Сканирование
и форматирование: Янко Слава (библиотека
Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq#
75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html
||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для
отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03
Пьер Тейяр де ШАРДЕН
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
PHILOSOPHY
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва 2002
УДК 1/14
ББК 87.3(4Фра)
Т30
Серийное оформление А.А.
Кудрявцева
Перевод с французского
О.С. Вайнер ('Божественная среда'), Н.А. Садовского ('Феномен человека'), О.С.
Вайнер ('Эпилог. Феномен христианства'), О.С. Вайнер ('Приложение. Несколько
замечаний о месте и участии зла в эволюционирующем мире'), З.А. Масленниковой ('Вселенская
литургия'), О.С. Вайнер ('Несколько общих соображений о сущности
христианства'), О.С. Вайнер ('Христос эволюции, илu Логическое развитие понятия Искупления'), З.А. Масленниковой
('Размышления о
первородном грехе')
Составитель В.Ю.
Кузнецов
Подписано в печать 25.03.2002. Формат
84х108 1/32
Усл. печ. л. 29,40. Тираж 3000 экз. Заказ ?
1485
Тейяр де Шарден П.
Т30 Феномен человека: Сб. очерков и эссе:
Пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. - М.: ООО
'Изда-тельство ACT',
2002. - 553, [7] с. - (Philosophy).
ISBN 5-17-009886-3
Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден
(1885-1955) - один из виднейших представителей теологической философии XX столетия. Идеа-лизм Тейяра де Шардена - это идеализм,
ключевые слова в коем - 'Вселенная, пронизанная Богом'. Философия здесь
становится почти поэтичной в своем романтическом радикализме. Пересказывать
основные постулаты этой концепции - невозможно, да и незачем, лучше попросту
прочитать и осмыслить произведения Тейяра САМОСТОЯТЕЛЬНО.
В предлагаемый сборник, кроме важнейших
книг Тейяра - 'Феномен человека' и 'Божественная среда', - включен также ряд
небольших работ, представляющих различные аспекты творчества этого
замечательного человека: священника и ученого, пророка и мыслителя.
УДК 1/14
ББК 87.3 (4Фра)
© Составление. Предисловие. В.Ю. Кузнецов, 2002
© Перевод. О.С. Вайнер, 1992
© Перевод. З.А. Масленникова, 1992
© ООО 'Издательство ACT',
2002
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН: СТРЕМЛЕНИЕ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА МИРА К БОЖЕСТВЕННОМУ
СОВЕРШЕНСТВУ
БОЖЕСТВЕННАЯ
СРЕДА. ОЧЕРК ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ
ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ. Обожение активности1
1. Достоверность факта и трудность его объяснения. Христианская проблема освящения действия
2. Неполное решение. Человеческая деятельность ценна лишь в силу вкладываемого в нее намерения
3. Полное решение. Всякое усилие содействует завершению мира 'во Христе Иисусе'
а.
Всякая душа в мире принадлежит Богу во Христе
Двигателем сознательной жизни может быть
только Абсолютное, то есть Божественное.
Тейяр де Шарден
Среди ученых специалистов, вдохновенных
теологов и муд-рых философов крайне редко можно встретить универсального
мыслителя или хотя бы действительно междисциплинарного твор-ца-исследователя.
Прослеживать взаимосвязи и взаимодействия самых различных сфер, областей и
доминионов культуры чрез-вычайно сложно, однако еще сложнее соединить
практически несоединимое, создавать новое как органичный сплав крайне
разнородных компонентов. В этом смысле фигура Тейяра де Шардена, пожалуй,
уникальна: ему удалось проявить себя одно-временно в науке, философии, религии
и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд,
несов-местимых между собой представлений.
Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1
мая 1881 года в фермерской семье, живущей в Оверни - горной облас-ти центра
Франции. (Откуда, кстати, происходил и другой зна-менитый ученый и философ Блез
Паскаль.) Его мать Берта - убежденная католичка, хотя ее двоюродным дедом и был
Воль-тер - дала сыну христианское воспитание. Маленький Пьер рано проявил
большой интерес к естествознанию и стремле-ние к образованию, получившие
понимание и поддержку его отца Эммануэля. Тогда же возникает увлечение Пьера
геоло-
4
гией и палеонтологией. В одиннадцатилетнем возрасте его от-дали
в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежащий орде-ну иезуитов. Как и в других
учебных заведениях Общества Иисуса, тут обучали не только теологии, философии,
древним и новым языкам, но и естественным наукам; при этом вся жизнь учащихся
была жестко регламентирована. По оконча-нии колледжа в 1899 году Пьер
становится послушником, а через два года приносит монашеские обеты. Затем он
продол-жает свое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси, где
изучает историю и философию.
С 1904 года по 1907 год Тейяр преподает физику и химию в
иезуитском колледже в Каире, где впервые сталкивается, с вос-точной культурой,
которая произвела на него большое впечатле-ние; затем - преподает и в других
учебных заведениях. С 1913 года Тейяр работает в Институте палеонтологии
человека при парижском Музее естественной истории под руководством круп-ного
авторитета по антропологии и археологии М. Буля. В самом начале Первой мировой
войны он стал санитаром и прошел всю войну, получив в награду Военную медаль и
орден Почетного легиона. Опыт новых переживаний существенно обогатил его
внутреннюю работу; именно во время войны окончательно фор-мируются основы его
мировоззренческой позиции, и Тейяр на-чинает писать свои первые эссе, создавая
свою версию эволюци-онного учения. После демобилизации он получил еще несколько
дипломов в различных областях естественных наук, а в 1920 году успешно защитил
в Сорбоне свою докторскую диссертацию и был приглашен на должность профессора
кафедры геологии па-рижского Католического университета.
Уже с начала двадцатых годов, когда лекции Тейяра пользу-ются
все большим успехом, на него пишут все больше доносов руководству ордена с
обвинениями в еретических утверждениях. Не считая правильным вступать в
полемику по принципиаль-ным вопросам догматики, в 1923 году он предпочел
воспользо-ваться вовремя подвернувшимся предложением и отправиться в
палеонтологическую экспедицию по Монголии и Китаю. Вер-
5
нувшись через два года, Тейяр обнаружил, что доносы сыгра-ли
свою роль и ему теперь запрещено читать лекции. Конеч-но, он мог отказаться от
сана и выйти из ордена - тогда у него появилась бы возможность публиковать свои
работы и выступать со своими идеями, но Тейяр выбрал послушание и опять уехал в
долгую экспедицию по Китаю, где вместе с кол-легами открыл кости синантропа в
Чжоукоудяне.
Запрет на преподавание вынудил Тейяра заняться исследо-вательской
деятельностью в субсидируемых орденом экспедици-ях вдали от Франции, но
одновременно предоставлял возможно-сти для более подробной разработки
оригинальной концепции. В 1926-1927 годах он пишет книгу 'Божественная среда',
в ко-торой стремится показать неразрывное единство действия и со-зерцания,
научных исследований и религиозных откровений, внутреннюю необходимую связь
человеческого и божественно-го. Однако печатать философские труды ему не
разрешили, по-этому Тейяр опять путешествует по Китаю, Индии, Бирме. Яве, по
Африке и снова по Китаю. Там, в посольском квартале Пеки-на, Тейяра настигает
война: японские войска в 1937 году оккупи-руют китайскую столицу. Оставшись в
изоляции на долгие годы, он продолжает разрабатывать свое учение и создает
главное свое произведение - 'Феномен человека'. Здесь, претендуя на
описательность, в своем любимом позтическо-романтическом стиле Тейяр рисует
величественную картину бытия вселенной, прони-занной Богом, и мировой эволюции,
осью и вершиной которой выступает человек. Вернувшись после войны, в 1946 году
во Фран-цию с рукописью книги, он вновь пытается получить разреше-ние на
публикации и чтение лекций, но опять безуспешно. И доработанный в последующие
годы вариант, с новым эпилогом 'Феномен христианства', показался руководству
ордена слиш-ком радикальным и опасным. Тейяру не разрешили и занять ка-федру в
Колледж де Франс, куда его уважительно приглашали. Даже избрание Тейяра в Парижскую
академию наук в 1950 году не изменило предубеждения церковных иерархов против
его идей. Поэтому он был вынужден принять предложение о работе в США
6
и руководстве раскопками в Африке. 10
апреля 1955 года Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа.
Посмерт-ная публикация собрания его сочинений вызвала бурные дис-куссии,
восторженные отзывы и новые обвинения в неортодок-сальности.
Хотя Тейяр не оставил прямых учеников и не
создал осо-бой школы, его учение было настолько знаменитым, что по-родило целое
течение мысли, носящее его имя и группирую-щееся вокруг специального журнала.
По мнению о. Александра Меня, труды Тейяра не только учат нас любовному отноше-нию
к миру и способствуют построению целостного христи-анского миросозерцания, но
также помогают диалогу христи-ан с нехристианами. Из всех теологических доктрин
именно тейярдизм оказывается - благодаря своему широкому эволю-ционному подходу
- симптоматично перекликающимся с не-ортодоксальным диаматом: Тейяр был
единственным совре-менным западным теологом, чьи работы были опубликованы в
СССР. Известность Тейяра распространилась даже в сферу искусства: показательно,
что нашумевшая научно-фантасти-ческая эпопея Дэна Симмонса о Гиперионе
предполагает дей-ственность и актуальность тейярдизма даже в очень далеком
будущем...
Пересказать воззрения Тейяра во всем
богатстве его идей невозможно да и незачем; лучше почитать его произведения и
подумать самому.
В предлагаемый сборник, кроме важнейших
книг Тейяра - 'Феномен человека' и 'Божественная среда', включен также ряд
небольших работ, представляющих различные аспекты творче-ства этого
замечательного человека: священника и ученого, про-рока и мыслителя.
Василий Кузнецов
('Sic Deus dilexit mundum'
Тем, кто любит мир
'Так возлюбил Бог мир'.
(Ин 3.16).
Для того чтобы читатели восприняли и суть,
и форму пред-лагаемого очерка, они должны иметь верное представление о том, в
каком духе он написан.
Эта книга обращена не к тем христианам,
которые прочно утвердились в своей вере, - они ничего не почерпнут из ее
содержания. Она написана для тех, кто подвержен внутрен-ним колебаниям и
влияниям извне, кто, вместо того чтобы безраздельно предаться Церкви, лишь
слегка касается ее или отдаляется от нее в надежде ее превзойти.
В результате того, что в XX веке опытное познание мира изменило наш взгляд на
нравственную ценность многих его элементов, 'гуманистический религиозный идеал'
получил тенденцию к обособлению и выражается ныне в терминах, на первый взгляд,
казалось бы, не совпадающих с 'христианским религиозным идеалом'.
Поэтому те, кто по воспитанию или
инстинктивно скло-нен слышать голоса Земли, начинают бояться, что они оши-бутся
и остановятся в своем развитии, если останутся на пути, начертанном Евангелием.
Цель этого очерка о внутренней жизни, или
внутреннем видении, именно в том и состоит, чтобы доказать методом конкретного
исследования, что это беспокойство напрасно, так как традиционное христианство
- христианство Креще-ния, Креста и Евхаристии - может быть переведено на язык
нашего времени и превосходит все лучшие его чаяния.
Мы постараемся показать, что всегда
неизменный и вечно новый Христос никогда не переставал быть 'первенцем' чело-вечества.
14
Одним мир предстает слишком огромным. В
такой бес-предельности человек теряется и списывается со счетов, от-ныне нам
остается смириться с неведением и исчезнуть. Для других, напротив, мир слишком
прекрасен: именно ему, и толь-ко ему, следует поклоняться.
Есть среди христиан люди, избежавшие до
поры этой тре-воги и этих чар. Наша книга их не заинтересует. Но есть и другие
- испуганные тем смятением и влечением, которое производит в их душах
неодолимое притяжение новой восхо-дящей звезды. Способен ли еще охватить и
сплотить вокруг Себя нашу чрезмерно возросшую Вселенную евангельский Христос,
Которого узнал и полюбил средиземноморский мир? Не окажется ли когда-нибудь мир
больше, глубже, ослепи-тельней, чем Ягве? Не уничтожит ли он нашу религию? Не
затмит ли нашего Бога?
Возможно, многие, не осмеливаясь даже
признаться са-мим себе в этой тревоге (я это знаю, потому что я их часто
встречал), ощущают ее в глубине своих сердец. Именно для них я и пишу.
Я не пытаюсь заниматься метафизикой или
апологетикой. Но я вновь взойду вместе с теми, кто захочет следовать за мной,
на Агору1. И мы услышим слова ап. Павла, обращенные
к членам Ареопага: 'Бог, Который создал человека, чтобы тот искал Его, Бог,
Которого мы пытаемся постичь на ощупь на-шей жизнью, - этот Бог так же вездесущ
и реален, как воздух, которым мы дышим. Он окутывает нас повсюду, как сам мир.
Чего же вам не хватает, для того чтобы встретиться с Ним? Только одного: увидеть
Его'2.
Эта маленькая книга, в которой вы найдете
лишь извеч-ный урок Церкви, с той лишь разницей, что он повторен че-
1 Главная площадь в
городах античной Греции, место публичных со-браний. - Примеч. пер.
2 Тейяр де Шарден
размышляет здесь над следующими словами ап. Павла: 'От одной крови Он произвел
род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные
времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, хотя Он
и не далеко от каждого от нас' (Деян. 17, 26-27). - Примеч. пер.
15
ловеком, страстно переживающим современную
эпоху, хочет научить видеть Бога всюду - в самом сокровенном, в самой гуще
мира, в самой основе вещей. То, что содержат и предла-гают эти страницы, есть
практическая позиция, или, точнее, воспитание зрения. Не будем спорить, хорошо?
Лучше встаньте рядом со мной и смотрите. С этой удобной точки - не труд-нодоступной
вершины, достигнутой лишь немногими избран-никами, но твердой платформы,
возведенной двумя тысячелети-ями христианского опыта. - вы ясно увидите, как
происходит совмещение двух звезд, чье противоположное притяжение расстраивало
вашу веру. Бог, настоящий христианский Бог заполнит на ваших глазах Вселенную,
не смешиваясь с пей и ничего в ней не расстраивая. Вселенную, нашу сегодняш-нюю
Вселенную, Вселенную, которая ужасала вас своей враждебной необъятностью и
своей языческой красотой. По-добно тому, как луч света проникает в кристалл, Он
пронзит бесчисленные уровни бытия и станет для вас совершенно ре-альным и
действенным - совсем близким и очень далеким одновременно.
Если вы сумеете, настроив ваше внутреннее
зрение, раз-глядеть это великолепие, вы забудете, я вам это обещаю, все свои
напрасные страхи перед лицом восходящей Земли и, не задумываясь более ни о чем,
воскликнете: 'Пусть возрастает, Господи! Пусть всегда возрастает Твоя
Вселенная, чтобы на-конец через бесконечно усиливаемое и расширяемое прикос-новение
я уловил Тебя и был уловлен Тобой!'
Путь, которым мы последуем в нашем
изложении, совсем прост. Так как по опыту мы знаем, что существование каждо-го
человека делится на две части - на то, что он делает сам, и на то, что он
претерпевает, - мы рассмотрим поочередно сферы нашей активности и пассивности.
Прежде всего мы устано-вим, что в каждой из них Бог, исполняя Свое обещание,
дей-ствительно ожидает нас в глубине вещей и даже выходит нам навстречу. Мы
увидим, как, обнаруживая Свое верховное При-
16
сутствие, Он не нарушает гармонии
человеческого бытия, но, напротив, придает ему его истинную форму и
законченность. И после того, как обе половины нашей жизни (и, следователь-но,
весь наш мир целиком) окажутся наполненными Богом, нам останется только
рассмотреть чудесные свойства этой сре-ды, разлитой повсюду и в то же время
лежащей по ту сторону вещей, среды, в которой одной мы и созидаемся, - и
наконец вдохнуть полной грудью.
Из двух половин, или составляющих, на
которые можно поделить нашу жизнь, первая по своей очевидной важности и тому
значению, которое мы ей придаем, есть сфера активных усилий, развития.
Разумеется, нет действия без противодей-ствия. Разумеется также, в нас нет
ничего, что по своему про-исхождению и в глубине своей не было бы, как сказал
св. Августин, 'in nobis sine nobis'2. Даже тогда, когда мы действу-ем, как нам кажется, совершенно
самопроизвольно, нами от-части управляет то, чем, по нашим представлениям,
управля-ем мы. Кроме того, само распространение нашей энергии (которым проявляет
себя ядро самостоятельной личности) есть по сути лишь послушание воле быть и
возрастать, над измене-нием силы и бесконечными разновидностями которой мы не
властны. В начале второй части мы рассмотрим основные про-явления пассивности.
Одни из этих проявлений неотторжимы от нашей сущности, другие проявляют себя в
той игре всеоб-
1 Здесь особенно следует
учесть то, о чем мы упоминали в конце Предисловия. Когда мы говорим об
'активности', то берем этот термин в самом общепринятом смысле слова, ничего не
отрицая из того, что происходит между Благодатью и нашей волей в недоступных
опыту сфе-рах души, но, напротив, имея в виду всю полноту их взаимодействия. И
еще раз напомним, что наиболее Божественное в Боге есть то, что вне Его мы
самым абсолютным образом обратились бы в ничто Самой ма-лой примеси так
называемого пелагианства было бы достаточно, чтобы мгновенно разрушить для
'зрячего' все очарование Божественной сре-ды. - Примеч. автора
2 В нас без нас (лат ). - Примеч.
пер.
18
щих закономерностей, которую мы зовем
'нашей природой', 'нашим характером' или 'нашей доброй или злой судьбой'. А
пока что возьмем нашу жизнь в ее самых очевидных и про-стых категориях и
понятиях. Каждый человек прекрасно от-личает те моменты, когда он действует
сам, от тех, когда он подвергается воздействию извне. Рассмотрим самих себя в
од-ной из этих фаз преобладающей активности и постараемся понять, каким образом
благодаря ей и при полном ее раскры-тии Божественное оказывает давление на нас,
пытается про-никнуть в нашу жизнь.
С точки зрения догматики нет ничего более
несомненного, чем возможность освящения человеческой деятельности: 'И все, что
вы делаете, - говорит ап. Павел, - делайте во имя Господа Иисуса Христа'1. И самой строгой христианской традиции хо-рошо знакомо выражение
'во имя Господа Иисуса Христа', что означает: в тесном единении с Господом
нашим Иисусом Христом. Не сам ли ап. Павел, призвав 'облечься во Христа',
создал затем ряд знаменитых понятий, каждая буква которых полна глубочайшего
смысла: 'Collaborare2, compati3, common4,
1 Кол 3, 17. - Примеч. пер.
2 Досл. сотрудничать (лат.).
(См.: '...чтобы мне... слышать о вас, что вы стоите в одном духе,
подвизаясь единодушно (collaborantes) за веру евангельскую'
(Фил 1, 27)). - Примеч. пер.
3 Сострадать ('Ибо мы имеем не такого
первосвященника, который не может сострадать (qui non possit compati) нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во
всем, кроме греха' (Евр 4, 15. См. также: 1 Кор 12, 26; Рим 8, 17; Евр 10,
34)). - Примеч. пер.
4 Досл. соумереть.
('Верно слово: если мы с Ним умерли (Nam si commortui sumus),
то с Ним и оживем' (2 Тим 2, 11. См. также: 2 Кор 7, 3)). - Примеч. пер.
19
conresuscitare'1? В них
выражается убеждение, что вся человече-ская жизнь должна в некотором роде
приобщиться жизни Хрис-та. Жизнедеятельность, о которой здесь идет речь, не
ограничи-вается, конечно, лишь одними религиозными действиями или делами
милосердия (молитвой, постом, милостыней и пр.). Ведь Церковь провозглашает,
что освящению подлежит человеческая жизнь целиком, вплоть до самых ее
'естественных' сфер. 'Едите ли, пьете ли...'2 -
говорит ап. Павел. Это доказывает история Церкви. Во всем - в истинах,
торжественно провозглашаемых ее архипастырями и учителями, в личном их примере,
в смирен-ных наставлениях, даваемых каждым священником в таинстве исповеди, -
деятельность Церкви всегда была направлена на то, чтобы возвысить,
одухотворить, обожить государственный долг, поиск истины, развитие человеческой
активности.
Этот факт неоспорим. Но его узаконенность,
то есть его ло-гическая связь с самой глубиной христианского духа, не так оче-видна.
Почему же перспективы Царства Божия, раскрываясь, не нарушают порядка и
равновесия нашей деятельности? Как веря-щий в Небо и Крест может продолжать
искренне верить в цен-ность земных дел? Каким образом именно благодаря своему
хри-стианскому мировоззрению верующий может от всего сердца предаваться
исполнению человеческого долга так же, как он пре-дается Богу? На первый взгляд
это неясно, и неясность эта сму-щает на самом деле больше умов, чем обычно
думают.
Проблема стоит так:
Исходя из самых святых заповедей своей
веры, христиа-нин считает, что его здешнее существование переходит в жизнь,
радости, страдания и сама реальность которой не идут ни в какое сравнение с
нынешними условиями нашего мира. К этому резкому противопоставлению, самому по
себе уже достаточ-ному, чтобы у нас появилось отвращение к Земле и мы поте-ряли
к ней всякий интерес, добавляется учение, осуждающее
1 Досл. совоскреснуть ('И воскресил с Ним (Et conresuscitavit), и посадил на небесах
во Христе Иисусе' (Еф 2, 6)). - Примеч. пер.
2 Итак, едите ли, пьете
ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). - Примеч.
пер.
20
порочный и тленный мир и презирающее его:
'Совершенство в отрешенности. Все, что нас окружает, есть презренный прах'. На
каждом шагу христианин читает и слышит эти суровые слова. Как же сможет он
примирить их с иным советом, полу-чаемым обычно от того же наставника и
вписанным самой природой в каждое сердце, что нужно подавать язычникам пример
верности долгу, увлеченности и даже успеха во всех областях человеческой
деятельности? Оставим в стороне без-дельников и лентяев, считающих бесполезным
трудиться, что-бы накопить знания и устроить лучшую жизнь, которой они надеются
насладиться стократно, испустив последний вздох, и по этой причине участвуют в
работе человечества лишь 'спус-тя рукава'. Есть категория умов (всякий духовник
встречал их), которых любая трудность повергает в длительное парали-зующее
замешательство. Эти умы, увлеченные идеей внутрен-него единства, на деле
постоянно терзаются духовной раздво-енностью. С одной стороны, надежный
инстинкт, соединенный с любовью к бытию и вкусом к жизни, влечет их к радости
созидания и познания; с другой - высокое стремление лю-бить Бога превыше всего
заставляет их опасаться малейшего разделения, малейшего отклонения от их
привязанностей. Это порождает в духовных глубинах их существа противополож-ные
приливы и отливы, вызванные притяжением двух сопер-ничающих звезд, о которых мы
говорили вначале: Бога и мира. Которая из них привлечет к себе наивысшее
поклонение?
В зависимости от внутренней силы человека
конфликт мо-жет окончиться одним из трех способов: или христианин, пода-вив
свой вкус к чувственному миру, заставит себя интересовать-ся только чисто
религиозными предметами и попытается жить в мире, обоженном путем исключения
земного; или, раздражен-ный стесняющим его внутренним сопротивлением, он
оттолкнет прочь евангельские заповеди и решится жить, как ему покажет-ся,
настоящей человеческой жизнью; или, что бывает чаще все-го, он откажется от
попытки понять и, до конца не предавшись ни Богу, ни миру, несовершенный в
своих собственных глазах,
21
неискренний в глазах людей, он смирится с
двойной жизнью. Я говорю на основании опыта, который трудно забыть.
По разным причинам все три пути опасны.
Подавляет ли себя, отвращается или раздваивается человек, результат в равной
степени плох и противоположен тому, что должно порождать в нас истинное
христианство. Есть четвертый способ разрешить проблему - увидеть, что без
малейшей уступки 'природе', но из жажды большего совершенства можно примирить,
а потом и оплодотворить одно другим: любовь к Богу и разумную любовь к миру,
усилие безразличия и усилие развития.
Рассмотрим два решения - неполное и
всеобъемлющее, - которые можно найти для христианской проблемы 'обожения
человеческого усилия'.
Сведенный несколько грубо и прямолинейно к
своей сути, первый ответ, который дают духовники на вопрос о том, каким образом
христианин, решившись презреть мир и ревностно хра-нить свое сердце для Бога,
может любить то, чем он занимается (по мнению Церкви, христианин должен
трудиться не только не меньше, но даже лучше, чем язычник),
звучит так:
'Вы хотите, дорогой друг, по-новому
оценить ваш челове-ческий труд, который вам кажется обесцененным христиан-скими
целями и аскетикой. Ну что ж, внесите в него прекрас-ное содержание - добрую
волю. Очистите свои помыслы, и малейшее ваше действие окажется наполненным
Богом.
Несомненно, объекты вашей деятельности не
имеют ника-кого конечного значения. Откроют ли люди одной истиной или явлением
больше или меньше, напишут или нет прекрасную му-зыку или прекрасные картины,
будет их земное устроение более
22
или менее удачным - для Неба это не имеет непосредственного
значения. В действительности ничто из этих открытий и творе-ний не претворится
в те камни, из которых будет возведен новый Иерусалим. Но то, что вы во всем
действовали согласно воле Божией, - вот это оценят на Небесах, вот это
пребудет вечно.
Совершенно очевидно, что Бог не нуждается в плодах вашей
созидательной деятельности, так как Он может все иметь и без вас. Его
интересует лишь, правильно ли вы пользуетесь своей свободой и отдаете ли Ему
предпочтение перед всем, что вас окружает, - ведь именно этого Он желает
сильнее всего.
Поймите хорошенько, что предметы на Земле даны вам лишь как
сырье для работы, трудясь над которыми, вы 'набело' дела-ете себе ум и сердце.
Вы находитесь на испытательной площад-ке, где Бог видит, можете ли вы быть
перенесены на Небо, в Его Присутствие. Здесь вас испробывают. Поэтому не важно,
чего стоят плоды Земли и что с ними станется. Весь вопрос в том, вос-пользовались
ли вы ими, чтобы научиться послушанию и любви.
Не привязывайтесь к грубой оболочке человеческих тво-рений.
Это всего лишь горючая солома или хрупкая глиняная посуда. Но подумайте, что
каждый из этих невзрачных сосу-дов вы можете наполнить, как живым соком или
драгоценным напитком, духом покорности и единения с Богом. Если зем-ные цели
сами по себе ничего не стоят, вы можете любить их за то, что они предоставляют
вам возможность доказать Гос-поду свою верность'.
Мы вовсе не хотим сказать, что эти слова когда-то были
произнесены. Но мы полагаем, что они передают характер, в действительности
присущий многим духовным наставлениям; во всяком случае, мы уверены, что они
достаточно хорошо отражают смысл того, что бывает понято и усвоено из услы-шанных
увещеваний большинством пасомых.
Итак, что же мы должны думать о такой жизненной по-зиции?
Прежде всего эта позиция содержит огромную долю исти-ны.
Она с полным основанием превозносит важную роль из-начального намерения,
являющегося (мы еще не раз это по-
23
вторим) поистине золотым ключиком, с помощью которого наш
внутренний мир отворяет двери Божественному Присут-ствию. Она настойчиво
провозглашает ведущую роль Боже-ственной Воли, которая благодаря этому
становится для хрис-тианина (как и для его Божественного Образца) питательным
содержанием всякой земной пищи. При всем разнообразии и множестве человеческих
творений, она раскрывает неизмен-ную, единственную в своем роде среду, в
которой мы можем водвориться, чтобы уже никогда не выпадать из нее.
Все это важные составные части искомого решения; и мы
надеемся сохранить их в целости в той более удовлетворитель-ной картине
внутренней жизни, какую собираемся вам предста-вить. Но они кажутся нам
лишенными завершения, без которого невозможны наша духовная радость и мир.
Обожение наших уси-лий вкладываемым в них намерением одухотворяет все наши дей-ствия,
но не дает нам надежды на воскресение их воплощений. А ведь именно в
этом мы так нуждаемся, чтобы радость наша стала совершенной. Иметь возможность
верить, что если мы любим Бога, то что-то уцелеет от нашей внутренней
активности, нашего действия, - это уже много. Но будут ли в каком-то смысле
'уве-ковечены', спасены сами творения наших умов, сердец и рук - наши
достижения, наши произведения, наше дело?
О да, Господи, в силу этого желания, Самим Тобой вло-женного
в самую глубину моей воли, так будет! Я хочу, мне необходимо, чтобы было так.
Я хочу этого, потому что горячо люблю то, чему с Твоей
помощью постоянно даю жизнь. Я лелею, как детей, чья полная смерть во плоти мне
кажется невероятной, все новые красоты, рождающиеся во мне самом и вокруг меня
на человеческом лике Земли, - всякую мысль, материальное совершенство,
гармонию, каждый неповторимый оттенок любви, чудесную сложность улыб-ки и
взгляда. Если бы я думал, что все это отцветет навсегда, разве я стал бы дарить
этому жизнь? Чем больше я анализирую себя, тем яснее вижу ту психологическую
истину, что ни один человек и мизинцем не пошевелил бы ради самой пустячной
работы, если бы им не двигало более или менее смутное убежде-
24
ние, что хотя бы в самой малой степени
(или по крайней мере косвенно) он трудится над возведением чего-то Окончательного,
то есть над осуществлением Твоего замысла, Господи. Тем, кто действует, не
подвергая себя строгому контролю, это может по-казаться странным
преувеличением. И все же это основной за-кон их деятельности. Для того чтобы мы
реализовали данную нам Тобой хрупкую свободу, нам нужно не больше и не меньше,
как притяжение того, что мы зовем Абсолютом, не больше и не меньше, как Ты Сам.
Поэтому все то, что омрачает мою ясную веру в небесную ценность результатов моего
усилия, непопра-вимо снижает мою способность действовать.
Покажи всем Своим верным, Господи, как, в
буквальном и полном смысле слова, 'дела их идут вслед за ними'1 в Твое Царство: 'opera sequintur illos'. Иначе они могут уподобиться ленивым работникам, которых
не подстегивает их дело. Или же, если человеческий инстинкт возобладает у них
над их ко-лебаниями и над софизмами до конца не понятой религии, они останутся
во власти внутреннего разлада и смятения, и тогда скажут, что в сфере
человеческой деятельности сыны Неба не могут состязаться с равной убежденностью
и, следо-вательно, равным оружием с детьми Земли.
Икономия2 спасения (т. е. обожения) наших дел кратко может быть выражена
так:
Всякая душа в недрах мира принадлежит Богу
во Христе.
Но, с другой стороны, любая, даже
материальная, реаль-ность вокруг каждого из нас принадлежит нашей душе.
1 Откр
14, 13. (Вульгата: 'opera enim illorum sequintur illos'). - При-меч. пер.
2 Икономия
- домостроительство (греч.), т.е. замысел Божий и его осуществление.
- Примеч. пер.
25
Таким образом, всякая осязаемая реальность
вокруг нас принадлежит, посредством нашей души, Богу во Христе.
Последовательно рассмотрим все три посылки
нашего сил-логизма. Нетрудно определить его члены и их связь. Но будем
осторожны: одно дело понять слова, и другое - суметь про-никнуть в удивительный
мир, открывающий нам в величавой суровости свои неисчерпаемые богатства.
Эта первая посылка выражает основной католический
дог-мат - тот, который остальные догматы призваны объяснять и определять. Она
не требует доказательств, напротив, предпо-лагается, что мы вполне поймем ее
своим умом. Всякая душа принадлежит Богу во Христе. Не следует понимать эту
нашу предназначенность Христу в смысле юридических отношений, означающих
принадлежность вещи ее владельцу. Физическая природа ее иная, она значительно
глубже. Поскольку совер-шенный мир (Плерома1,
как говорит an. Павел),
есть едине-ние людей (Единение Святых), то вполне естественно, что наш ум
нуждается в выражении этих связей посредством социальных аналогий. Вполне
понятно также и то, что во избежание мате-риалистического или пантеистического
искажения, опасность которого подстерегает человеческую мысль при попытке ис-пользовать
для выражения мистических понятий богатые, но опасные аналогии с природой,
многие богословы (более роб-кие, чем ап. Павел) не любят придавать слишком
реалисти-ческий смысл тем связям, которые соединяют члены и Главу мистического
Тела. Но эта осторожность не должна превра-щаться в боязливость. Если мы хотим
понять во всей широте (которая одна делает его прекрасным и приемлемым) учение
Церкви о ценности человеческой жизни и обещаниях или уг-
1 Плерома - полнота (греч.). См.,
напр: Кол 1, 19; 2, 9. - Примеч. пер.
26
розах будущей жизни, мы должны, не
поступаясь свободой и сознанием, составляющими физическую реальность нашей
души, почувствовать существование прочных связей между собой и воплощенным
Словом, подобных тем, что побуждают химическое сродство элементов созидать в
мире все 'естествен-ные' образования.
Бесполезно сейчас искать новое
наименование для обо-значения высшей природы этой зависимости, где гармонично
сочетается, проявляясь с необыкновенной яркостью и силой, все, что есть
наиболее гибкого в человеческих соединениях и наиболее жесткого в органических
образованиях. Назовем ее, как издавна принято, мистической связью. Но
пусть это слово означает не смягчение, а, напротив, укрепление и очищение того,
что в действительности заключено в самых прочных со-единениях, примеры которых
дает нам повсюду физический и человеческий мир. Мы можем продвигаться вперед по
этому пути, не опасаясь исказить истину, так как в том, что касается самого
факта, а не его систематического изложения, Церковь Божия придерживается
единого мнения: благодаря Воплоще-нию Слова наша душа вся посвящена Христу,
ставшему ее средоточием.
В этой форме вторая посылка нашего
силлогизма носит абсолютный характер, что может шокировать умы позитивист-ского
склада. И в то же время она лишь выражает естествен-ный и неоспоримый факт:
наша духовная сущность непре-рывно питается бесчисленными энергиями
чувственного мира. Это также не имеет смысла доказывать. Нужно видеть - ви-деть
вещи такими, каковы они в действительности. Увы, мы живем в переплетении
космических влияний, как в гуще тол-
27
Василий Кузнецов. Тейяр де Шарден: стремление живого
организма мира к божественному совершенству....................3
БОЖЕСТВЕННАЯ
СРЕДА.......................................................7
ФЕНОМЕН
ЧЕЛОВЕКА........................................................133
ЭССЕ
Вселенская литургия...............................................................431
Как я
верую.............................................................................449
Несколько общих соображений
о сущности
христианства..................................................487
Христос
эволюции..................................................................495
Введение в христианскую
жизнь...........................................511
Размышления о первородном
грехе......................................535
Комментарии переводчиков...................................................548
Научно-популярное
издание
Тейяр де Шарден Пьер
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
Сборник очерков и эссе
Ответственные за выпуск Е.А. Барзова, Г.Г.
Мурадян
Художественный редактор О.Н. Адаскина
Компьютерный дизайн: Н.В.
Пашкова
Компьютерная верстка: Н.Г.
Суворова
Технический редактор О.В.
Панкрашина
Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93. том 2; 953004 -
научная и производственная литература
Гигиеническое заключение
? 77.99.11.953.П.002870.10.01 от 25.10.2001
г.
ООО 'Издательство ACT'
368560, Республика Дагестан, Каякентский район,
с. Новокаякент, ул. Новая, д. 20
Наши электронные адреса:
WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК 'Ульяновский Дом печати'
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Издательская группа ACT
Издательская группа ACT, включающая в себя около 50 издательств
и
редакционно-издательских объединений, предлагает вашему вниманию более 10 000 названий книг самых разных видов и жанров. Мы выпускаем классические произведения и книги современ-ных авторов. В наших каталогах - интеллектуальная проза, детективы, фантастика, любовные романы, книги для детей и подростков, учебни-ки, справочники, энциклопедии, альбомы по искусству, научно-познава-тельные и прикладные издания, а также широкий выбор канцтоваров.
В
числе наших авторов мировые знаменитости Сидни Шелдон, Сти-вен Кинг, Даниэла Стил, Джудит Макнот, Бертрис Смолл, Джоанна Линд-сей, Сандра Браун, создатели российских бестселлеров Борис Акунин, братья Вайнеры, Андрей Воронин, Полина Дашкова, Сергей Лукь-яненко, Фридрих Незнанский, братья Стругацкие, Виктор Суворов, Виктория Токарева, Эдуард Тополь, Владимир Шитов, Марина Юде-нич, а также любимые детские писатели Самуил Маршак, Сергей Ми-халков, Григорий Остер, Владимир Сутеев, Корней Чуковский.
Книги издательской группы ACT вы сможете заказать и получить по почте в любом уголке России. Пишите:
10714О, Москва, а/я 140
ВЫСЫЛАЕТСЯ БЕСПЛАТНЫЙ КАТАЛОГ
Вы также сможете приобрести книги группы ACT по низким издательским ценам в наших фирменных магазинах:
Москва
ул. 2-я Владимирская, д. 52, тел. 306-18-91, 306-18-97 Звездный б-р,
д. 21, стр.1, тел. 232-19-05 ул. Татарская, д. 14, тел. 959-20-95 ул. Каретный ряд, д. 5/10, тел. 209-66-01, 299-65-84 ул. Луганская, д. 7, корп. 1, тел. 322-28-22 Б.
Факельный пер., д.
3, стр. 2, тел. 911-21-07 Волгоградский пр., д. 132, тел. 172-18-97 Самаркандский б-р,
д. 17, тел. 372-40-01 Крокус-Сити, 65-66 км МКАД, тел. 754-94-25 ул. Стромынка, д.
14/1
Чонгарский б-р, д.
18а, 119-90-89, 119-65-40 Зеленоград, кор. 360, 3-й мкрн, тел. 536-16-46
Регионы
г.
Архангельск, 103-й квартал, ул. Садовая, д. 18, тел. 8-8182-65-44-26 г. Белгород, пр. Б.
Хмельницкого, д. 132а
г.
Калининград, пл. Калинина, д. 17-21, тел. 8-0112-441095, 566095 г. Краснодар, ул. Красная, д. 29
Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Ломоносова, д. 1/ Волжская наб., д. 107 г.
Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23, тел. 8-3532-41-18-05 г. Череповец, Советский пр., д. 88А г. Н.Новгород, ул. Маяковская, д. 13 (8312) 33-79-80
Издательская группа ACT
129085, Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7-й
этаж.
Справки по телефону (095) 215-01-01, факс 215-51-10
E-rnail:
astpub@aha.ru http://www.ast.ru
'Звезды мировой философии'
Это уникальное по полноте издание
рассказыва-ет об основных этапах развития философской мысли, знакомите
биографиями и концепциями величайших мудрецов, таких как
Платон и Аристотель, Иисус Христос и
Будда, Конфуций и Чжуан-цзы, Руссо и Шамфор, Гегель и Шопенгауэр. Чаадаев и
Толстой.
В серии вышли книги
"Мудрость трех тысячелетий"
"Энциклопедия высокого ума"
"Философия сорока пяти
поколений"
"Золотая философия"
"Современники вечности"
Особую ценность серии придает тщательно
подобранный иллюстративный ряд. Огромное
количество вдумчиво обработанного и любовно преподнесенного философского ма-териала
делает их интересными как для специа-листов, так и для широкого круга
читателей.
По вопросам оптовой покупки книг
издательства ACT обращаться
по адресу:
Звездный бульвар, дом 21, 7-й этаж
Тел.215-43-38, 215-01-01,215-55-13
Издательство ACT
предлагает вниманию читателей собрание
сочинений
Ирвина Шоу
"МОЛОДЫЕ ЛЬВЫ"
"РАСТРЕВОЖЕННЫЙ ЭФИР"
"ЛЮСИ КРАУН"
"ДВЕ НЕДЕЛИ В ДРУГОМ ГОРОДЕ"
"БОГАЧ. БЕДНЯК"
"ВЕЧЕР В ВИЗАНТИИ"
"НОЧНОЙ ПОРТЬЕ"
"ВЕРШИНА ХОЛМА"
"ХЛЕБ ПО ВОДАМ"
"ДОПУСТИМЫЕ ПОТЕРИ"
"ГОЛОСА ЛЕТНЕГО ДНЯ"
РАССКАЗЫ
Романы "Богач, бедняк" и
"Молодые львы" впервые издаются без сокращений
По вопросам оптовой покупки книг
издательства ACT обращаться
но адресу:
Звездный
бульвар, дом 21, 7-й этаж Тел. 215-43-38. 215-01-01, 215-55-13
Сканирование
и форматирование: Янко Слава (библиотека
Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq#
75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html
||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для
отсканированных мной книг в течение многих лет.
update 10.12.03