Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 11.12.03

ПОЛЬ ПУПАР

РЕЛИГИИ

 

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО 'ВЕСЬ МИР' 2003

 

ВЕСЬ МИР ЗНАНИЙ - широкая по тематике образовательная серия. Авторы - ведущие отечественные и зарубежные ученые - дают ключ к пониманию проблем современной науки. Доступные, увлекательные тексты рассчитаны на самую широкую аудиторию и в первую очередь на тех, кто учится и учит.

В СЕРИИ ВЫШЛИ:

В.Агеев  СЕМИОТИКА

А. Андреев ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

К. Бек   ИСТОРИЯ ВЕНЕЦИИ

Д. Кеоун   БУДДИЗМ

X. Клаут  ИСТОРИЯ ЛОНДОНА

К. Кнотт  ИНДУИЗМ

И. Комбо   ИСТОРИЯ ПАРИЖА

Н. Короновский   НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Е. Кравченко   МАКС ВЕБЕР

Д. Кристал  АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ

А. Никифоров   ЛОГИКА

Э Тевено   ИСТОРИЯ ГАЛЛОВ

К. Фараджев  РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

М. Федорова  КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Э. Фромм ФРЕЙД

Д. Харитонович   МАСОНСТВО

Л. Хахалин   ПЕДИАТРИЯ

ГОТОВЯТСЯ К ВЫПУСКУ:

Э. Кормышева   ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА М. Ур-Мьедан   КАРФАГЕН П, Фор   ВОЗРОЖДЕНИЕ

УДК 2

ББК86.2

Пу 88

Перевод с французского Е.Д. Мурашкинцевой

Научный редактор д.и.н. Е.С. Токарева

Редактор И. Б. Зорько

Пупар Поль

Пу 88 Религии / Пер. с франц. - М.: Издательство 'Весь Мир', 2003. - 144 с. - (Весь Мир Знаний).

ISBN  5-7777-0218-Х

В основе предлагаемой вниманию читателей книги - материалы, вошедшие в фундаментальный 'Словарь рели-гий', изданный под непосредственным руководством карди-нала Поля Пупара. Его личность, духовный сан, конечно, на-ложили отпечаток на книгу, в которой рассматривается феномен человека религиозного {Homo religiosus), по сути отождествляемого с человеком разумным (Homo sapiens). Исследование этого феномена тесно увязано с историей религий с древнейших времен и до наших дней. Такой под-ход к изучению религии, безусловно, правомерен и будет воспринят не только людьми, истинно верующими, но и все-ми, кого интересуют проблемы религиоведения и роль рели-гии в развитии цивилизаций.

Перевод книги осуществлен по 7-му изданию,

вышедшему в Presses Universitaires de France в 2000 г.

под названием Paul Poupard. Les religions.

УДК 2 ББК 86.2

!Весь Мир Знаний" - зарегистрированный торговый знак Издательства 'Весь Мир' (? 180520 от 8.10.1999)

ISBN 5-7777-0218-Х

© Presses Universitaires de France, 198/ © Перевод на русский язык, оформление -Издательство 'Весь Мир', 2002

 

Введение. 3

Глава I. 'ОТКРЫТИЕ' РЕЛИГИЙ*. 4

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ.. 4

ВКЛАД Ж. ДЮМЕЗИЛЯ.. 5

ТРУДЫ М. ЭЛИАДЕ. 5

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ.. 5

АБСОЛЮТ.. 6

МИСТИКИ.. 7

Глава 2. 'HOMO RELIGIOSUS'*. 7

ВКЛАД 19 ВЕКА.. 7

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА 'HOMO RELIGIOSUS' В 20 В. 8

Натан Зёдерблом (1866-1931. 8

Рудольфу Отто (1869-1937) 8

'HOMO RELIGIOSUS' И ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ.. 9

Герард ван дер Леув (1890-1950) 9

'HOMO RELIGIOSUS' - ЧЕЛОВЕК ОДНОВРЕМЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТРАНСИСТОРИЧЕСКИЙ.. 9

'HOMO RELIGIOSUS': ОПЫТ САКРАЛЬНОГО.. 10

СИМВОЛЫ, МИФЫ И ОБРЯДЫ... 10

Глава 3. ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ.. 10

РЕЛИГИЯ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА*. 10

РЕЛИГИЯ ЭПОХИ МЕЗОЛИТА И НЕОЛИТА*. 11

БОЖЕСТВО ХЕТТОВ*. 12

РЕЛИГИЯ ЕГИПТА*. 13

1. Мир богов. 13

2. Египетский монотеизм. 14

РЕЛИГИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ*. 14

1. По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 14

2. Концепция божества. 15

РЕЛИГИЯ РИМА*. 16

1. Религиозная антропология. 16

2. Концептуализированная теология. 16

3. Антропоцентрическое видение. 17

РЕЛИГИЯ ЭТРУСКОВ*. 18

КЕЛЬТЫ, ГЕРМАНЦЫ. СЛАВЯНЕ*. 18

1. Кельты и кельто-римляне. 18

2. Германцы. 19

3. Славяне. 21

РЕЛИГИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ*. 21

1. Космология. 22

2. Время и предопределение. 22

3. Политеизм, 22

4. Амбивалентность богов, 22

ГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.. 22

Глава 4. РЕЛИГИИ АЗИИ, АФРИКИ, АВСТРАЛИИ.. 23

ИНДУИЗМ*. 23

1. Происхождение феномена индуистской религии. 23

2. Индуистские божества. 23

3. Божественное в индуизме. 24

БУДДИЗМ*. 24

1. Происхождение. 24

2. Божества и спасение в буддизме. 24

ДАОСИЗМ*. 25

1. Путь. Дао. 25

2. Поиски Долгой Жизни. 26

РЕЛИГИИ ЧЕРНОЙ АФРИКИ' 26

1. Единство жизни. 26

4. Духи и демоны. 27

5. Обряды. 28

РЕЛИГИИ АВСТРАЛИИ*. 28

Глава 5. СЕМЯ АВРААМА.. 29

ЕВРЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ*. 29

1. Один и Единственный. 29

2. Бог человека. 29

3. Бог жизненной силы. 29

4. Бог-отец, Бог отца, Бог отцов. 30

5. YHWH   -   'нравственный   Бог',   ибо   он. 30

ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ*. 30

1. 'Разделяющий' догмат. 31

2. 'Соединяющий' догмат. 31

3. Познание тайны Бога и Иисуса Христа. 31

4. Церковь. 32

МУСУЛЬМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ*. 33

1. Ислам и его цивилизаторская миссия. 33

2. Ислам и его религиозная миссия. 33

Заключение. СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ.. 34

СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.. 34

ЕДИНЕНИЕ И ПРИМИРЕНИЕ. 35

БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ.. 36

БИБЛИОГРАФИЯ.. 37

Литература на русском языке. 37

ОГЛАВЛЕНИЕ. 37

 

Введение

В своем монументальном труде 'История верований и религиозных идей' Мирча Элиаде доказывает по-стоянное присутствие религиозного феномена, его единую основу и неисчерпаемую новизну выраже-ния. Примитивный миф, детская вера в одинаковый для всех народов планомерный прогресс, по ходу которого homo sapiens (человек разумный) вытесня-ет homo religiosus (человека религиозного), наивный эволюционизм - подобные упрощенные представ-ления отжили свое. Это признает историк Тойнби: вплоть до наших дней не появилось ни одной вели-кой цивилизации, которая не была бы религиозной. Ибо человек есть прежде всего homo religiosus. Он всегда жаждет духовности и веры в мир потусторон-ний, тесно связанных с верой в этот мир (Жорж Фридман).

На протяжении многих тысячелетий религиозный феномен в силу своей универсальности, сочетаю-щейся с поразительным разнообразием, питал чело-веческую мысль и побуждал человека ставить осно-вополагающие вопросы, раздвигая границы великих социокультурных пространств. В своем документе

5

взаимоотношениях с нехристианскими церква-ми' II Ватиканский собор так формулирует этот ос-новополагающий вопрос:

'Люди хотят найти в различных религиях ответ на связан-ные с загадкой человеческого существования тайны, которые сегодня, как и вчера, продолжают тревожить сердца людей: Что такое человек? В чем смысл и цель жизни? Что есть благо и что есть грех? В чем истоки и причина страданий? Каким путем можно достичь истинного счастья? Что такое смерть, суд и воздаяние после смерти? Б чем, наконец, состоит высшая и неизреченная тайна нашего существования, откуда ведем мы происхождение свое и к кому устремляемся?

С самых давних времен до сегодняшнего дня отдельные народы проявляли особую восприимчивость к этой сокрытой силе, которая присутствует в ходе вещей и событий человече-ской жизни, - доходя до признания Высшего Божества или Отца. Благодаря такой восприимчивости и такому признанию жизнь их проникнута глубоким религиозным чувством. Что же касается религий, связанных с прогрессом культуры, они пыта-ются ответить на те же вопросы с помощью более изощренных понятий и более развитого языка'.

Устремление к Богу запечатлено в человеческом сердце. В нем одном находит он истину и счастье, к которым вечно стремится, зародыш вечности, ко-торый несет в себе самом - не принадлежащем од-ному только материальному миру и открытом для бесконечности. Homo religiosus - 'человек, беско-нечно превосходящий человека' (Паскаль). Он неустанно любит Бога: 'Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе' (Августин Аврелий. Исповедь).

'От каменного века до термоядерной эры, пре-терпевая удивительные изменения и многообразные метаморфозы, религия продолжает существовать

6

в неразрывной связи с человеческим разумом, с мировой культурой. ...полноводной становится река религии' (Александр Мень. Истоки религии). Мно-гочисленны притоки ее, бесчисленны ее проявления.

Словарь религий, опубликованный мною при содействии 200 специалистов, исследователей ре-лигий Древнего мира, Библии и иудаизма, христи-анства и его истории, существующих и поныне ре-лигий Африки, Азии и Океании, состоит из распо-ложенных в алфавитном порядке статей, посвя-щенных религиям, которые с древнейшего периода до наших дней оказывают влияние на интеллекту-альную и духовную эволюцию человечества. В дан-ном издании эта информация воспроизведена в сжатой форме.

Сейчас религиозный феномен приобретает все большую актуальность. Пережив эпопею сциен-тизма, превратности материализма, давление се-куляризации, распространение индифферентизма вследствие утраты интереса к сакральному, рели-гия триумфально возвращается, о чем свидетель-ствует как возникновение множества сект, так и рост харизматических течений. Бог вновь про-цветает в самом центре мирских городов. Секуля-ризированные общества не могут устоять перед влечением к нему. Сила его вновь толкает людей на поиски любви и справедливости, истины и сво-боды. Homo religiosus присутствует не только в Древнем мире (палеолит, неолит, хетты, египтя-не, греки, римляне, этруски, кельты, германцы, славяне, обитатели Центральной Америки). Он на-ходится в центре великих религий Азии (индуизм,

7

буддизм, даосизм), Африки и Австралии. Он живет страстной верой в каждой из трех религий, которые берут начало от Авраама: иудейской, хри-стианской, мусульманской.

'Разочарованная' (М. Вебер) современность, которая отнюдь не сопровождается, как считали многие, прогрессирующим угасанием религиозного чувства, пытается найти новые основания для на-дежды, невзирая на возрастающий разрыв между бесконечными желаниями человека и конечностью его существования, страстным стремлением к счас-тью и неизбежностью страданий, жаждой жизни и неотвратимостью смерти. На рубеже 17-18 вв. Ламенне с тревогой писал: 'Самый больной век не тот, что впадает в заблуждения, но тот, который не уважает, презирает истину'. Однако молодой Виктор Гюго уже ответил ему в предисловии к 'Одам и балладам' (1824): 'Следует повторять вновь и вновь, что тревожит умы не потребность в новизне, а потребность в истине. И потребность эта безгра-нична'. Сейчас мы можем добавить: столь же без-гранична потребность в счастье. Стремление к счас-тью определяет как ход истории, так и существова-ние каждого индивида. И на плодородной почве человеческого опыта произросли поразительно многочисленные религии - в ответ на это желание счастья, на эту потребность в спасении, на эти поис-ки надежды. 'Будущее принадлежит тем, кто сумеет дать грядущим поколениям основания жить и наде-яться' (II Ватиканский собор).

Атеистический марксизм-ленинизм, обладавший всеми средствами современной тоталитарной влас-

8

ти, стремился истребить веру в человеческом сердце и христианство в обществе. Его попытка создать мир без Бога привела к появлению бесчеловечного мира. Крушение последнего заставило многих вновь при-знать необходимость Бога для человека.

В поисках внутреннего единства и счастья, обще-ния и примирения, мудрости и спасения человек ин-формационной эры, подобно пещерному человеку, открывает в религиозном опыте сакральное, которое лежит в основе его существования, преодолевает ко-нечность этого существования и завершает свою зем-ную одиссею в надежной гавани вечного будущего.

Глава I. 'ОТКРЫТИЕ' РЕЛИГИЙ*

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

Сразу же после завоеваний Александра греки стали творчески усваивать восточные религии, и это можно считать первой попыткой религиозного компарати-визма. С тех пор значение религиозного фактора в жизни народов, равно как полиморфный характер его проявлений в различных цивилизациях, выража-ется в очевидной или скрытой константе осмысления божественного и порождает многочисленные интер-претации. Но если структуры рефлексии и религиоз-ной жизни погружены в метаисторию, то история религий являет собой прежде всего исследование религии в контексте исторического и культурного прошлого. Согласно формуле У. Бьянки, 'история религий занимается эволюцией фактов, феномено-логия религий - структурами'. Таким образом, компаративизм отнюдь не должен сводить все рели-гиозные верования ad unum (лат. - к одному). Этой опасности не смогли избежать те исследователи, ко-

* Жюльен Риес и Мишель Делаутр.

11

торые утверждали, что посредством компаративист-ского анализа можно определить некий зачаточный минимум (Тейлор, Дюркгейм, Мосс, Леви-Брюль), или - другая крайность - те, кто считают чувство са-крального последним и высшим элементом религи-озного опыта, выделяя даже Una sancta religionum (лат. - священная единица религий) (Хайлер).

ВКЛАД Ж. ДЮМЕЗИЛЯ

Разработанный Ж. Дюмезилем метод генетического компаративизма привел к обновлению сравнитель-ных исследований в истории религий. Приняв за ис-ходную точку отсчета индоевропейский материал, собранный компаративистами 19 в. (особенно М. Мюллером и Дж. Фрейзером), Дюмезиль ис-пользует открытый Ж. Вандриесом метод языковых соответствий и вскоре приходит к выводу, что следу-ет отказаться от ономастического компаративизма и развивать компаративизм концептуальный. Делая акцент на понятии 'структура', он подвергает ком-паративистскому анализу весь индоевропейский комплекс: теологию, социологию, символику, ми-фологию, литературу. Изучая оставленные индоев-ропейцами 3-2-го тысячелетий свидетельства, Дю-мезиль сравнивает религиозные и институциональ-ные свидетельства, мифы и ритуалы в их взаимосвя-зи и логическом значении. Он уделяет особое вни-мание языку - основополагающему средству обще-ния любой человеческой группы. Сохранение языка в качестве фактора социальной организации свиде-

12

тельствует об устойчивости важных элементов древ-ней системы мышления: речь идет о религии, теоло-гии и идеологии. Дюмезиль не занимается поиском прототипов, как в типологии: его интересует систе-ма - структуры цивилизации и религии. Компарати-вистское исследование приходит к герменевтике, т.е. объяснению смысла теологии и идеологии древ-них индоевропейцев. Он стремится показать сло-жившуюся у индоевропейцев цельную и логичную картину тех реальностей, которые составляли их мир, общество, космос. Подобный метод дает неви-данные возможности для сравнительной истории религий. Поле исследования расширяется, охваты-вая всю индоевропейскую цивилизацию и ее релик-ты. Мифы занимают особое место в мыслительном комплексе и его структурах. Сравнительная мифоло-гия становится вспомогательным инструментом при изучении истории религий. Метод Дюмезиля пред-полагает использование данных истории, археоло-гии, филологии. Этот метод генетической компара-тивистики привел к открытию трехчленной идеоло-гии и теологии, основанной на гармоничной взаи-мосвязи и иерархии трех важнейших функций - ма-гической и юридической верховной власти; физиче-ской силы, потребной для войны; изобилия, подчи-ненного двум первым, но необходимого для их рас-цвета*. Трехчленная теология и функциональная идеология сохранились у всех индоевропейских на-родов как наследие их общих предков. В этой рели-

* В отечественной научной литературе обычно используются следующие наименования трех функций, открытых Ж. Дюме-зилем: жреческая, военная и хозяйственная. - Примеч. перев.

13

гиозной философии центральное место занимает теология, или дискурс о богах.

ТРУДЫ М. ЭЛИАДЕ

Аналогичные воззрения на сравнительные исследо-вания в истории религий лежат в основе трудов М. Элиаде. Ученый полагает, что в сфере изучения религий прежде всего следует обращаться к истории, поскольку религиозный феномен не существует вне исторического   контекста.   Исторический   подход предполагает использование материалов, собран-ных специалистами. Затем наступает очередь фено-менологии, которая должна определить религиоз-ный феномен в его изначальной и неизменной форме. Большое значение при этом имеет изучение обрядов - главного элемента религиозного опыта, носителем которого является homo religiosus. Иссле-дователь религий рассматривает сакральное про-шлое как исторический документ благодаря свиде-тельству человека религиозного. После историческо-го анализа, который завершается морфологией сак-ральногопосле феноменологического  анализа, который ведет к типологии и выходит за ее пределы, компаративистское исследование дает возможность приступить к третьей фазе анализа - герменевтике. Обладающий историческим значением религиозный феномен имеет также трансисторическое значение, которое исследователь религий осмысляет путем сравнения сотен или тысяч аналогичных или сходных феноменов. Чтобы раскрыть их суть, нужно прибег-

14

нуть к компаративному методу. Первый герменевти-ческий путь состоит в изучении верований человека религиозного. Уяснить их помогают мифы и симво-лы. Элиаде особо подчеркивал значение мифа для древнего человека. Но он считает, что в истории религий есть и второй герменевтический путь, кото-рый начинается со следующего вопроса: имеет ли сакральное прошлое смысл для современного чело-века? Сам исследователь отвечает на этот вопрос ут-вердительно. По его мнению, определенные ценнос-ти сохраняют свое значение в религиозной мысли многих народов.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ

В отличие от того, что в религиях переживается чисто формально, осознается вовне или анализируется при помощи сугубо рациональных методов, религиозный опыт реализуется непосредственно, переживается изнутри при полном отсутствии любого анализа и всякого разумного объяснения. Это неосознанный ответ конкретного человека, который находится - в силу принадлежности к той или иной религии - перед лицом тайны или таинственной силы.

В сущности, нельзя говорить об одном религиоз-ном опыте, поскольку их существует множество. Каж-дый религиозный феномен представляет собой опыт sui generis (лат. - своего рода), рожденный встречей человека религиозного с сакральным. Каждая религия поощряет один или несколько видов религиозного опыта, одновременно скрывая или запрещая другие.

15

Анонс Книги

Книга по запросу

140

БИБЛИОГРАФИЯ

Poupard Paul. Dictionnaire des religions. 3e éd. revue et aug-mentée. 2 vol. de XV-2224 p., PUF, 1993.

- 'Histoire comparée des religions' (Julien Ries).

- 'Experience religieuse, Absolu, Mystique' (Michel Delahoutre).

- 'Homo Religiosus, Religion du Paléolithique, Religion du Néolithique' (Julien Ries).

'Divinité hittite' (Rene Lebrun).

'Religion d'Egypte' (Jocelyne Berlandini, Pierre du Bourguet).

'Religions de la Grèce antique' (Jean Servais, Andre Motte, Liliane Bodson).

- 'Religion romaine' (Michel Meslin).

- 'Religion étrusque' (Raymond Bloch).

'Religions celtes et celto-romaines' (Jean Loicq).

'Religions germaniques' (Julien Ries).

'Croyances prechretiennes slaves' (Kalmann Sass).

'Religions mesoamericaines' (Jacques Sousteile).

- 'Hindouisme, Divin dans l'Hindouisme' (Michel Delahoutre).

'Bouddhisme, Salvifique dans le bouddhisme' (Pierre Massein).

- 'Tacisme' (Claude Larre).

- 'Religions d'Afrique noire' (Andre Boulanger).

'Religions australiennes' (Rene Bureau).

141

- 'Dieu' (Andre Manaranche, Henri Cazelles).

'Divin dans le christianisme, Trinité' (Joseph Dore).

'Islam' (Maurice Borrmans).

Литература на русском языке

Православная энциклопедия. Т. 1-5. М., 2000-2002.

Католическая энциклопедия. Т. 1. М., 2002.

Мень А. История религии. Кн. 1, 2. М., 2001.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. 4-е. М., 1986.

Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала XX века. М., 1957.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

Шпажников Г.А. Религии стран Западной Азии. М., 1976.

Васильев Л.С. Истории религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983.

Крывелев И.А. История религий. Очерки. В 2-х тт. М., 1975.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ..........................................................................................................................5

Глава 1. ОТКРЫТИЕ РЕЛИГИЙ..................................................................................11

Глава 2. 'HOMO RELIGIOSUS'..................................................................................23

Глава 3. ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ.....................................................................................37

Глава 4. РЕЛИГИИ АЗИИ, АФРИКИ, АВСТРАЛИИ.................................................85

Глава 5. СЕМЯ АВРААМА.............................................................................................111

Заключение. СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ  .......................133

БИБЛИОГРАФИЯ...........................................................................................................141

 

Поль Пупар Религии

Оформление серии Пвстрецовой A.A.

Верстка Поташевской Е.А.

Корректор Герман Г.И.

ИД ? 03510 от 15.12.2000

Подписано в печать 04.10.2002

Формат 70х90 1/32. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,26

Тираж 5 000 экз. Заказ ? 3804

Изд. ? 07/01-И

ООО Издательство 'Весь Мир'

Почтовый адрес: 101831 Москва Центр, Колпачный лер., 9а Юридический адрес: 127214 Москва, ул. Софьи Ковалевской,

д. 1, стр. 52

Тел.: (095) 923-68-39, 923-85-68, Факс: (095) 925-42-69 E-mail: vesmirorder@vesmirbooks.ru: http.//vesmirbooks.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК 'Ульяновский Дом печати' 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 11.12.03