных вероисповед-ных систем. В этом измерении религиоведческий материал луч-ше поддается адаптации к учебным целям. Возникает, однако, сложность с отбором: слишком велик массив фактической ин-формации по каждой из конфессий.

3. Исходя из сказанного, было решено остановиться на не-сколько упрощенном, но практически оправданном способе пос-ледовательного изложения и содержательной координации на-писанных для пособия лекционных текстов.

Оставляя создание общетеоретического раздела в качестве первоочередной перспективной цели, авторы сосредоточили усилия на конкретных историко-религиоведческих темах. Это не означает отсутствия какой-либо концептуальной связаннос-ти между лекциями, объединенными в цикл рамками данного пособия. Напротив, при имеющихся различиях в построении материала и тональности повествования общим для всех авто-ров стал подход к религии и ее конфессиональным формам как к закономерным, достойным уважения и изучения явлениям культурно-исторического процесса, хранящим огромный опыт духовных исканий человечества.

Главное внимание при этом было уделено фактологии, пере-даче устоявшихся в религиоведении представлений о вероиспо-ведных доктринах и культах, описанию некоторых важных вех истории отдельных религиозных сообществ и, наконец, подбо-ру краткой библиографии, знакомящей с полезными в учебном отношении изданиями последних лет.

Научный редактор учебного пособия - д.ф.н. А.Н.Типсина. Лекцию 'Религиозные учения Востока' написал д.ф.н. Е.А.Торчинов, лекцию 'История иудейского монотеизма' - к.ф.н. И.А.Тульпе, лекцию 'История западного христианства и его особенности' - к.ф.н. А.Л.Буряковский, лекцию 'Православие' - к.ф.н. М.Ю.Смирнов, лекцию 'Ислам' - д-ист.н. М.А.Родионов. Авторский коллектив благодарит за участие и помощь в работе над пособием к.ф.н. Ю.А.Сандуло-ва, составившего текст Приложения ('Христианство и культ дьявола').

5

РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА

Настоящий раздел посвящен религиозным учениям Востока. Под словом "Восток" обычно понимаются три историко-культурных региона: арабо-мусульманский, индийский (индостанский субкон-тинент) и дальневосточный (Китай, Корея, Япония). Поскольку в данном курсе лекций ислам рассматривается особо, здесь дается материал по религиям Индии и Дальнего Востока (преимуществен-но - Китая, культура которого легла в основу традиций духов-ной культуры других стран этого региона). Это индуизм (нацио-нальная религия Индии и некоторых прилегающих к ней террито-рий, например, острова Бали в Индонезии); мировая религия буд-дизм (возникшая в Индии, но к XIII в. вытесненная со своей роди-ны); а также конфуцианство и даосизм.

В разделе содержится материал по истории названных рели-гий, их доктринам, религиозной философии, основным школам и направлениям. В основу раздела легли лекции, читающиеся на фи-лософском факультете Санкт-Петербургского государственно-го университета и спецкурсах "Индо-буддийская культура и ре-лигия" и "Религии Дальнего Востока".

При подготовке данных лекций использовались как оригинальные тексты на восточных языках, так и многочисленные научные тру-ды отечественных и зарубежных востоковедов и религиоведов.

Материалы раздела рассчитаны на знакомство учащихся с ос-новами религиозных учений Востока и со спецификой религиозно-сти народов Индии, Китая и других стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Все специфические понятия и термины да-ются как в оригинале (в русской графике), так и в переводе (или же доступно интерпретируются). Внутри лекций для удобства изучения выделены отдельные тематические блоки. Рекомендуе-мая литература по соответствующим темам помещена в об-щем списке в конце лекции.

Вначале рассматривается индуизм, затем буддизм, возникший как альтернатива индуистско-брахманской традиции и на ее ос-нове, затем анализируются религии Китая - конфуцианство как официальная этико-политическая доктрина и даосизм как наци-ональная китайская религия.

7

Индуизм

Брахма

Будда Шакьямуни

Индуизм является национальной религией, которую и сей-час исповедует большая часть населения Индии, а также (наря-ду с буддизмом) Непала. Есть традиционные последователи этой религии и в других странах например, на острове Бали в Индо-незии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институ-тами. Из древнего индуизма (брахманизма) выделились и дру-гие религии Индии - джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разра-ботаны оригинальные и глубокие религиозно-философские сис-темы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли чело-вечества. Наконец, некоторые направления модернизированно-го индуизма с начала X X века стали проникать в страны Запада (а в последнее время - и в Россию), играя существенную роль в формировании нетрадиционных религий в странах Европы и Америки. Все это свидетельствует о важности понимания сущ-ности вероучения и культовой практики индуизма, знания со-держания его священных текстов и религиозно-философских идей.

9

Индуизм не может быть понят без обращения к его основ-ным религиозным доктринам. Прежде всего, это доктрины ат-мана (душа, 'я'), кармы и сансары, мокши, или нирваны (ос-вобождение).

Религиозные доктрины индуизма. Под 'атманом' в индийской религиозно-философской традиции понимается основа психичес-кой жизни, чистый субъект ('я'), который ни при каких обстоя-тельствах не может быть объектом. Так, тело - не атман, посколь-ку можно сказать: 'мое тело'. Мышление тоже не атман, ибо мож-но сказать: 'мои мысли', 'я мыслю'. Атман, как говорится в од-ном тексте, это не то, что мысль мыслит, а тот, кто мысль мыслит; не то, что ухо слышит, а тот, кто ухом слышит и т.д. Другими словами, атман - абсолютный и субстанциальный субъект.

Индуизм утверждает изначальное единство атмана и абсо-люта, мирового духа (Брахмана). Буддизм же, напротив, отри-цает существование атмана, заменяя учение о единой простой душе концепцией личности как упорядоченной совокупности групп элементов личности (дхарм).

Карма (дословно - 'дело', 'действие') - акт, деяние в са-мом широком смысле слова (телесное, словесное, мысленное), а также результат этого действия. Любой акт, совершенный че-ловеком, неизбежно приносит свой результат, так или иначе оп-ределяющий данную или последующие его жизни: в соответ-ствии со своей кармой, то есть совокупностью поступков, чело-век, согласно религиям Индии, может родиться в следующей жизни не только человеком, но и любым живым существом. Доктрина кармы поэтому тесно связана с идеей сансары (кру-говращение), то есть мира постоянно чередующихся и взаимо-обусловленных последовательных смертей-рождений, их 'ко-леса'. Положение живого существа в сансаре в каждой из его жизней обусловливается его кармой. Сансарическое существо-вание по сути своей является страданием.

Мокша (нирвана) - освобождение из круговорота сансары, выход за пределы чередования смертей и рождений, обретение совершенства.

В индуизме освобождение как правило понимается как дос-тижение единства или даже тождества атмана и Брахмана, ин-дивидуального и мирового духа. В буддизме это прекращение деятельности охваченного страстями-аффектами сознания, его успокоение.

10

Огромную роль в религиозной практике индуизма, целью которой было освобождение из сансары, играла йога, то есть набор психофизических упражнений для достижения особых состояний сознания, рассматривавшихся традиций как совер-шенные или просветленные (расширение сознания, пережива-ние единения с Богом или абсолютом и т.п.).

Социальная доктрина индуизма. Индуизм санкционировал и освятил своим авторитетом древнеиндийское деление общества на сословия (варны): сословие жрецов и священнослужителей (брахманов), воинов и правителей (кшатриев), купцов и ремес-ленников (вайшьев) и земледельцев (шудр), ограничив, а затем и категорически запретив переход из одного сословия в другое и межсословные браки. Три первые сословия считались приви-легированными и их члены назывались 'дваждырожденными', поскольку, получая посвящение, они как бы обретали второе, духовное рождение, чего были лишены шудры. Шудры также не допускались к изучению священных книг индуизма - Вед и, следовательно, исключались из числа людей, которые могут достичь религиозной цели индуизма - освобождения.

В древней Индии для представителей высшего, брахманс-кого, сословия была разработана система этапов или ступе-ней жизненного пути (система варнашрама): каждый брахман должен был пройти четыре таких этапа, то есть период учени-чества, период домохозяина, когда брахман как глава семьи прежде всего заботился о ее преуспеянии, период лесного уеди-нения для молитв и размышлений и период отшельничества (саньясы), когда брахман стремился к высшему познанию и об-ретению освобождения. Позднее, под влиянием монашеской идеологии буддизма, освобождение было противопоставлено всем прочим ценностям как ценность абсолютная - относи-тельным, что сделало возможным принятие обетов отшельни-ка в любом возрасте.

В средние века система сословий была дополнена системой каст (джати), то есть общественного деления по профессиональ-ному признаку при этом профессия родителей наследовалась детьми. Чрезвычайно сложная и жесткая система каст способ-ствовала постепенной стагнации индийского общества и его культуры. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому или сословному призна-ку, но тем не менее на практике система каст остается живой

11

и функционирующей, даже оживляясь в последнее время в ре-зультате деятельности индуистских фундаменталистов.

Священные тексты индуизма. Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути) и тексты предания (смрити).

Слово 'шрути' означает 'услышанное'. В соответствии с ин-дуистскими представлениями, откровение было получено древ-ними мудрецами (риши), которые своим чутким неземным слу-хом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название 'Веды' (от слов 'знать', 'ве-дать'). Тексты Вед многослойны и создавались в разные истори-ческие эпохи. Древнейший слой Вед называется самхитами. Их четыре: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Дцжур-веда (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда атхарва-нов, жрецов огня, содержащая различные магические и заклина-тельные тексты). Из этих четырех самхит древнейшей и наиболее важной является Ригведа, созданная индоариями в конце II-го тыс. до н.э.; Ригведа содержит гимны и песнопения, посвящен-ные различным богам древнейшего индоарийского пантеона. На-против, Атхарваведа считается позднейшей из самхит. В ней, по мнению ряда ученых, нашли отражение религиозные представ-ления аборигенов Индии - дравидов.

Следующим слоем ведической литературы являются брахма-ны, то есть тексты, созданные для жрецов-брахманов и подроб-но разбирающие технику совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.

За брахманами следуют араньяки (дословно: лесные). Ара-ньяки предназначались для анахоретов, удалившихся в леса на третьей ступени своего жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении 'внутренней жертвы' размышлени-ем и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.

Завершают ведический корпус упанишады (от слов 'сидеть и внимать наставлениям учителей'), наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Поэтому упа-нишады можно считать философской частью Вед. Называют также упанишады 'ведантой', что означает 'завершение' или 'конец Вед'. Позднее то же название получила религиозно-фи-

12

лософская школа, основавшая свою философию непосредствен-но на учении упанишад. Первоначально упанишады предназ-начались для саньяси, то есть отшельников (последний этап жизненного пути брахмана). В упанишадах впервые излагается учение об атмане (истинном Я), Брахмане (абсолюте) и об их единстве; там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через еди-нение атмана и Брахмана.

Упанишад очень много (наиболее авторитетны для тради-ции 108 упанишад). Они создавались в течение очень длитель-ного времени: если ранние упанишады датируются 8-7 вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число упанишад создано, видимо, в се-редине 1-го тыс. до н.э.

Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по че-тырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской традиции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного авторитета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих ком-ментариев к этим текстам.

Тексты предания обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех со-словий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и низовых форм ин-дуизма. Слово 'смрити', передающее идею предания, дослов-но означает 'запомненное'. К смрити в первую очередь отно-сятся тексты индийских эпосов - Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-фило-софского характера. Важнейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господня), оказавшая огромное влияние на формирова-ние индуизма и всей духовной культуры Индии.

В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древности и раннего средневековья. Пураны представляет собой сочинения богословского характера, в которых теоло-гические и религиозно-философские идеи переплетаются с пере-сказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений куль-тового уровня индуизма. Пураны (например, Вишну пурана, Бхагавата пурана) оказывали огромное влияние на формирова-ние средневекового и современного индуизма, который может

13

быть назван 'пураническим' в том же смысле, в каком древней-ший индуизм (или протоиндуизм) называется 'ведическим'.

Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят так-же итихасы (сочинения исторического характера), дхармасут-ры и шастры (тексты, формулирующие нормы поведения и ре-лигиозной практики для разных социальных слоев) и другие произведения. Формально статус смрити значительно ниже ста-туса шрути, но реальная роль священного предания в системе индуизма была постине огромной.

Очерк истории индуизма. Основы и истоки индуистской тра-диции лежат в религиозных представлениях и верованиях ко-чевников-ариев, индоевропейского народа, вторгшегося в насе-ленную чернокожими дравидами Индию в середине II-го тыс. до н.э. Именно в среде ариев и возникли Веды, хотя порой в них просматривается и дравидийское влияние, проявлявшееся на протяжении всей истории индуизма.

Религия ариев (ведическая религия) была политеистической, хотя иерархия богов и не была отчетливо выражена. Обычно верховным богом считалось то божество, которому предназна-чалось данное жертвоприношение.

Важнейшими божествами ведического периода являются Ин-дра - громовержец и победитель сил хаоса, Сурья - бог солн-ца, Агни - бог огня, Варуна - устроитель вселенной и поддер-живатель должного миропорядка. Особое место в ведической религии занимает культ Сомы - божества особого опьяняюще-го напитка, употреблявшегося во время ритуалов и который опи-сан в Ведах как волшебный эликсир жизни и могущества.

Ведическая религия была религией жертвоприношений и ри-туалов, многие из которых были чрезвычайно сложны и совер-шались в течение недель и даже месяцев. Целью жертвоприно-шения было не умилостивить божество, а его подчинить воле жреца для исполнения желания жертвователя. Поэтому и воз-никает поговорка: 'Все в мире повинуется богам, а боги пови-нуются жрецам-брахманам.'

В Ведах, вместе с тем, присутствуют и зачатки религиозно-философских идей. Прежде всего, это представление о принци-пе универсального порядка (рита), который господствует и над людьми, и над богами. К этим же идеям следует отнести и уче-ние о творении всего сущего из тела космического первочело-века-пуруши, приносимого в жертву богами. В ведическом гимне

14

'Насадия' содержится мысль о существовании некоего безлич-ного и непостижимого первоначала, которое существовало еще до появления богов.

В эпоху упанишад центр тяжести формирующегося индуиз-ма постепенно смещается от политеизма к признанию фунда-ментального единства всего сущего на основе разработки докт-рины единства атмана и Брахмана. В это же время начинают разрабатываться базовые для позднейшего индуизма доктри-ны кармы, сансары и мокши. Тогда же в религиозных представ-лениях брахманов появляются и элементы монотеизма, посколь-ку в ряде упанишад абсолют-Брахман описывается как всесо-вершенная божественная личность, творец и повелитель (ишва-ра) всех миров.

В это же время в религиозной практике ведической традиции (индуизм данного периода обычно называют брахманизмом) все большее внимание уделяется созерцанию и углубленному сосредоточению; начинают разрабатываться методы йоги.

В середине 1-го тыс. до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. В это время зреет протест как против дорогос-тоящей ритуальной практики, так и против всесилия жрецов-брахманов. Носителями этого протеста становятся представи-тели правящего воинского сословия - варны кшатриев. В рам-ках кшатрийского протеста формируются так называемые не-ортодоксальные религиозные и религиозно-философские уче-ния (джайнизм, адживика, буддизм и др.), одно из которых - буддизм - со временем превращается в мировую религию. Все эти учения отвергают брахманский ритуализм, призывают к нравственному совершенствованию и уединенной монашеской жизни в поисках истины. Они фактически отрицают священ-ный авторитет Вед и сакральность сословного деления обще-ства, обращая свою проповедь ко всем людям без исключения.

Брахманизм не мог не реагировать на сложившуюся ситуацию, в результате чего в нем также начинается брожение, приведшее к его постепенной трансформации. Под влиянием буддизма брах-манизм отказывается от практики кровавых жертвоприношений и провозглашает принцип ахимсы - ненасилия. Брахманизм ус-ваивает этические нормы новых религий, в нем усиливаются эле-менты монашеского аскетизма и созерцательности. Все большую роль в брахманской традиции начинают играть идеи преданнос-ти и любви к Богу (бхакти) и йогическому познанию высшей

15

истины, недоступной ни чувствам, ни рассудку (джняна). В это же время активно формируются религиозно-философские шко-лы брахманизма (шесть даршан или систем).

В результате, в течение 1-го тыс. н.э. брахманизм постепенно превращается в средневековый индуизм, с незначительными из-менениями господствующий в Индии и в настоящее время.

Индуизм не представляет собой единой организованной ре-лигии с единой иерархией и церковными институтами. Он су-ществует в виде отдельных направлений, школ и сект, учение которых может весьма значительно варьировать. Главными общими признаками всех направлений индуизма является при-знание безусловного религиозного авторитета священных Вед и вера в божественный характер сословно-кастовой системы.

Двумя ведущими направлениями индуизма являются вишну-изм (вайшнавизм) и шиваизм (шайвизм). В первом из них выс-шим и единственным Богом признается Вишну, а все остальные боги считаются его проявлениями или аспектами. Для вишну-изма характерна вера в аватары (буквально: нисхождения), то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников. Наиболее почитаемыми воплощениями Бога являются персонажи индийского эпоса - Рама (Рамаяна) и Кришна (Махабхарата). Одним из аватаров Вишну считается и Будда. Главным средством обретения осво-бождения в вишнуизме считается бхакти, то есть всеобъемлю-щая любовь к Богу и безграничная преданность ему.

В шиваизме единым и абсолютным Богом считается Шива, образ которого восходит к ведическому богу Рудре. Шива опи-сывается как бесконечный, всеблаженный и совершенно пассив-ный дух. Ему, однако, присуща особая творческая сила или энер-гия (шакти), олицетворяемая в религиозном культе в виде бо-гини Кали (другие имена - Дурга, Ума, Парвати), супруги Шивы и Великой Матери мира. Благочестивый йогин благода-ря практике аскезы и сложных психофизических упражнений может достичь освобождения и слияния своего конечного 'я' с божественным духом Шивы.

На рубеже XIX-XX вв. в индуизме имело место широкое ре-формационное движение. Его представители (Вивекананда, Ауробиндо Гхош и др.) стремились модернизировать индуизм и смягчить его социальную доктрину. Однако, в настоящее вре-мя в связи с экономическими и политическими трудностями, пе-

16

реживаемыми Индией, для индуизма характерно скорее нарас-тание фундаменталистских тенденций.

Религиозно-философские школы индуистской традиции. Важ-нейшими особенностями индийской философии являются ее тесная связь с религиозными учениями Индии, что позволяет определить ее как религиозную философию, и ее психологизм, то есть ориентация не столько на познание внешнего мира, сколько природы и характера внутреннего мира человека, его сознания, психики. Носителями философского знания в тра-диционной Индии всегда были или члены монашеских сооб-ществ или отшельники-йогины. Это обстоятельство обусло-вило тесную связь индийской философии с психотехникой (йо-гой), то есть набором психофизических упражнений для дос-тижения высших, согласно традиции, состояний сознания. Психотехника с одной стороны снабжала философию матери-алом для анализа психики, а с другой являлась средством прак-тической реализации результатов философствования, их про-чувствования и внутреннего переживания. Согласно традиции, все религиозно-философские школы Индии делятся на две группы: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (насти-ка). Первые признают абсолютный духовный авторитет Вед и представляют собой философскую традицию брахманизма (ин-дуизма), вторые - это материализм-локаята, джайнизм и буд-дизм - авторитета Вед не признают и считаются индуистами еретическими.

К ортодоксальным школам относятся так называемые 'шесть систем': ньяя, вайшешика, санкхья, йога, пурва-миманса и ве-данта. Философия ортодоксальных школ была доступна толь-ко представителям высших сословий-варн, прежде всего, варне брахманов.

Философская школа ньяя по существу развивала разработку логической проблематики, создав систему формальной логики, типологически сопоставимой с логикой Аристотеля. Создате-лем этой системы считается Гаутама.

Школа вайшешика разрабатывала более широкий круг воп-росов, связанных с философской психологией, онтологией и на-турфилософией. Наиболее известна теория атомов (ану), создан-ная мыслителями этого направления. В средние века школы ньяя и вайшешика объединились в единую синкретическую школу. Создателем вайшешики считается, Канада.

Санкхья (от снова 'счет', 'счисление') - весьма влиятель-ная школа индийской философии, разрабатывавшая категории пуруша (дух, сознание) и пракрита (материя). Обычно выделя-ют так называемую эпическую санкхью изложенную в фило-софских разделах Махабхараты и классическую санкхью. Со-гласно эпической санкхье, дух и материя равным образом ока-зываются проявлениями Бога, высшего атмана. По классичес-кой санкхье, эти два начала абсолютно самостоятельны и не-сотворенны. Таким образом, санкхья по своему учению дуали-стична. Цель человека - положить конец ложному отождеств-лению духа с материей и достичь полного освобождения духа от связи с ней (кайвалья). Создателями санкхьи считаются Капи-ла и Ишваракришна.

Йога (не путать с йогой как общими для всех индийских уче-ний принципами и методами психотехники!) разделяет все ос-новные философские положения классической санкхья, но до-полняет их учением о Боге (ишвара) как совершеннейшем духе (пуруша). Йога предлгает восемь ступеней совершенствования: яма нравственные нормы, важнейшая из которых - ахимса, непричинение зла ни одному живому существу; нияма - со-блюдение норм религиозного поклонения; асана - позы для созерцания; пранаяма - дыхательные упражнения; пратьяха-ра - отвлечение чувств от их предметов; дхарана - концен-трация сознания на едином объекте; дхьяна - созерцание, ме-дитация и самадхи т.е. предельное сосредоточение, в котором реализуется освобождение. Создатель этой системы - Патан-джали.

Пурва-миманса - школа, связанная с философским обосно-ванием ведического религиозного ритуала и практики жертвоп-риношений. Для достижения этой цели мыслители-мимансаки решали сложные философские вопросы, имевшие непосредствен-ное отношение к лингвофилософии (философии языка) и тео-рии информации. Создатель этой системы - Джаймини.

Веданта (завершение Вед) - философская система, связан-ная с комментированием упанишад. Основные идеи веданты изложены в Веданта (или Брахма) сутре Бадараяны. Однако позднее на основе разных комментариев к этому тексту возник-ли три направления веданты:

1. Адвайта-веданта (недвойственная веданта). Ее основной принцип - учение о полной тождественности атмана и Брахма-

18

на, индивидуального 'я' и абсолюта: 'Брахман реален, мир не реален, душа ничем не отличается от Брахмана'. Адвайта-ве-данта также называется 'майявада' (теория иллюзии), посколь-ку весь эмпирический мир множественности считается в ней иллюзорным (майя). На адвайта-веданту сильно повлиял буд-дизм. Ее создатели - Гаудапада и Шанкара.

2.  Вишиштадвайта-веданта (ограниченно недвойственная веданта) утверждает, что атман и Брахман частично тождествен-ны и частично отличны друг от друга. Мир рассматривается как своего рода результат эволюции или развертывания лично-го Бога (или как форма трансформации божественной сущно-сти). Ее создатель - Рамануджа.

3. Двайта-веданта (двойственная веданта) утверждает полное сущностное различие между абсолютом (Богом) и душой. Душа может достичь лишь ограниченного единения с Богом, но не пол-ного слияния с ним. Основатель этого учения - Мадхва.

Индийская философия является живой традицией. В новое и новейшее время ее продолжали развивать такие мыслители и всемирно известные деятели культуры, как Раммохан Рой, Ра-макришна, Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Джидцу Кришна-мурти, Сарвепалли Радхакришнан, Махатма Ганди, Рабиндра-нат Тагор и другие.

К индийской философии проявляли глубокий интерес такие мыслители и писатели, как А.Шопенгауэр, М.Хайдеггер, Ромен Роллан, Г.Гессе, Л.Н.Толстой и другие.

Буддизм

Будда в позе поучения закону

Анонс книги

Книга по запросу

Оглавление

Предисловие.....................................................................3

РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА...........................6

Индуизм............................................................................9

Буддизм..........................................................................20

Даосизм..........................................................................31

Конфуцианство..............................................................40

ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО МОНОТЕИЗМА...............52

Учение (Тора).................................................................57

Пророки (Небиим).........................................................65

Писания (Кетубим).......................................................103

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ............112

Римская церковь в период

становления христианства...........................................115

Римская церковь в V-XI вв..........................................118

Римско-католическая церковь

до Реформации..........................................................123

Реформация...................................................................135

Католицизм после Реформации...................................147

ПРАВОСЛАВИЕ...........................................................154

Феномен ортодоксии в христианстве.

Понятие православия...................................................157

Священное Писание (Библия) в православии: состав и переводы...........................164

Священное Писание и особенности богословской мысли в православии.......................171

Культовая практика православия...............................189

Организация и церковное устройство современного православия.......................................200

ИСЛАМ...................................................................................212

Приложение: Христианство и культ дьявола....................................240

269

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 14.12.03

 

В издательстве ' ЛАНЬ'

выходят в свет следующие книги:

Кривошеее Ю. В. 'ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ'

Колесников A.C.,   Корнеев М.Я.,   Марков Б. В. Романова И.К.,   Сидоров И.Н.,   Соколов Б.Г.

'ИСТОРИЯ   СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ   ФИЛОСОФИИ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ   ПОДХОД'

выполненную по гранту РГНФ коллективом преподавателей   философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Книгоиздательская   и книготорговля   фирма

Издательство  'ЛАНЬ'

предлагает

Книги нашего издательства

Обмен, в т.ч. междугородний, и закупку книг других издательств и книготорговых организаций

Приглашаем к сотрудничеству авторов и издательства для совместного выпуска книг

Формирование контейнеров в любую точку страны

Ответственное хранение по договорным ценам

Экспедирование и перевозка книжной продукции Москва - Петербург,

Петербург - Москва

Гибкая система скидок

ЖДЕМ ВАС ПО АДРЕСАМ:

РФ, Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 1

Тел./факс (812) 567-54-93 , 265-00-88, 233-88-27

Филиал в Москве

РФ, Москва, ул. Ташкентская 34 к. 3 Тел. (095) 377-66-74

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

ЛЕКЦИИ, ПРОЧИТАННЫЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Генеральный директор А.Л. Кноп

Директор издательства О. В. Смирнова

Художественный редактор СЛ. Шапиро

Корректор A.M. Гроссман

Оригинал-макет Д.А. Потрекий

ЛР ? 065466 от 21.10.97 г.

Подписано в печать 05.03.98.

Бумага типографская. Формат 84X108 1/32.

Гарнитура Таймс. Печать высокая.

Печ. л. 8,5. Тирах 10 000 экз.

Заказ ? 1344.

Издательство 'ЛАНЬ'. 193029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова,  1.

Отпечатано с фотоформ в ГПП 'Печатный Двор'

Государственного комитета РФ по печати. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.