Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru ||  yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html || || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656 ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 28.04.03

Можете написать мне какие книги Лотмана вам нужны в первую очередь.

Это довольно таки сложная работа для одного человека поэтому если вам нужны некоторые статьи из этих книг - это сделать гораздо проще, т.к. сами книги уже почти отсканированны. Если вы обнаружили ошибки - не стесняйтесь, пишите мне и я буду их исправлять.

С уважением, Слава

 

Лотманиада

 

                   

 

СЕМИОСФЕРА.   Ю. М. Лотман. 2

Содержание. 2

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.   Ю. М. Лотман. 6

Содержание. 6

О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.   Ю. М. Лотман. 7

Содержание. 7

О ПОЭТАХ И ПОЭЗИИ.   Ю. М. Лотман. 10

Содержание. 11

ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Ю. М. Лотман. 14

Содержание. 15

ПУШКИН.   Ю. М. Лотман. 17

Содержание. 17

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ В ТРЕХ ТОМАХ.  ТОМ I.   Ю. М. Лотман. 21

СОДЕРЖАНИЕ. 22

WWW... 23

 

СЕМИОСФЕРА.   Ю. М. Лотман

[ html | zip ]

 

Содержание

Ю. М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]....................... 5

КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ

Постановка проблемы ................................................ .. 12

Система с одним языком .............................................. .. 14

Постепенный прогресс ................................................ ... 17

Прерывное и непрерывное ............................................. ... 21

Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение........... ... 26

Мыслящий тростник.................................................. .. 31

Мир собственных имен ................................................ ... 35

Дурак и сумасшедший................................................ ... 41

Текст в тексте (Вставная глава) ........................................ ... 62

Перевернутый образ.................................................. ... 73

Логика взрыва....................................................... .  101

Момент непредсказуемости............................................. . 108

Внутренние структуры и внешние влияния.............................. .  116

Две формы динамики................................................. . . 120

Сон - семиотическое окно ............................................ .. 123

'Я' и 'Я'............................................................ .. 126

Феномен искусства .................................................... .. 129

'Конец! как звучно это слово!'......................................... .. 137

Перспективы.......................................................... .. 141

Вместо выводов....................................................... .. 146

ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ

Введение .............................................................       . 150

Вводные замечания..............................................     .. 150

После Сосюра ..................................................       . 153

Часть первая

Текст как смыслопорождающее устройство

Три функции текста..............................................  155

Автокоммуникация: 'Я' и 'Другой' как адресаты

(О двух моделях коммуникации в системе культуры).............. .. 163

Риторика - механизм смыслопорождения........................... 177

Иконическая риторика......................................... 194

Текст в процессе движения: автор - аудитория, замысел - текст... 203

Символ - 'ген сюжета'.......................................... 220

Символ в системе культуры........................................ 240

Часть вторая

Семиосфера

Семиотическое пространство ............................. ... 250

Понятие границы ............................. ... 257

702

Механизмы диалога ................................................. 268

Семиосфера и проблема сюжета ...................................... 276

Символические пространства ......................................... 297

1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах....................................     .... 297

2. Путешествие Улисса в 'Божественной комедии' Данте......... 303

3. Дом в 'Мастере и Маргарите'............................       ... 313

4. Символика Петербурга ....................................     .... 320

Некоторые итоги..............................................       ... 334

Часть третья

Память культуры. История и семиотика

Проблема исторического факта .................................... 335

Исторические закономерности и структура текста ................... 339

Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?.................................... 363

О роли типологических символов в истории культуры.............. 371

Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? .......................................... 385

Заключение ............................................................. 389

СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

Введение............................................................ .... 392

Культура и информация ............................................ .... 393

Культура и язык .............................................. .... 396

Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры

XI-XIX веков .................................................... .... 400

I. Семантический ('символический') тип.......................... 402

I I. Синтаксический тип ............................................ 407

I I I. Асемантический и асинтаксический тип ......................... 410

IV. Семантика-синтаксический тип.................................. 415

Проблема 'обучения культуре' как типологическая характеристика........ 417

О двух типах ориентированности культуры ............................ .... 425

О моделирующем значении понятий 'конца' и 'начала'

в художественных текстах .............................................. 427

Семантика числа и тип культуры ......................................... 430

Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским)........................ 434

К проблеме типологии текстов ........................................... 442

О типологическом изучении культуры................................. .... 447

Некоторые выводы ...................................................... 457

СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

О метаязыке типологических описаний культуры .......................... 462

О семиотическом механизме культуры (совместно с Б. А. Успенским)........... 485

Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) (совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) ................................ 504

Миф - имя - культура (совместно с Б. А. Успенским) ...................... 525

Динамическая модель семиотической системы. ................ 543

Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума ..... 557

Феномен культуры ......................568

Мозг - текст - культура - искусственный интеллект............. 580

Асимметрия и диалог.......................590

К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект)......... 603

Память культуры. ...............................·························· 614

Технический прогресс как культурологическая проблема...................... 622

Культура как субъект и сама-себе объект. .......................... 639

О динамике культуры ........................... 647

МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ

О семиотике понятий 'стыд' и 'страх' в механизме культуры ................ 664

О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666 Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов ............. 668

О мифологическом коде сюжетных текстов .................................. 670

Память в культурологическом освещении.................................... 673

Архитектура в контексте культуры. .................................. 676

Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.) ........... 683

От издательства.................................... 685

Указатель имен ..................................... 688

Лотман Ю. М.

Л80      Семиосфера. - С.-Петербург: 'Искусство-СПБ', 2000. - 704 с.

ISBN 5-210-01488-6

Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотиче-ской теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии ('Культура и взрыв' и 'Внутри мыслящих миров'), статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

ББК 81

Научное издание

Юрий Михайлович Лотман

СЕМИОСФЕРА

Культура и взрыв

Внутри мыслящих миров

Статьи. Исследования. Заметки (1968-1992)

Редакторы Н. Г. Николаюк, Т. А. Шпак Компьютерная верстка С. Л. Пилипенко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева

ЛР ? 000024 от 09.Х.98.

Подписано в печать 07.IX.2000. Формат 70 X 100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура 'Тайме'. Печать офсетная. Физ. печ. л. 44,0. Усл. печ. л. 57,2. Тираж 5000 экз. Заказ ? 1790. Издательство 'Искусство-СПБ'. 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, оф. 8. Отпечатано с диапозитивов в ГПП 'Печатный Двор' Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых ком-муникаций. 197110 Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15

 

БЕСЕДЫ О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.   Ю. М. Лотман

Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)

Санкт-Петербург

'Искусство - СПБ'

1994

Содержание

Введение: Быт и культура      ...............5

Часть первая

Люди и чины.....................18

Женский мир    .....................46

Женское образование в XVIII - начале XIX века    .  . 15

Часть вторая

Бал     ..........................90

Сватовство. Брак. Развод    ...............10З

Русский дендизм     ...................123

Карточная игра....................136

Дуэль   .........................164

Искусство жизни     ...................180

Итог пути    .......................210

Часть третья

'Птенцы гнезда Петрова'...............232

Век богатырей.....................254

987

Две женщины.....................287

Люди 1812 года     ....................314

Декабрист в повседневной жизни...........331

Вместо заключения: 'Между двойною бездной...'     .  .385

Примечания     ......................390

 

О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.   Ю. М. Лотман

Статьи и исследования (1958-1993)

История русской прозы

Теория литературы

Санкт-Петербург 'Искусство-СПБ'

 

Содержание

И. А. Чернов. Опыт введения в систему Ю. М. Лотмана...................  5

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРОЗЫ

'Слово о полку Игореве' и литературная традиция XVIII - начала XIX в.......   14

О слове 'папорзи' в 'Слове о полку Игореве'..........................  80

Об оппозиции 'честь' - 'слава' в светских текстах киевского периода ...  84

Еще раз о понятиях 'слава' и 'честь' в текстах киевского периода.......  95

'Звонячи в прадъднюю славу'........................................   107

О понятии географического пространства в русских средневековых текстах..............   112

Литература в контексте русской культуры XVIII века...................   118

1.  Роль и место литературы в сознании эпохи.......................   118

2.  О жизни, которая не умещалась в литературу, и литературе, которая становилась жизнью......   125

3.  Литература и читатель: жизнь по книге...........................   133

4.  Классицизм: термин и (или) реальность...........................   144

5.  Жизнь текста в пространстве между кистью художника и зрением аудитории ...........   160

'Езда в остров любви' Тредиаковского и функция переводной литературы

в русской культуре первой половины XVIII века........................   168

Пути развития русской просветительской прозы XVIII века..............   176

Архаисты-просветители...............................................   198

Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе конца XVIII века..........  211

1.  Спор о бессмертии души и вопросы революционной тактики в творчестве Радищева.............  215

2.  Радищев и проблема революционной власти.......................  229

3.  Политическое мышление Радищева и опыт французской революции . .  235

844

Из комментариев к 'Путешествию из Петербурга в Москву'.............239

Неизвестный читатель XVIII века о 'Путешествии из Петербурга в Москву'...........250

В толпе родственников (О книге Георгия Шторма 'Потаенный Радищев. Вторая жизнь 'Путешествия из Петербурга в Москву"').................254

'Сочувственник' А. Н. Радищева А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу....................................................266

Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII - начала XIX столетия.................................................284

Проблема народности и пути развития литературы

преддекабристского периода...........................................292

Писатель, критик и переводчик Я. А. Галинковский.....................326

Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов - поэт, публицист

и общественный деятель..............................................348

П. А. Вяземский и движение декабристов...............................413

'Два слова постороннего' - неизвестная статья П. А. Вяземского........525

Основные этапы развития русского реализма.

Совместно с Б. Ф. Егоровым и 3. Г. Минц..............................530

Истоки 'толстовского направления' в русской литературе 1830-х годов . . . 548

О русской литературе классического периода (Вводные замечания)........594

'Фаталист' и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова.......605

Художественное пространство в прозе Гоголя...........................621

О Хлестакове........................................................659

Городничий о просвещении...........................................689

О 'реализме' Гоголя ................................................. 694

Сюжетное пространство русского романа XIX столетия..................712

Два устных рассказа Бунина (К проблеме 'Бунин и Достоевский')........730

'Человек, каких много' и 'исключительная личность'

(К типологии русского реализма первой половины XIX в.)...............743

Дом в 'Мастере и Маргарите'........................................748

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературоведение должно быть наукой................................756

О типологическом изучении литературы................................766

О содержании и структуре понятия 'художественная литература'.........774

Замечания о структуре повествовательного текста.......................789

К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи...........794

845

Литературная биография в историко-культурном контексте

(К типологическому соотношению текста и личности автора)............   804

Массовая литература как историко-культурная проблема................   817

От составителей.....................................................   827

Указатель имен......................................................   831

Лотман Ю. М.

Л80    О русской литературе. - С.-Петербург: 'Искусство-СПБ', 1997. - 848 с.

В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные русской литературе, начиная с древнейшего памятника 'Слово о полку Игореве' и кончая произведениями первой половины XX столетия. Том состоит из двух разделов: первый включает статьи ученого об истории русской прозы, о творчестве ее наиболее ярких представителей (Тредиаковского, Радищева, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, Бунина, Булгакова и др.); второй - исследования, посвященные теории литературы.

Вступительная статья филолога И. А. Чернова рассказывает об исследователь-ской системе Ю. М. Лотмана, о его преподавательском методе.

Книга адресована специалистам-филологам, педагогам, учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся русской литературой.

4603010000-003 Л    025(01)-97      без объявл.

ISBN 5-210-01517-3

ББК 83.3(2)1

Юрий Михайлович Лотман

О русской литературе

История русской литературы Теория прозы

Редакторы О. Н. Нечипуренко, Н. Г. Николаюк Художественный редактор А. В. Дзяк Компьютерная верстка С. Л. Пилипепко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева

Подписано в печать 03.11.97. Формат 70X100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная.  Усл.  печ. л.  68,9.  Усл.  кр.-отт.  69,23.  Уч.-изд. л.  62,75. Тираж  10000 экз.  Изд.  ?  871. Заказ ?  1020.

Издательство 'Искусство-СПБ'.   191014,  Санкт-Петербург,  Саперный пер.,   10. Отпечатано с оригинал-макета в ГПП  'Печатный Двор' Государственного комитета РФ по печати.   197110,  Санкт-Петербург,  Чкаловский пр.,   15.

Готовятся к выпуску:

Ю. М. Лотман. Искусство как парадокс

В книге впервые собраны труды по теории и истории искусства, общеэс-тетическим проблемам - от монографии 'Структура художественного текста' до последней, неизвестной читателю статьи 'Портрет'. Соста-витель - Р. Г. Григорьев, искусствовед, сотрудник Эрмитажа, ученик Ю. М. Лотмана. Издание иллюстрировано. 6-й том собрания сочинений Ю. М. Лотмана.

О ПОЭТАХ И ПОЭЗИИ.   Ю. М. Лотман

Анализпоэтическоготекста

Статьи и исследования

Заметки. Рецензии. Выступления

Санкт-Петербург 'Искусство-СПБ'

 

Содержание

От издательства.....................................5

М. Л. Гаспаров. Ю. М. Лотман: наука и идеология    ...............9

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Структура стиха

Часть первая

Введение.........................................    18

Задачи и методы структурного анализа поэтического текста.........    25

Язык как материал литературы...........................    31

Поэзия и проза.....................................    35

Природа поэзии....................................   44

Художественный повтор...............................    50

Ритм как структурная основа стиха........................    54

Ритм и метр   ......................................    55

Проблема рифмы    ...................................    67

Повторы на фонемном уровне    ...........................   71

Графический образ поэзии..............................    77

Уровень морфологических и грамматических элементов............    81

Лексический уровень стиха..............................   91

Понятие параллелизма................................   94

Стих как единство...................................   97

Строфа как единство.................................  100

Проблема поэтического сюжета...........................  107

844

'Чужое слово' в поэтическом тексте........................109

Текст как целое. Композиция стихотворения...................116

Текст и система   ....................................121

О 'плохой' и 'хорошей' поэзии..........................127

Некоторые выводы   ..................................131

Часть вторая

Вводные замечания..................................133

К. Н. Батюшков. 'Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...'.......136

А. С. Пушкин. Ф. Н. Глинке............................142

А. С. Пушкин. 'Зорю бьют... из рук моих...'..................155

М. Ю. Лермонтов. 'Расстались мы; но твой портрет...'............163

Ф. И. Тютчев. Два голоса..............................173

Ф. И. Тютчев. Накануне годовщины 4 августа 1864 г..............178

Н. А. Некрасов. Последние элегии.........................194

А. К. Толстой. 'Сидит под балдахином...'....................203

A.  А. Блок. Анне Ахматовой............................211

М. И. Цветаева. 'Напрасно глазом - как гвоздем...'.............221

B.  В. Маяковский. Схема смеха...........................233

Н. А. Заболоцкий. Прохожий............................239

СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция .... 254

Об 'Оде, выбранной из Иова' Ломоносова...................266

Радищев - поэт-переводчик.............................279

Поэзия Карамзина...................................285

Поэзия 1790-1810-х годов..............................324

Стихотворение Андрея Тургенева 'К отечеству' и его речь в Дружеском

литературном обществе................................372

А. Ф. Мерзляков как поэт..............................390

Сатира Воейкова 'Дом сумасшедших'.......................430

'Сады' Делиля в переводе Воейкова и их место в русской литературе . . . 468

Пушкин и М. А. Дмитриев-Мамонов.......................487

Кто был автором стихотворения 'На смерть К. П. Чернова'    ........494

Аутсайдер пушкинской эпохи............................505

Две 'Осени'    ......................................511

845

Неизвестный текст стихотворения А. И. Полежаева 'Гений'   ........   521

Поэтическая декларация Лермонтова

('Журналист, читатель и писатель')   .......................    530

Лермонтов. Две реминисценции из 'Гамлета'    .................    543

Из комментария к поэме 'Мцыри'........................    546

О стихотворении М. Ю. Лермонтова 'Парус'

(совместно с 3. Г. Минц)..............................    549

Заметки по поэтике Тютчева............................    553

Поэтический мир Тютчева.............................    565

Тютчев и Данте. К постановке проблемы....................    595

'Человек природы' в русской литературе XIX века и 'цыганская тема'

у Блока (совместно с 3. Г. Минц).........................    599

Блок и народная культура города.........................    653

О глубинных элементах художественного замысла

(К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке) .  .  .    670

В точке поворота...................................    676

Поэтическое косноязычие Андрея Белого   ....................    681

Стихотворения раннего Пастернака.

Некоторые вопросы структурного изучения текста...............    688

Анализ стихотворения Б. Пастернака 'Заместительница'...........    718

<'Дрозды' Б. Пастернака>.............................    727

Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой

сборника Иосифа Бродского 'Урания')

(совместно с М. Ю. Лотманом)..........................    731

ЗАМЕТКИ. РЕЦЕНЗИИ. ВЫСТУПЛЕНИЯ

С кем же полемизировал Пнин в оде 'Человек'?...............    748

Кто был автором стихотворения 'Древность'?.................    750

О соотношении поэтической лексики русского романтизма

и церковнославянской традиции..........................   754

Об одной цитате у Лермонтова..........................    756

Об одной цитате у Блока (К проблеме 'Блок и декабристы')    .......   758

Несколько слов о статье В. М. Живова ''Кощунственная" поэзия в системе русской культуры

конца XVIII - начала XIX века'.........................    759

Новые издания поэтов XVIII века    ........................   764

Книга о поэзии Лермонтова............................    772

846

В. А. Жуковский. 'Три путника'. [Анализ стихотворения]   ..........778

А. С. Пушкин. [Анализ стихотворений]....................       784

М. Ю. Лермонтов. [Анализ стихотворений]...................    810

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.......................                           829

Лотман Ю. М.

Л80  О поэтах и поэзии. - С.-Петербург: 'Искусство-СПБ', 1996. - 848 с.

В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана, посвященные русской поэзии и творчеству поэтов XVIII-XX столетий. Том состоит из трех разделов: первый - монография 'Анализ поэтического текста', ставшая настольной книгой молодых филологов; второй - статьи и исследования историко-литературного характера, дающие панораму поэзии от М. Ломоносова до И. Бродского; третий - рецензии, заметки, тезисы докладов. Раздел 'Приложение' составили фрагменты 'Книги для учителя'.

Вступительная статья крупнейшего филолога М. Л. Гаспарова рассказывает о вкладе Ю. М. Лотмана в теорию стиха.

Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся поэзией.

'4603010000-003                                                                  ББК 83.3(2)1

Л--------------------без объявл.

025(01)-96

ISBN 5-210-01487-8

Юрий Михайлович Лотман О поэтах и поэзии

Анализ поэтического текста Статьи и исследования Заметки. Рецензии. Выступления

Главный редактор В. С. Дзяк

Редакторы О. Н. Нечипуренко, Н. Г. Николаюк

Художественное редактирование

и компьютерная верстка Г. С. Устиновой

Компьютерный набор Г. П. Жуковой, E. E. Кузьминой

Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева

Подписано в печать 03.10.96. Формат 70X100 1/16 - Бумага офсетная. Гарнитура 'Тайме'. Печать офсетная. Усл. печ. л. 69,0. Усл. кр.-отт. 69,23. Уч.-изд. л. 59,0. Тираж 10 000 экз. Изд. ? 866. Заказ ? 103. Издательство 'Искусство-СПБ'. 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., 28. Отпечатано с оригинал-макета в ГПП 'Печатный Двор' Комитета РФ по печати. 197110,  Санкт-Петербург,  Чкаловский пр.,   15.

ИСТОРИЯ И ТИПОЛОГИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Ю. М. Лотман

Семиотика и типология культуры

Текст как семиотическая проблема

Семиотика бытового поведения

История литературы и культуры

 

Санкт-Петербург 'Искусство-СПБ' 2002

 

Механизм Смуты

Наследие Бахтина и актуальные проблемы семиотики

Культура и текст как генераторы смысла

Символика Петербурга и проблемы семиотики города

Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века

От кухни до гостиной

Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры

Между свободой и волей

Современность между Востоком и Западом

 

Содержание

M. Ю. Лотман. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе....... 5

СЕМИОТИКА И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

'Договор' и 'вручение себя' как архетипические модели культуры........... 22

Механизм Смуты. (К типологии русской истории культуры).................. 33

Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом

освещении..............................................................47

К проблеме типологии культуры.............................................56

Знаковый механизм культуры................................................63

Повторяемость и уникальность в механизме культуры.........................67

Динамические механизмы семиотических систем...............................71

К семиотической типологии русской культуры XVIII века......................74

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века).... 88

Роль искусства в динамике культуры........................................116

О роли случайных факторов в литературной эволюции.......................128

О роли случайных факторов в поэтическом тексте...........................136

О редукции и развертывании знаковых систем

(К проблеме 'фрейдизм и семиотическая культурология')..................141

Наследие Бахтина и актуальные проблемы семиотики........................147

ТЕКСТ КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Семиотика культуры и понятие текста.......................................158

Культура и текст как генераторы смысла....................................162

Текст и структура аудитории...............................................169

Искусство на пересечении открытых и закрытых структур . ...................174

К современному понятию текста............................................188

О некоторых принципиальных трудностях в структурном описании текста......191

Заметки о структуре художественного текста.................................196

[Триединая модель культуры]...............................................202

Символика Петербурга и проблемы семиотики города........................208

СЕМИОТИКА БЫТОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

'Изгой' и 'изгойничество' как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского времени ('Свое' и 'чужое'

в истории русской культуры) (совместно с Б. А.  Успенским)................222

Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века..................233

От кухни до гостиной (совместно с Е. Погосян)..............................255

Камень и трава...........................................................320

Устная речь и историко-культурная перспектива..............................324

К функции устной речи в культурном быту пушкинской эпохи...............331

765

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе)........... 342

Отзвуки концепции 'Москва - третий Рим' в идеологии Петра Первого

(К проблеме средневековой традиции в культуре барокко)

(совместно с Б. А. Успенским)........................................... 349

Между эмблемой и символом.............................................. 362

Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры XVIII века. ... 368

В перспективе Французской революции..................................... 371

Слово и язык в культуре Просвещения...................................... 375

Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века......................... 383

Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры

(совместно с Б. А. Успенским)...........................................446

Тарутинский период Отечественной войны 1812 года и развитие русской

общественной мысли...................................................601

К эволюции построения характеров в романе 'Евгений Онегин'.............. 611

К проблеме 'Пушкин и христианство'......................................658

К вопросу об источниковедческом значении высказываний

иностранцев о России..................................................676

Гоголь и соотнесение 'смеховой культуры' с комическим и серьезным

в русской национальной традиции....................................... 683

Новые аспекты изучения культуры Древней Руси

(совместно с Б. А. Успенским)...........................................685

Беседа А. А. Иванова и Н. Г. Чернышевского.

(К постановке источниковедческой проблемы)............................ 701

Повесть Баратынского о русском Дон Кихоте............................... 706

Между свободой и волей. (Судьба Феди Протасова)......................... 714

Игровые мотивы в поэме 'Двенадцать' (совместно с Б. М. Гаспаровым).......720

Литература и мифология (совместно с 3. Г. Минц)........................... 727

Современность между Востоком и Западом..................................744

Указатель имен........................................................... 752

 

ПУШКИН.   Ю. М. Лотман

Биография писателя

Статьи и заметки

'Евгений Онегин'. Комментарий

Санкт-Петербург 'Искусство-СПБ' 2003

Ю. М. ЛОТМАН

Пушкин

Биография писателя

Статьи и заметки

'Евгений Онегин'. Комментарий

Санкт-Петербург 'Искусство-СПБ' 2003

Содержание

Б. Ф. Егоров. Личность и творчество Ю. М. Лотмана................     5

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Биография писателя............   21

Введение............................................   23

Глава первая. Годы юности................................   27

Глава вторая. Петербург. 1817-1820...........................   42

Глава третья. Юг. 1820-1824...............................   56

Глава четвертая. В Михайловском. 1824-1826.....................   96

Глава пятая. После ссылки. 1826-1829.........................112

Глава шестая. Тысяча восемьсот тридцатый год....................127

Глава седьмая. Болдинская осень.............................140

Глава восьмая. Новая жизнь................................147

Глава девятая. Последние годы..............................167

СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ..............................185

Пушкин. Очерк творчества.................................187

Идейная структура 'Капитанской дочки'........................212

К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских

примечаний к тексту)..................................228

Идейная структура поэмы Пушкина 'Анджело'....................237

Посвящение 'Полтавы' (Адресат, текст, функция)...................253

Пушкин и 'Повесть о капитане Копейкине' (К истории замысла и

композиции 'Мертвых душ').............................266

Опыт реконструкции пушкинского сюжета об Иисусе   ................281

844

Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи...................   293

Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год).........   300

ЗАМЕТКИ. РЕЦЕНЗИИ. ВЫСТУПЛЕНИЯ......................   317

Из историко-литературных заметок...........................   319

Неизвестный отзыв о лицейском творчестве Пушкина..............   319

Пушкин - читатель Сен-Жюста..........................   319

Пушкин и Ривароль...................................   321

Об отношении Пушкина в годы южной ссылки к Робеспьеру...........   322

К проблеме работы с недостоверными источниками.................   324

'Смесь обезьяны с тигром'................................   329

К проблеме 'Данте и Пушкин'..............................   332

Три заметки к пушкинским текстам...........................   335

Три заметки о Пушкине..................................   339

1. 'Когда же черт возьмет тебя'   .........................   339

2.  Почему море в мужском роде?..........................   342

3.   'Задумчивый вампир' и 'Влюбленный бес'....................   346

Заметки к проблеме 'Пушкин и французская культура'...............   350

Пушкин и 'Historiettes' Таллемана де Рео.....................   350

К проблеме 'Пушкин и переписка аббата Гальяни'................   354

Пушкин и поэты французского либертинажа XVII века

(к постановке проблемы)   ...............................   357

У истока сюжета о Клеопатре...........................   362

Еще о 'славной шутке' мадам де Сталь......................   364

Несколько добавочных замечаний к вопросу о разговоре Пушкина с

Николаем I 8 сентября 1826 года..........................   366

К проблеме нового академического издания Пушкина................   369

О 'воскреснувшей эллинской речи'...........................   373

О дуэли Пушкина без 'тайн' и 'загадок'.......................   375

Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову.........................   388

РОМАН А. С. ПУШКИНА 'ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН'   ................   391

Роман в стихах Пушкина 'Евгений Онегин'. Спецкурс. Вводные лекции в

изучение текста.....................................   393

Введение   .........................................   393

Принцип противоречий.................................   395

'Чужая' речь в 'Евгении Онегине'.........................   411

Проблема 'точки зрения' в романе.........................   417

Проблема интонации. 'Роман требует болтовни'................   428

Литература и 'литературность' в 'Онегине'..................   434

'Поэзия действительности'..............................   444

845

Единство текста....................................448

Человек в пушкинском романе в стихах.......................451

Из истории полемики вокруг седьмой главы 'Евгения Онегина'..........463

О композиционной функции 'десятой главы' 'Евгения Онегина'.........468

Роман А. С. Пушкина 'Евгений Онегин'. Комментарий...............472

От составителя.....................................472

Введение .......................................... 479

Очерк дворянского быта онегинской поры......................490

Комментарий.........................................542

Глава первая   ....................................... 546

Глава вторая.......................................586

Глава третья.......................................611

Глава четвертая.....................................629

Глава пятая........................................646

Глава шестая.......................................666

Глава седьмая.......................................685

Глава восьмая.......................................703

Отрывки из путешествия Онегина..........................731

Десятая глава    ......................................743

Основная литература по 'Евгению Онегину'....................760

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................763

Источники сведений Пушкина о Радищеве (1819-1822)...............765

'Пиковая дама' и тема карт и карточной игры в русской литературе

начала XIX века.....................................786

Образы природных стихий в русской литературе

(Пушкин - Достоевский - Блок)..........................814

ОТ РЕДАКЦИИ.......................................821

УКАЗАТЕЛИ

Указатель имен........................................825

Указатель произведений А. С. Пушкина.........................837

Указатель периодических изданий пушкинского времени...............842

Лотман Ю. M.

Л80     Пушкин. - СПб: Искусство-СПБ, 2003. - 847 с.

ISBN 5-210-01483-5

В книге впервые собраны все работы Ю. М. Лотмана. посвященные жизни и творчеству великого русского поэта. Том состоит из четырех разделов: первый - биография А. С. Пушкина; второй - статьи и исследования; третий - заметки, рецензии и выступления, посвященные творчеству поэта; четвертый раздел пол-ностью посвящен роману 'Евгений Онегин', сюда вошел и знаменитый лотмановский 'Комментарий' к бессмертному творению поэта.

Вступительная статья известного филолога Б. Ф. Егорова, которого долгие годы связывала с Ю. М. Лотманом личная дружба, рассказывает о судьбе уче-ного, о его пушкинских исследованиях.

Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся творчеством А. С. Пушкина.

ББК 83.3(2)1

Научное издание

Юрий Михайлович Лотман

Пушкин

Биография писателя

Статьи и заметки. 1960-1990

'Евгений Онегин'. Комментарий

Редакторы А. Ю. Балакин, О. Н. Нечипуренко, Н. Г. Николаюк Художественный редактор Г. С. Устинова Компьютерная верстка П. Е. Морозова Компьютерный набор Г. П. Жуковой, Е. Е. Кузьминой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева

ЛР? 000024 от 09.10.98.

Подписано в печать 10.12.02. Формат 70x100 1/16. Бумага типографская. Гарниту-ра Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 68,9. Усл. кр.-отт. 69,15. Уч.-изд. л. 62,75. Доп. тираж 3000 экз. Заказ ? 1909.

Издательство 'Искусство-СПБ'. 191014, Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, кв. 8. Отпечатано с фотоформ в ФГУП 'Печатный двор' Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Издательство 'Искусство-СПБ'

предлагает приобрести (оптом, в розницу, через систему 'Книга - почтой') следующие издания:

Сочинения Ю. М. Лотмана:

'Беседы о русской культуре'. 496 с., ил. (ISBN 5-210-01524-6);

'Карамзин'. 832 с., ил. (ISBN 5-210-01517-383-2):

'Об искусстве'. 704 с., ил. (ISBN 5-210-01523-8);

'Семиосфера'. 704 с. (ISBN 5-210-01562-9);

'О поэтах и поэзии'. 814 с. (ISBN 5-210-01563-7);

'История и типология русской культуры'. 768 с. (ISBN 5-210-01527-0).

Набоков В. Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин'.

Первая публикация перевода на русский язык включает весь обширный материал 4-томного американского издания. 928 с. (ISBN 5-210-01490-8).

Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники.

Классические труды выдающегося пушкиниста. 576 с. (ISBN 5-21Ü-01504-1).

Минц 3. Г. Поэтика Александра Блока.

Поэтика Блока исследуется в традициях тартуско-московской семиотической школы. 727с. (ISBN 5-210-01505-Х).

Минц 3. Г. Александр Блок и русские писатели.

Творчество поэта проанализировано в контексте русской культуры, представленной Л. Толстым, Н. Гоголем, Ф. Достоевским. 784 с. (ISBN 5-210-01532-7).

Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. XVIII - начало XX в.

В книге впервые систематизирован и обобщен обширнейший материал о государ-ственном чиновничестве Российской Империи: от начала петровских преобразований до 1917 г. 479 с., цв. ил. (ISBN 5-210-01518-1).

Скрыпников Р. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX-XVII вв.

Исследование известного историка насыщено яркими жизнеописаниями выдающихся церковных и государственных деятелей. Неоценимое пособие для изучения курса исто-рии России. 463 с. (ISBN 5-210-01534-3).

Русский праздник (коллектив авторов Российского этнографического музея).

В иллюстрированную энциклопедию включены все главные церковные и народные праздники, а также обряды народного календаря. 672 с., ил. (ISBN 5-210-01497-5).

Герман М. Ю. Сложное прошедшее.

Мемуары известного петербургского искусствоведа представляют собой уникальный образец исповедальной прозы. 752 с., ил. (ISBN 5-210-01544-0).

Кузьмина-Караваева E. Ю. Равнина русская.

Первое полное комментированное собрание поэтических и прозаических произведе-ний Е. Ю. Кузьминой-Караваевой. Подробные примечания, фундаментальная вступи-тельная статья и большое количество иллюстраций открывают еще одно имя. принад-лежащее 'серебряному веку'. 767 с., ил. (ISBN 5-210-01541-6).

Папанова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии.

Адресовано изучающим историю русской культуры. 336 с., цв. ил. (ISBN 5-210-01547-5).

 

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ В ТРЕХ ТОМАХ.  ТОМ I.   Ю. М. Лотман

 

 

/ Издание выходит при содействии Открытого Фонда Эстонии / / Статьи по семиотике и топологии культуры // Таллин / 'Александра' /1992

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия .............    9


СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ

О семиосфере ...............   11

Мозг - текст - культура - искусственный интеллект .   25

Феномен культуры .............   34

Асимметрия и диалог ............   46

Миф - имя - культура (совместно с Б. А. Успенским) .   58

О двух моделях коммуникации в системе культуры . .   76

Динамическая модель семиотической системы ....   90

Несколько мыслей о типологии культур ...... 102

К построению теории взаимодействия культур (семио-тический аспект) .............. 110

Проблема византийского влияния на русскую культу-ру в типологическом освещении . ........ 121

ТЕКСТ КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Семиотика культуры и понятие текста . ...... 129

Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским) . . 133

Текст и полиглотизм культуры ......... 142

Текст в тексте ............... 148

Текст и структура аудитории . ......... 161

Риторика  ................ 167

Устная речь в историко-культурной перспективе . . . 184

Символ в системе культуры .......... 191

Память в культурологическом освещении ..... 200

О содержании и структуре понятия 'художественная литература' ............... 203

Слово и язык в культуре Просвещения ...... 216

Происхождение сюжета в типологическом освещении . 224

Каноническое искусство как информационный пара-докс .................. 243

 

КУЛЬТУРА И ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНИЯ

Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века .................. 248

Театр и театральность в строе культуры начала XIX века .................. 269

Сцена и живопись как кодирующие устройства культур-ного поведения человека начала XIX столетия . . 287

Декабрист в повседневой жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) ..... 296

О Хлестакове ............... 337

Литературная биография в историко-культурном кон-тексте (К типологическому соотношению текста и лич-ности автора) ............... 365

Куклы в системе культуры .......... 377

О редукции и развертывании знаковых систем (К проблеме 'фрейдизм и семиотическая культурология') . 381

СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА

О метаязыке типологических описаний культуры . . . 386

О понятии географического пространства в русских средневековых текстах ............ 407

Проблема художественного пространства в прозе Гоголя ................. 413

Заметки о художественном пространстве ..... 448

Клио на распутье .............. 464

Вместо заключения. О роли случайных факторов в истории культуры.............. 472

 

 

WWW

http://www.zone.ee/run/

 

 

Оформление М. РУЙЗО

Издательство 'Александра' 1992

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru ||  yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html || || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656 ||
Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 28.04.03