Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03

Пьер Тейяр де ШАРДЕН

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

PHILOSOPHY

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва 2002

УДК 1/14

ББК 87.3(4Фра)

Т30

Серийное оформление А.А. Кудрявцева

Перевод с французского О.С. Вайнер ('Божественная среда'), Н.А. Садовского ('Феномен человека'), О.С. Вайнер ('Эпилог. Феномен христианства'), О.С. Вайнер ('Приложение. Несколько замечаний о месте и участии зла в эволюционирующем мире'), З.А. Масленниковой ('Вселенская литургия'), О.С. Вайнер ('Несколько общих соображений о сущности христианства'), О.С. Вайнер ('Христос эволюции, илu Логическое развитие понятия Искупления'), З.А. Масленниковой

('Размышления о первородном грехе')

Составитель В.Ю. Кузнецов

Подписано в печать 25.03.2002. Формат 84х108 1/32

Усл. печ. л. 29,40. Тираж 3000 экз. Заказ ? 1485

Тейяр де Шарден П.

Т30 Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. - М.: ООО 'Изда-тельство ACT', 2002. - 553, [7] с. - (Philosophy).

ISBN 5-17-009886-3

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1885-1955) - один из виднейших представителей теологической философии XX столетия. Идеа-лизм Тейяра де Шардена - это идеализм, ключевые слова в коем - 'Вселенная, пронизанная Богом'. Философия здесь становится почти поэтичной в своем романтическом радикализме. Пересказывать основные постулаты этой концепции - невозможно, да и незачем, лучше попросту прочитать и осмыслить произведения Тейяра САМОСТОЯТЕЛЬНО.

В предлагаемый сборник, кроме важнейших книг Тейяра - 'Феномен человека' и 'Божественная среда', - включен также ряд небольших работ, представляющих различные аспекты творчества этого замечательного человека: священника и ученого, пророка и мыслителя.

УДК 1/14

ББК 87.3 (4Фра)

© Составление. Предисловие. В.Ю. Кузнецов, 2002

© Перевод. О.С. Вайнер, 1992

© Перевод. З.А. Масленникова, 1992

© ООО 'Издательство ACT', 2002

 

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН: СТРЕМЛЕНИЕ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА МИРА К БОЖЕСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВУ.. 2

БОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА. ОЧЕРК ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ.. 3

Предисловие. 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Обожение активности1 5

1. Достоверность факта и трудность его объяснения. Христианская проблема освящения действия. 5

2. Неполное решение. Человеческая деятельность ценна лишь в силу вкладываемого в нее намерения. 6

3. Полное решение. Всякое усилие содействует завершению мира 'во Христе Иисусе'. 8

а. Всякая душа в мире принадлежит Богу во Христе. 8

b. А теперь добавим: 'в мире, где всякий дух восходит к Иисусу Христу, все осязаемое, в свою очередь, принадлежит Духу'  8

Анонс книги. 9

Книга по запросу. 9

Содержание. 9

 

 

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН: СТРЕМЛЕНИЕ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА МИРА К БОЖЕСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВУ

Двигателем сознательной жизни может быть только Абсолютное, то есть Божественное.

Тейяр де Шарден

Среди ученых специалистов, вдохновенных теологов и муд-рых философов крайне редко можно встретить универсального мыслителя или хотя бы действительно междисциплинарного твор-ца-исследователя. Прослеживать взаимосвязи и взаимодействия самых различных сфер, областей и доминионов культуры чрез-вычайно сложно, однако еще сложнее соединить практически несоединимое, создавать новое как органичный сплав крайне разнородных компонентов. В этом смысле фигура Тейяра де Шардена, пожалуй, уникальна: ему удалось проявить себя одно-временно в науке, философии, религии и синтезировать в своей концепции целую серию совершенно, на первый взгляд, несов-местимых между собой представлений.

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в фермерской семье, живущей в Оверни - горной облас-ти центра Франции. (Откуда, кстати, происходил и другой зна-менитый ученый и философ Блез Паскаль.) Его мать Берта - убежденная католичка, хотя ее двоюродным дедом и был Воль-тер - дала сыну христианское воспитание. Маленький Пьер рано проявил большой интерес к естествознанию и стремле-ние к образованию, получившие понимание и поддержку его отца Эммануэля. Тогда же возникает увлечение Пьера геоло-

4

гией и палеонтологией. В одиннадцатилетнем возрасте его от-дали в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежащий орде-ну иезуитов. Как и в других учебных заведениях Общества Иисуса, тут обучали не только теологии, философии, древним и новым языкам, но и естественным наукам; при этом вся жизнь учащихся была жестко регламентирована. По оконча-нии колледжа в 1899 году Пьер становится послушником, а через два года приносит монашеские обеты. Затем он продол-жает свое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси, где изучает историю и философию.

С 1904 года по 1907 год Тейяр преподает физику и химию в иезуитском колледже в Каире, где впервые сталкивается, с вос-точной культурой, которая произвела на него большое впечатле-ние; затем - преподает и в других учебных заведениях. С 1913 года Тейяр работает в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством круп-ного авторитета по антропологии и археологии М. Буля. В самом начале Первой мировой войны он стал санитаром и прошел всю войну, получив в награду Военную медаль и орден Почетного легиона. Опыт новых переживаний существенно обогатил его внутреннюю работу; именно во время войны окончательно фор-мируются основы его мировоззренческой позиции, и Тейяр на-чинает писать свои первые эссе, создавая свою версию эволюци-онного учения. После демобилизации он получил еще несколько дипломов в различных областях естественных наук, а в 1920 году успешно защитил в Сорбоне свою докторскую диссертацию и был приглашен на должность профессора кафедры геологии па-рижского Католического университета.

Уже с начала двадцатых годов, когда лекции Тейяра пользу-ются все большим успехом, на него пишут все больше доносов руководству ордена с обвинениями в еретических утверждениях. Не считая правильным вступать в полемику по принципиаль-ным вопросам догматики, в 1923 году он предпочел воспользо-ваться вовремя подвернувшимся предложением и отправиться в палеонтологическую экспедицию по Монголии и Китаю. Вер-

5

нувшись через два года, Тейяр обнаружил, что доносы сыгра-ли свою роль и ему теперь запрещено читать лекции. Конеч-но, он мог отказаться от сана и выйти из ордена - тогда у него появилась бы возможность публиковать свои работы и выступать со своими идеями, но Тейяр выбрал послушание и опять уехал в долгую экспедицию по Китаю, где вместе с кол-легами открыл кости синантропа в Чжоукоудяне.

Запрет на преподавание вынудил Тейяра заняться исследо-вательской деятельностью в субсидируемых орденом экспедици-ях вдали от Франции, но одновременно предоставлял возможно-сти для более подробной разработки оригинальной концепции. В 1926-1927 годах он пишет книгу 'Божественная среда', в ко-торой стремится показать неразрывное единство действия и со-зерцания, научных исследований и религиозных откровений, внутреннюю необходимую связь человеческого и божественно-го. Однако печатать философские труды ему не разрешили, по-этому Тейяр опять путешествует по Китаю, Индии, Бирме. Яве, по Африке и снова по Китаю. Там, в посольском квартале Пеки-на, Тейяра настигает война: японские войска в 1937 году оккупи-руют китайскую столицу. Оставшись в изоляции на долгие годы, он продолжает разрабатывать свое учение и создает главное свое произведение - 'Феномен человека'. Здесь, претендуя на описательность, в своем любимом позтическо-романтическом стиле Тейяр рисует величественную картину бытия вселенной, прони-занной Богом, и мировой эволюции, осью и вершиной которой выступает человек. Вернувшись после войны, в 1946 году во Фран-цию с рукописью книги, он вновь пытается получить разреше-ние на публикации и чтение лекций, но опять безуспешно. И доработанный в последующие годы вариант, с новым эпилогом 'Феномен христианства', показался руководству ордена слиш-ком радикальным и опасным. Тейяру не разрешили и занять ка-федру в Колледж де Франс, куда его уважительно приглашали. Даже избрание Тейяра в Парижскую академию наук в 1950 году не изменило предубеждения церковных иерархов против его идей. Поэтому он был вынужден принять предложение о работе в США

6

и руководстве раскопками в Африке. 10 апреля 1955 года Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа. Посмерт-ная публикация собрания его сочинений вызвала бурные дис-куссии, восторженные отзывы и новые обвинения в неортодок-сальности.

Хотя Тейяр не оставил прямых учеников и не создал осо-бой школы, его учение было настолько знаменитым, что по-родило целое течение мысли, носящее его имя и группирую-щееся вокруг специального журнала. По мнению о. Александра Меня, труды Тейяра не только учат нас любовному отноше-нию к миру и способствуют построению целостного христи-анского миросозерцания, но также помогают диалогу христи-ан с нехристианами. Из всех теологических доктрин именно тейярдизм оказывается - благодаря своему широкому эволю-ционному подходу - симптоматично перекликающимся с не-ортодоксальным диаматом: Тейяр был единственным совре-менным западным теологом, чьи работы были опубликованы в СССР. Известность Тейяра распространилась даже в сферу искусства: показательно, что нашумевшая научно-фантасти-ческая эпопея Дэна Симмонса о Гиперионе предполагает дей-ственность и актуальность тейярдизма даже в очень далеком будущем...

Пересказать воззрения Тейяра во всем богатстве его идей невозможно да и незачем; лучше почитать его произведения и подумать самому.

В предлагаемый сборник, кроме важнейших книг Тейяра - 'Феномен человека' и 'Божественная среда', включен также ряд небольших работ, представляющих различные аспекты творче-ства этого замечательного человека: священника и ученого, про-рока и мыслителя.

Василий Кузнецов

БОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА. ОЧЕРК ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ

('Sic Deus dilexit mundum'

Тем, кто любит мир

'Так возлюбил Бог мир'. (Ин 3.16).

Предисловие

Для того чтобы читатели восприняли и суть, и форму пред-лагаемого очерка, они должны иметь верное представление о том, в каком духе он написан.

Эта книга обращена не к тем христианам, которые прочно утвердились в своей вере, - они ничего не почерпнут из ее содержания. Она написана для тех, кто подвержен внутрен-ним колебаниям и влияниям извне, кто, вместо того чтобы безраздельно предаться Церкви, лишь слегка касается ее или отдаляется от нее в надежде ее превзойти.

В результате того, что в XX веке опытное познание мира изменило наш взгляд на нравственную ценность многих его элементов, 'гуманистический религиозный идеал' получил тенденцию к обособлению и выражается ныне в терминах, на первый взгляд, казалось бы, не совпадающих с 'христианским религиозным идеалом'.

Поэтому те, кто по воспитанию или инстинктивно скло-нен слышать голоса Земли, начинают бояться, что они оши-бутся и остановятся в своем развитии, если останутся на пути, начертанном Евангелием.

Цель этого очерка о внутренней жизни, или внутреннем видении, именно в том и состоит, чтобы доказать методом конкретного исследования, что это беспокойство напрасно, так как традиционное христианство - христианство Креще-ния, Креста и Евхаристии - может быть переведено на язык нашего времени и превосходит все лучшие его чаяния.

Мы постараемся показать, что всегда неизменный и вечно новый Христос никогда не переставал быть 'первенцем' чело-вечества.

14

Одним мир предстает слишком огромным. В такой бес-предельности человек теряется и списывается со счетов, от-ныне нам остается смириться с неведением и исчезнуть. Для других, напротив, мир слишком прекрасен: именно ему, и толь-ко ему, следует поклоняться.

Есть среди христиан люди, избежавшие до поры этой тре-воги и этих чар. Наша книга их не заинтересует. Но есть и другие - испуганные тем смятением и влечением, которое производит в их душах неодолимое притяжение новой восхо-дящей звезды. Способен ли еще охватить и сплотить вокруг Себя нашу чрезмерно возросшую Вселенную евангельский Христос, Которого узнал и полюбил средиземноморский мир? Не окажется ли когда-нибудь мир больше, глубже, ослепи-тельней, чем Ягве? Не уничтожит ли он нашу религию? Не затмит ли нашего Бога?

Возможно, многие, не осмеливаясь даже признаться са-мим себе в этой тревоге (я это знаю, потому что я их часто встречал), ощущают ее в глубине своих сердец. Именно для них я и пишу.

Я не пытаюсь заниматься метафизикой или апологетикой. Но я вновь взойду вместе с теми, кто захочет следовать за мной, на Агору1. И мы услышим слова ап. Павла, обращенные к членам Ареопага: 'Бог, Который создал человека, чтобы тот искал Его, Бог, Которого мы пытаемся постичь на ощупь на-шей жизнью, - этот Бог так же вездесущ и реален, как воздух, которым мы дышим. Он окутывает нас повсюду, как сам мир. Чего же вам не хватает, для того чтобы встретиться с Ним? Только одного: увидеть Его'2.

Эта маленькая книга, в которой вы найдете лишь извеч-ный урок Церкви, с той лишь разницей, что он повторен че-

1 Главная площадь в городах античной Греции, место публичных со-браний. - Примеч. пер.

2 Тейяр де Шарден размышляет здесь над следующими словами ап. Павла: 'От одной крови Он произвел род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, хотя Он и не далеко от каждого от нас' (Деян. 17, 26-27). - Примеч. пер.

15

ловеком, страстно переживающим современную эпоху, хочет научить видеть Бога всюду - в самом сокровенном, в самой гуще мира, в самой основе вещей. То, что содержат и предла-гают эти страницы, есть практическая позиция, или, точнее, воспитание зрения. Не будем спорить, хорошо? Лучше встаньте рядом со мной и смотрите. С этой удобной точки - не труд-нодоступной вершины, достигнутой лишь немногими избран-никами, но твердой платформы, возведенной двумя тысячелети-ями христианского опыта. - вы ясно увидите, как происходит совмещение двух звезд, чье противоположное притяжение расстраивало вашу веру. Бог, настоящий христианский Бог заполнит на ваших глазах Вселенную, не смешиваясь с пей и ничего в ней не расстраивая. Вселенную, нашу сегодняш-нюю Вселенную, Вселенную, которая ужасала вас своей враждебной необъятностью и своей языческой красотой. По-добно тому, как луч света проникает в кристалл, Он пронзит бесчисленные уровни бытия и станет для вас совершенно ре-альным и действенным - совсем близким и очень далеким одновременно.

Если вы сумеете, настроив ваше внутреннее зрение, раз-глядеть это великолепие, вы забудете, я вам это обещаю, все свои напрасные страхи перед лицом восходящей Земли и, не задумываясь более ни о чем, воскликнете: 'Пусть возрастает, Господи! Пусть всегда возрастает Твоя Вселенная, чтобы на-конец через бесконечно усиливаемое и расширяемое прикос-новение я уловил Тебя и был уловлен Тобой!'

Путь, которым мы последуем в нашем изложении, совсем прост. Так как по опыту мы знаем, что существование каждо-го человека делится на две части - на то, что он делает сам, и на то, что он претерпевает, - мы рассмотрим поочередно сферы нашей активности и пассивности. Прежде всего мы устано-вим, что в каждой из них Бог, исполняя Свое обещание, дей-ствительно ожидает нас в глубине вещей и даже выходит нам навстречу. Мы увидим, как, обнаруживая Свое верховное При-

16

сутствие, Он не нарушает гармонии человеческого бытия, но, напротив, придает ему его истинную форму и законченность. И после того, как обе половины нашей жизни (и, следователь-но, весь наш мир целиком) окажутся наполненными Богом, нам останется только рассмотреть чудесные свойства этой сре-ды, разлитой повсюду и в то же время лежащей по ту сторону вещей, среды, в которой одной мы и созидаемся, - и наконец вдохнуть полной грудью.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Обожение активности1

Из двух половин, или составляющих, на которые можно поделить нашу жизнь, первая по своей очевидной важности и тому значению, которое мы ей придаем, есть сфера активных усилий, развития. Разумеется, нет действия без противодей-ствия. Разумеется также, в нас нет ничего, что по своему про-исхождению и в глубине своей не было бы, как сказал св. Августин, 'in nobis sine nobis'2. Даже тогда, когда мы действу-ем, как нам кажется, совершенно самопроизвольно, нами от-части управляет то, чем, по нашим представлениям, управля-ем мы. Кроме того, само распространение нашей энергии (которым проявляет себя ядро самостоятельной личности) есть по сути лишь послушание воле быть и возрастать, над измене-нием силы и бесконечными разновидностями которой мы не властны. В начале второй части мы рассмотрим основные про-явления пассивности. Одни из этих проявлений неотторжимы от нашей сущности, другие проявляют себя в той игре всеоб-

1  Здесь особенно следует учесть то, о чем мы упоминали в конце Предисловия. Когда мы говорим об 'активности', то берем этот термин в самом общепринятом смысле слова, ничего не отрицая из того, что происходит между Благодатью и нашей волей в недоступных опыту сфе-рах души, но, напротив, имея в виду всю полноту их взаимодействия. И еще раз напомним, что наиболее Божественное в Боге есть то, что вне Его мы самым абсолютным образом обратились бы в ничто Самой ма-лой примеси так называемого пелагианства было бы достаточно, чтобы мгновенно разрушить для 'зрячего' все очарование Божественной сре-ды. - Примеч. автора

2  В нас без нас (лат ). - Примеч. пер.

18

щих закономерностей, которую мы зовем 'нашей природой', 'нашим характером' или 'нашей доброй или злой судьбой'. А пока что возьмем нашу жизнь в ее самых очевидных и про-стых категориях и понятиях. Каждый человек прекрасно от-личает те моменты, когда он действует сам, от тех, когда он подвергается воздействию извне. Рассмотрим самих себя в од-ной из этих фаз преобладающей активности и постараемся понять, каким образом благодаря ей и при полном ее раскры-тии Божественное оказывает давление на нас, пытается про-никнуть в нашу жизнь.

1. Достоверность факта и трудность его объяснения. Христианская проблема освящения действия

С точки зрения догматики нет ничего более несомненного, чем возможность освящения человеческой деятельности: 'И все, что вы делаете, - говорит ап. Павел, - делайте во имя Господа Иисуса Христа'1. И самой строгой христианской традиции хо-рошо знакомо выражение 'во имя Господа Иисуса Христа', что означает: в тесном единении с Господом нашим Иисусом Христом. Не сам ли ап. Павел, призвав 'облечься во Христа', создал затем ряд знаменитых понятий, каждая буква которых полна глубочайшего смысла: 'Collaborare2, compati3, common4,

1  Кол 3, 17. - Примеч. пер.

2 Досл. сотрудничать (лат.). (См.: '...чтобы мне... слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно (collaborantes) за веру евангельскую' (Фил 1, 27)). - Примеч. пер.

3  Сострадать ('Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать (qui non possit compati) нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха' (Евр 4, 15. См. также: 1 Кор 12, 26; Рим 8, 17; Евр 10, 34)). - Примеч. пер.

4 Досл. соумереть. ('Верно слово: если мы с Ним умерли (Nam si commortui sumus), то с Ним и оживем' (2 Тим 2, 11. См. также: 2 Кор 7, 3)). - Примеч. пер.

19

conresuscitare'1? В них выражается убеждение, что вся человече-ская жизнь должна в некотором роде приобщиться жизни Хрис-та. Жизнедеятельность, о которой здесь идет речь, не ограничи-вается, конечно, лишь одними религиозными действиями или делами милосердия (молитвой, постом, милостыней и пр.). Ведь Церковь провозглашает, что освящению подлежит человеческая жизнь целиком, вплоть до самых ее 'естественных' сфер. 'Едите ли, пьете ли...'2 - говорит ап. Павел. Это доказывает история Церкви. Во всем - в истинах, торжественно провозглашаемых ее архипастырями и учителями, в личном их примере, в смирен-ных наставлениях, даваемых каждым священником в таинстве исповеди, - деятельность Церкви всегда была направлена на то, чтобы возвысить, одухотворить, обожить государственный долг, поиск истины, развитие человеческой активности.

Этот факт неоспорим. Но его узаконенность, то есть его ло-гическая связь с самой глубиной христианского духа, не так оче-видна. Почему же перспективы Царства Божия, раскрываясь, не нарушают порядка и равновесия нашей деятельности? Как веря-щий в Небо и Крест может продолжать искренне верить в цен-ность земных дел? Каким образом именно благодаря своему хри-стианскому мировоззрению верующий может от всего сердца предаваться исполнению человеческого долга так же, как он пре-дается Богу? На первый взгляд это неясно, и неясность эта сму-щает на самом деле больше умов, чем обычно думают.

Проблема стоит так:

Исходя из самых святых заповедей своей веры, христиа-нин считает, что его здешнее существование переходит в жизнь, радости, страдания и сама реальность которой не идут ни в какое сравнение с нынешними условиями нашего мира. К этому резкому противопоставлению, самому по себе уже достаточ-ному, чтобы у нас появилось отвращение к Земле и мы поте-ряли к ней всякий интерес, добавляется учение, осуждающее

1  Досл. совоскреснуть ('И воскресил с Ним (Et conresuscitavit), и посадил на небесах во Христе Иисусе' (Еф 2, 6)). - Примеч. пер.

2 Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). - Примеч. пер.

20

порочный и тленный мир и презирающее его: 'Совершенство в отрешенности. Все, что нас окружает, есть презренный прах'. На каждом шагу христианин читает и слышит эти суровые слова. Как же сможет он примирить их с иным советом, полу-чаемым обычно от того же наставника и вписанным самой природой в каждое сердце, что нужно подавать язычникам пример верности долгу, увлеченности и даже успеха во всех областях человеческой деятельности? Оставим в стороне без-дельников и лентяев, считающих бесполезным трудиться, что-бы накопить знания и устроить лучшую жизнь, которой они надеются насладиться стократно, испустив последний вздох, и по этой причине участвуют в работе человечества лишь 'спус-тя рукава'. Есть категория умов (всякий духовник встречал их), которых любая трудность повергает в длительное парали-зующее замешательство. Эти умы, увлеченные идеей внутрен-него единства, на деле постоянно терзаются духовной раздво-енностью. С одной стороны, надежный инстинкт, соединенный с любовью к бытию и вкусом к жизни, влечет их к радости созидания и познания; с другой - высокое стремление лю-бить Бога превыше всего заставляет их опасаться малейшего разделения, малейшего отклонения от их привязанностей. Это порождает в духовных глубинах их существа противополож-ные приливы и отливы, вызванные притяжением двух сопер-ничающих звезд, о которых мы говорили вначале: Бога и мира. Которая из них привлечет к себе наивысшее поклонение?

В зависимости от внутренней силы человека конфликт мо-жет окончиться одним из трех способов: или христианин, пода-вив свой вкус к чувственному миру, заставит себя интересовать-ся только чисто религиозными предметами и попытается жить в мире, обоженном путем исключения земного; или, раздражен-ный стесняющим его внутренним сопротивлением, он оттолкнет прочь евангельские заповеди и решится жить, как ему покажет-ся, настоящей человеческой жизнью; или, что бывает чаще все-го, он откажется от попытки понять и, до конца не предавшись ни Богу, ни миру, несовершенный в своих собственных глазах,

21

неискренний в глазах людей, он смирится с двойной жизнью. Я говорю на основании опыта, который трудно забыть.

По разным причинам все три пути опасны. Подавляет ли себя, отвращается или раздваивается человек, результат в равной степени плох и противоположен тому, что должно порождать в нас истинное христианство. Есть четвертый способ разрешить проблему - увидеть, что без малейшей уступки 'природе', но из жажды большего совершенства можно примирить, а потом и оплодотворить одно другим: любовь к Богу и разумную любовь к миру, усилие безразличия и усилие развития.

Рассмотрим два решения - неполное и всеобъемлющее, - которые можно найти для христианской проблемы 'обожения человеческого усилия'.

2. Неполное решение. Человеческая деятельность ценна лишь в силу вкладываемого в нее намерения

Сведенный несколько грубо и прямолинейно к своей сути, первый ответ, который дают духовники на вопрос о том, каким образом христианин, решившись презреть мир и ревностно хра-нить свое сердце для Бога, может любить то, чем он занимается (по мнению Церкви, христианин должен трудиться не только не меньше, но даже лучше, чем язычник), звучит так:

'Вы хотите, дорогой друг, по-новому оценить ваш челове-ческий труд, который вам кажется обесцененным христиан-скими целями и аскетикой. Ну что ж, внесите в него прекрас-ное содержание - добрую волю. Очистите свои помыслы, и малейшее ваше действие окажется наполненным Богом.

Несомненно, объекты вашей деятельности не имеют ника-кого конечного значения. Откроют ли люди одной истиной или явлением больше или меньше, напишут или нет прекрасную му-зыку или прекрасные картины, будет их земное устроение более

22

или менее удачным - для Неба это не имеет непосредственного значения. В действительности ничто из этих открытий и творе-ний не претворится в те камни, из которых будет возведен новый Иерусалим. Но то, что вы во всем действовали согласно воле Божией, - вот это оценят на Небесах, вот это пребудет вечно.

Совершенно очевидно, что Бог не нуждается в плодах вашей созидательной деятельности, так как Он может все иметь и без вас. Его интересует лишь, правильно ли вы пользуетесь своей свободой и отдаете ли Ему предпочтение перед всем, что вас окружает, - ведь именно этого Он желает сильнее всего.

Поймите хорошенько, что предметы на Земле даны вам лишь как сырье для работы, трудясь над которыми, вы 'набело' дела-ете себе ум и сердце. Вы находитесь на испытательной площад-ке, где Бог видит, можете ли вы быть перенесены на Небо, в Его Присутствие. Здесь вас испробывают. Поэтому не важно, чего стоят плоды Земли и что с ними станется. Весь вопрос в том, вос-пользовались ли вы ими, чтобы научиться послушанию и любви.

Не привязывайтесь к грубой оболочке человеческих тво-рений. Это всего лишь горючая солома или хрупкая глиняная посуда. Но подумайте, что каждый из этих невзрачных сосу-дов вы можете наполнить, как живым соком или драгоценным напитком, духом покорности и единения с Богом. Если зем-ные цели сами по себе ничего не стоят, вы можете любить их за то, что они предоставляют вам возможность доказать Гос-поду свою верность'.

Мы вовсе не хотим сказать, что эти слова когда-то были произнесены. Но мы полагаем, что они передают характер, в действительности присущий многим духовным наставлениям; во всяком случае, мы уверены, что они достаточно хорошо отражают смысл того, что бывает понято и усвоено из услы-шанных увещеваний большинством пасомых.

Итак, что же мы должны думать о такой жизненной по-зиции?

Прежде всего эта позиция содержит огромную долю исти-ны. Она с полным основанием превозносит важную роль из-начального намерения, являющегося (мы еще не раз это по-

23

вторим) поистине золотым ключиком, с помощью которого наш внутренний мир отворяет двери Божественному Присут-ствию. Она настойчиво провозглашает ведущую роль Боже-ственной Воли, которая благодаря этому становится для хрис-тианина (как и для его Божественного Образца) питательным содержанием всякой земной пищи. При всем разнообразии и множестве человеческих творений, она раскрывает неизмен-ную, единственную в своем роде среду, в которой мы можем водвориться, чтобы уже никогда не выпадать из нее.

Все это важные составные части искомого решения; и мы надеемся сохранить их в целости в той более удовлетворитель-ной картине внутренней жизни, какую собираемся вам предста-вить. Но они кажутся нам лишенными завершения, без которого невозможны наша духовная радость и мир. Обожение наших уси-лий вкладываемым в них намерением одухотворяет все наши дей-ствия, но не дает нам надежды на воскресение их воплощений. А ведь именно в этом мы так нуждаемся, чтобы радость наша стала совершенной. Иметь возможность верить, что если мы любим Бога, то что-то уцелеет от нашей внутренней активности, нашего действия, - это уже много. Но будут ли в каком-то смысле 'уве-ковечены', спасены сами творения наших умов, сердец и рук - наши достижения, наши произведения, наше дело?

О да, Господи, в силу этого желания, Самим Тобой вло-женного в самую глубину моей воли, так будет! Я хочу, мне необходимо, чтобы было так.

Я хочу этого, потому что горячо люблю то, чему с Твоей помощью постоянно даю жизнь. Я лелею, как детей, чья полная смерть во плоти мне кажется невероятной, все новые красоты, рождающиеся во мне самом и вокруг меня на человеческом лике Земли, - всякую мысль, материальное совершенство, гармонию, каждый неповторимый оттенок любви, чудесную сложность улыб-ки и взгляда. Если бы я думал, что все это отцветет навсегда, разве я стал бы дарить этому жизнь? Чем больше я анализирую себя, тем яснее вижу ту психологическую истину, что ни один человек и мизинцем не пошевелил бы ради самой пустячной работы, если бы им не двигало более или менее смутное убежде-

24

ние, что хотя бы в самой малой степени (или по крайней мере косвенно) он трудится над возведением чего-то Окончательного, то есть над осуществлением Твоего замысла, Господи. Тем, кто действует, не подвергая себя строгому контролю, это может по-казаться странным преувеличением. И все же это основной за-кон их деятельности. Для того чтобы мы реализовали данную нам Тобой хрупкую свободу, нам нужно не больше и не меньше, как притяжение того, что мы зовем Абсолютом, не больше и не меньше, как Ты Сам. Поэтому все то, что омрачает мою ясную веру в небесную ценность результатов моего усилия, непопра-вимо снижает мою способность действовать.

Покажи всем Своим верным, Господи, как, в буквальном и полном смысле слова, 'дела их идут вслед за ними'1 в Твое Царство: 'opera sequintur illos'. Иначе они могут уподобиться ленивым работникам, которых не подстегивает их дело. Или же, если человеческий инстинкт возобладает у них над их ко-лебаниями и над софизмами до конца не понятой религии, они останутся во власти внутреннего разлада и смятения, и тогда скажут, что в сфере человеческой деятельности сыны Неба не могут состязаться с равной убежденностью и, следо-вательно, равным оружием с детьми Земли.

3. Полное решение. Всякое усилие содействует завершению мира 'во Христе Иисусе'

Икономия2 спасения (т. е. обожения) наших дел кратко может быть выражена так:

Всякая душа в недрах мира принадлежит Богу во Христе.

Но, с другой стороны, любая, даже материальная, реаль-ность вокруг каждого из нас принадлежит нашей душе.

1  Откр 14, 13. (Вульгата: 'opera enim illorum sequintur illos'). - При-меч. пер.

2  Икономия - домостроительство (греч.), т.е. замысел Божий и его осуществление. - Примеч. пер.

25

Таким образом, всякая осязаемая реальность вокруг нас принадлежит, посредством нашей души, Богу во Христе.

Последовательно рассмотрим все три посылки нашего сил-логизма. Нетрудно определить его члены и их связь. Но будем осторожны: одно дело понять слова, и другое - суметь про-никнуть в удивительный мир, открывающий нам в величавой суровости свои неисчерпаемые богатства.

а. Всякая душа в мире принадлежит Богу во Христе

Эта первая посылка выражает основной католический дог-мат - тот, который остальные догматы призваны объяснять и определять. Она не требует доказательств, напротив, предпо-лагается, что мы вполне поймем ее своим умом. Всякая душа принадлежит Богу во Христе. Не следует понимать эту нашу предназначенность Христу в смысле юридических отношений, означающих принадлежность вещи ее владельцу. Физическая природа ее иная, она значительно глубже. Поскольку совер-шенный мир (Плерома1, как говорит an. Павел), есть едине-ние людей (Единение Святых), то вполне естественно, что наш ум нуждается в выражении этих связей посредством социальных аналогий. Вполне понятно также и то, что во избежание мате-риалистического или пантеистического искажения, опасность которого подстерегает человеческую мысль при попытке ис-пользовать для выражения мистических понятий богатые, но опасные аналогии с природой, многие богословы (более роб-кие, чем ап. Павел) не любят придавать слишком реалисти-ческий смысл тем связям, которые соединяют члены и Главу мистического Тела. Но эта осторожность не должна превра-щаться в боязливость. Если мы хотим понять во всей широте (которая одна делает его прекрасным и приемлемым) учение Церкви о ценности человеческой жизни и обещаниях или уг-

1 Плерома - полнота (греч.). См., напр: Кол 1, 19; 2, 9. - Примеч. пер.

26

розах будущей жизни, мы должны, не поступаясь свободой и сознанием, составляющими физическую реальность нашей души, почувствовать существование прочных связей между собой и воплощенным Словом, подобных тем, что побуждают химическое сродство элементов созидать в мире все 'естествен-ные' образования.

Бесполезно сейчас искать новое наименование для обо-значения высшей природы этой зависимости, где гармонично сочетается, проявляясь с необыкновенной яркостью и силой, все, что есть наиболее гибкого в человеческих соединениях и наиболее жесткого в органических образованиях. Назовем ее, как издавна принято, мистической связью. Но пусть это слово означает не смягчение, а, напротив, укрепление и очищение того, что в действительности заключено в самых прочных со-единениях, примеры которых дает нам повсюду физический и человеческий мир. Мы можем продвигаться вперед по этому пути, не опасаясь исказить истину, так как в том, что касается самого факта, а не его систематического изложения, Церковь Божия придерживается единого мнения: благодаря Воплоще-нию Слова наша душа вся посвящена Христу, ставшему ее средоточием.

b. А теперь добавим: 'в мире, где всякий дух восходит к Иисусу Христу, все осязаемое, в свою очередь, принадлежит Духу'

В этой форме вторая посылка нашего силлогизма носит абсолютный характер, что может шокировать умы позитивист-ского склада. И в то же время она лишь выражает естествен-ный и неоспоримый факт: наша духовная сущность непре-рывно питается бесчисленными энергиями чувственного мира. Это также не имеет смысла доказывать. Нужно видеть - ви-деть вещи такими, каковы они в действительности. Увы, мы живем в переплетении космических влияний, как в гуще тол-

27

Анонс книги

Книга по запросу

Содержание

Василий Кузнецов. Тейяр де Шарден: стремление живого организма мира к божественному совершенству....................3

БОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА.......................................................7

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА........................................................133

ЭССЕ

Вселенская литургия...............................................................431

Как я верую.............................................................................449

Несколько общих соображений

о сущности христианства..................................................487

Христос эволюции..................................................................495

Введение в христианскую жизнь...........................................511

Размышления о первородном грехе......................................535

Комментарии переводчиков...................................................548

Научно-популярное издание

 

Тейяр де Шарден Пьер

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Сборник очерков и эссе

Ответственные за выпуск Е.А. Барзова, Г.Г. Мурадян

Художественный редактор О.Н. Адаскина

Компьютерный дизайн: Н.В. Пашкова

Компьютерная верстка: Н.Г. Суворова

Технический редактор О.В. Панкрашина

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93. том 2; 953004 - научная и производственная литература

Гигиеническое заключение

? 77.99.11.953.П.002870.10.01 от 25.10.2001 г.

ООО 'Издательство ACT'

368560, Республика Дагестан, Каякентский район,

с. Новокаякент, ул. Новая, д. 20

Наши электронные адреса:

WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК 'Ульяновский Дом печати'

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

Издательская группа ACT

Издательская группа ACT, включающая в себя около 50 издательств

и редакционно-издательских объединений, предлагает вашему вниманию более 10 000 названий книг самых разных видов и жанров. Мы выпускаем классические произведения и книги современ-ных авторов. В наших каталогах - интеллектуальная проза, детективы, фантастика, любовные романы, книги для детей и подростков, учебни-ки, справочники, энциклопедии, альбомы по искусству, научно-познава-тельные и прикладные издания, а также широкий выбор канцтоваров.

В числе наших авторов мировые знаменитости Сидни Шелдон, Сти-вен Кинг, Даниэла Стил, Джудит Макнот, Бертрис Смолл, Джоанна Линд-сей, Сандра Браун, создатели российских бестселлеров Борис Акунин, братья Вайнеры, Андрей Воронин, Полина Дашкова, Сергей Лукь-яненко, Фридрих Незнанский, братья Стругацкие, Виктор Суворов, Виктория Токарева, Эдуард Тополь, Владимир Шитов, Марина Юде-нич, а также любимые детские писатели Самуил Маршак, Сергей Ми-халков, Григорий Остер, Владимир Сутеев, Корней Чуковский.

Книги издательской группы ACT вы сможете заказать и получить по почте в любом уголке России. Пишите:

10714О, Москва, а/я 140

ВЫСЫЛАЕТСЯ  БЕСПЛАТНЫЙ   КАТАЛОГ

Вы также сможете приобрести книги группы ACT по низким издательским ценам в наших фирменных магазинах:

Москва

ул. 2-я Владимирская, д. 52, тел. 306-18-91, 306-18-97 Звездный б-р, д. 21, стр.1, тел. 232-19-05 ул. Татарская, д. 14, тел. 959-20-95 ул. Каретный ряд, д. 5/10, тел. 209-66-01, 299-65-84 ул. Луганская, д. 7, корп. 1, тел. 322-28-22 Б. Факельный пер., д. 3, стр. 2, тел. 911-21-07 Волгоградский пр., д. 132, тел. 172-18-97 Самаркандский б-р, д. 17, тел. 372-40-01 Крокус-Сити, 65-66 км МКАД, тел. 754-94-25 ул. Стромынка, д. 14/1

Чонгарский б-р, д. 18а, 119-90-89, 119-65-40 Зеленоград, кор. 360, 3-й мкрн, тел. 536-16-46

Регионы

г. Архангельск, 103-й квартал, ул. Садовая, д. 18, тел. 8-8182-65-44-26 г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, д. 132а

г. Калининград, пл. Калинина, д. 17-21, тел. 8-0112-441095, 566095 г. Краснодар, ул. Красная, д. 29

Ярославская обл., г. Рыбинск, ул. Ломоносова, д. 1/ Волжская наб., д. 107 г. Оренбург, ул. Туркестанская, д. 23, тел. 8-3532-41-18-05 г. Череповец, Советский пр., д. 88А г. Н.Новгород, ул. Маяковская, д. 13 (8312) 33-79-80

Издательская группа ACT

129085, Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7-й этаж.

Справки по телефону (095) 215-01-01, факс 215-51-10

E-rnail: astpub@aha.ru       http://www.ast.ru

'Звезды мировой философии'

Это уникальное по полноте издание рассказыва-ет об основных этапах развития философской мысли, знакомите биографиями и концепциями величайших мудрецов, таких как

Платон и Аристотель, Иисус Христос и Будда, Конфуций и Чжуан-цзы, Руссо и Шамфор, Гегель и Шопенгауэр. Чаадаев и Толстой.

В серии вышли книги

"Мудрость трех тысячелетий"

"Энциклопедия высокого ума"

"Философия сорока пяти поколений"

"Золотая философия" "Современники вечности"

Особую ценность серии придает тщательно

подобранный иллюстративный ряд. Огромное количество вдумчиво обработанного и любовно преподнесенного философского ма-териала делает их интересными как для специа-листов, так и для широкого круга читателей.

По вопросам оптовой покупки книг издательства ACT обращаться по адресу:

Звездный бульвар, дом 21, 7-й этаж Тел.215-43-38, 215-01-01,215-55-13

Издательство ACT

предлагает вниманию читателей собрание сочинений

Ирвина Шоу

"МОЛОДЫЕ ЛЬВЫ"

"РАСТРЕВОЖЕННЫЙ ЭФИР"

"ЛЮСИ КРАУН"

"ДВЕ НЕДЕЛИ В ДРУГОМ ГОРОДЕ"

"БОГАЧ. БЕДНЯК"

"ВЕЧЕР В ВИЗАНТИИ"

"НОЧНОЙ ПОРТЬЕ"

"ВЕРШИНА ХОЛМА"

"ХЛЕБ ПО ВОДАМ"

"ДОПУСТИМЫЕ ПОТЕРИ"

"ГОЛОСА ЛЕТНЕГО ДНЯ"

РАССКАЗЫ

Романы "Богач, бедняк" и "Молодые львы" впервые издаются без сокращений

По вопросам оптовой покупки книг издательства ACT обращаться но адресу:

Звездный бульвар, дом 21, 7-й этаж Тел. 215-43-38. 215-01-01, 215-55-13

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 10.12.03